«Применение производной к исследованию функций. Схема исследования функции».
практическое применение знаний и умений с использованием компьютерных технологий
с. Коелга.
«Применение производной к исследованию функций. Схема исследования функции».
практическое применение знаний и умений
Цель:
План занятия:
Оборудование
Ход занятия
1. Орг. момент.
Сегодня нам предстоит научиться проводить полное исследование функции и строить ее график. Мы с вами впервые попробуем элемент урока алгебры перенести на урок информатики и посмотреть свои результаты на машинах.
2. Актуализация опорных знаний.
Устная работа по графику выявить точки максимума и минимума, промежутки возрастания и убывания и т.д.
Пусть дана функция: Решение: 1. D(f)=R, т.к. f -многочлен. 2. Выясняем,
является ли функция f четной или нечетной. 3. Функция непериодическая. 4. Находим точки пересечения графика с осями координат: 5. а) с осью ОХ: у=0 получаем точки (0;0), (3;0) 6. б) с осью ОУ: х=0 получаем точки (0;0) 7. Найдем
производную функции: 8. Найдем
критические точки: Отмечаем эти точки 0 и 2 на числовой прямой, и определяем знак производной в каждом промежутке.
I. (-1) 6(-1)-3(-1)2=-6-3=-9<0 II. (1) 6*1-3*12=3>0 III. (3) 6*3-3*32=-9<0 Значит, в промежутках
х=0 - точка минимума, т.к. производная меняет знак с минуса на плюс. Вычислим уmin=0. х=2 – точка максимума, т.к. производная меняет знак с плюса на минус. Вычислим уmax=4. 9.Составляем таблицу для внесения всех данных
10. Строим график функции.
|
4. Домашнее задание. Проблема- задача.
Внимание!!!
Рекомендую прежде чем начать работу ответить на вопросы стратегии, ответы будут являться планом.
У кого возникнут проблемы с задачей предлагаю другую работу.
Выучить схему исследования функции.
Исследовать и построить график функции:
а) y = 3x4- 4x3 - 12x2 + 10;
5. Самостоятельная работа.
По одному человеку садятся за компьютеры, остальные работают в тетрадях. После окончания решения проверяют электронный вариант и бумажный, ставят самооценку.
Вариант I.
Пример 1. Исследуйте функцию f(x)= x3-3х2 и постройте ее график
Решение:
Область определения данной функции - множество действительных чисел: D (f) =R.
Данная функция непрерывна на множестве действительных чисел как многочлен.
Найдем критические точки функции: f '(x)=3х2-6х = 3х (х-2),
f '(x)=0, 3х (х-2)=0, х=0 или х=2.
Составляем таблицу
х |
(- |
0 |
(0; 2) |
2 |
(2; |
f ''(х) |
+ |
0 |
- |
0 |
+ |
f (х) |
возрастает |
0 |
убывает |
-4 |
возрастает |
|
|
max |
|
min |
|
Критические
точки разбивают координатную прямую на три промежутка: (-; 0), (0; 2), (2;
).
Рис.5 (знаки f ')
На рисунке 5 указаны знаки производной f '(x) на каждом из этих промежутков.
Найдем нули функции: x3-3х2 = 0, x2 (х-3) = 0, x = 0 или x = 3.
Найдем координаты еще одной точки графика: если x =-1, то f (-1) = (-1)3 - 3 * (-1)2 = -4.
6) Строим график данной функции
Пример 2. Сколько корней имеет уравнение: x4 - 4x3 - 9 = 0.
Решение:
р (x) = x4 - 4x3 - 9
D(р)
= (-;
).
р ' (x) = 4 x 3- 12x 2 = 4 x 2 (х-3) = 0, x1,2 = 0; x3 = 3
Рис.6 (знаки р ').
4)
Из рисунка 6 видно, что: р(x) убывает на интервале (- ;
3];
р
(x) возрастает на [3; +).
5) x = 3 - min
а) р min= р (3) = 34 - 4 * 33 - 9 = -36 < 0
б) в точке x = 0 график имеет точки перегиба (то есть меняет выпуклость), f (0) = -9.
6) Строим эскиз графика
График пересекает ось 0Х в двух точках x1 и x2, следовательно, многочлен, а значит и данное уравнение имеет два корня.
Вариант II.
Пример 1. Исследуйте функцию y = 1/3x3- 3x2 + 8x и постройте ее график.
Решение:
Область определения данной функции - множество действительных чисел: D (y) =R.
Данная функция непрерывна на множестве действительных чисел .
Найдем критические точки функции: y ' = x2 - 6x + 8.
y ' = 0, x2 - 6x + 8 = 0, x = 2 или x = 4.
4) Составляем таблицу
х |
(- |
2 |
(2; 4) |
4 |
(4; |
y '' |
+ |
0 |
- |
0 |
+ |
y |
возрастает |
20/3 |
убывает |
16/3 |
возрастает |
|
|
max |
|
min |
|
ymax = y(2) = 20/3, y min= y(4) = 16/3.
5) Найдем нули функции: 1/3x3- 3x2 + 8x =0, x (1/3x2- 3x + 8) = 0, x = 0 или 1/3x2- 3x + 8 = 0.
x2- 9x + 24 = 0, D = 92- 4 * 24 < 0, квадратное уравнение корней не имеет. Данная функция имеет только один нуль: x = 0. При x = 0 y = 0 - график функции проходит через начало координат.
6) Построим график функции
Пример 2. Сколько корней имеет уравнение: x2- x3/3- 1= 0
Решение:
p (x) = -x3/3+ x2- 1.
D (p) = IR.
Исследуем функцию: p '(x) = -x2+ 2x = - x (x - 2) =0, x = 0 или x =2.
3) Найдем критические точки функции
Рис.7 (знаки p')
x = 0 - min, p min= p (0) = -1 < 0;
x = 2 - max, p max= p (2) = - 8/3 + 4 - 1 = -8/3 +3 = 1/3 > 0.
4) Строим эскиз графика.
График пересекает ось 0Х в трех точках x1, x2 и x3, следовательно, многочлен, а значит и данное уравнение имеет три корня.
6. Рефлексия. Спасибо, ребята. До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.