ГБОУ СПО ЛНР
«Луганский колледж автосервиса им. А.А.Гизая»
Доклад на тему:
Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии
Подготовила:
Преподаватель химии, биологии и экологии
Боева Елена Александровна
Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучаюшегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по химии и биологии.
В этих условиях традиционная система, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
· Информационно – коммуникационная технология
· Технология развития критического мышления
· Проектная технология
· Технология развивающего обучения
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология проблемного обучения
· Игровые технологии
· Модульная технология
· Технология мастерских
· Кейс – технология
· Технология интегрированного обучения
· Педагогика сотрудничества.
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии.
· Традиционные технологии (классно-урочная система)
Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы.
Данная технология основана на применении развивающего эврестичекого обучения на деятельностном подходе. Основу данной технологии составляет набор 3-х стадий: а) вызов, б) осмыслениев) размышление.
Действия обучающихся.
На стадии вызова.
Обучающийся ставит перед собой вопрос, что я знаю по данной проблеме, анализирует собственные знания и ставит вопрос, что хочу узнать? В результате происходит вызов интереса к теме, определение цели её изучения силами самих обучающихся.
На стадии осмысления.
Под руководством и с помощью товарищей обучающийся отвечает на поставленные вопросы, вступает в непосредственный контакт с информацией, читает, слушает , делает опыты. Активное получение информации самим обучающимся, соотношение нового и уже известного.
На стадии размышление.
А правильно ли я ответил. Размышление и обобщение того, что узнал по данной проблеме, попытка присвоения информации ( выражение своими словами).
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно-мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да - нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём «Перекрёстная дискуссия»
Хочу остановиться на приёме: «Кластер».
Составление кластера по металлам.
( практическая работа в парах)
Кейс-технология.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения, среди них проектная, ИКТ, технология развития критического мышления при чтении и письме, кейс и т.д.
Подробнее разберем кейс-технологию.
Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.
Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.
Кейс– совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения,это описание проблемной ситуации на основе реальных фактов, случаев, которые можно перевести в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Кейс-технология (дежурный чемоданчик на всякий случай).
В качестве кейсов можно использовать любые тексты (материалы газет, журналов, материалы из интернет и др.). Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).Кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна, поэтому очень сложно использовать его в химии.
Критерии для разработки кейса.
1. Соответствие проблематики кейса, изучаемого содержания.
2. Достаточный уровень знаний учащихся в проблемном поле в ситуации кейса.
3. Кейс должен быть на пол листа.
Требования к кейсу:
1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения;
2. соответствие текста поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается;
3. присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы;
4. отсутствие авторской оценки проблемы;
Цель -научить:
·анализировать информацию,
·сортировать ее для решения заданной задачи,
·выявлять ключевые проблемы,
·генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
·выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:
·Получают коммуникативные навыки
·Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
·Приобретают экспертные умения и навыки
·Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы,разрабатывать различные проблемы;
· анализировать ситуации;
· оценивать альтернативы;
· выбирать оптимальный вариант решений;
· составлять план осуществления решений;
·устойчивый навык решения практических задач;
·учиться работать с информацией.
Этапы использования кейсов:
1.Подготовительный этап - создание кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока.
2. Ознакомительный этап (учитель организует работу в классе, учащиеся знакомятся с ситуацией, её особенностями);
3. Аналитический этап
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение. Этапы: -выделение основной проблемы,
-любые предложения по ее решению, -
-анализ последствий принятия того или иного решения
4. Итоговый этап (учитель оценивает вклад учеников в анализе ситуации, подводит к общему выводу). Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между обучающимися и преподавателем:
Фаза работы |
Действия преподавателя |
Действия обучающегося |
До занятия |
1. Подбирает кейс 2. Определяет
основные и 3. Разрабатывает сценарий занятия |
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы 2.Индивидуально готовится к занятию |
Во время занятия |
1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает обучающихся дополнительными сведениями |
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других 3. Принимает или участвует в принятии решений |
После занятия |
1. Оценивает работу обучающихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы |
Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме |
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Методы, применяемые в кейс-технологии:
1. Метод инцидентов.
2. Метод проигрывания ролей.
3. Метод «Групповая дискуссия».
4. Игровое проектирование.
5. Разбор деловой корреспонденции.
Ограничения в использовании кейс-технологии.
1.В начале учебного года или курса, когда у учащихся нет знаний по теме.
2. Не эффективно в отношении ситуаций жесткого регламентированных не имеющих альтернативных путей решения.
«Окислительно-восстановительные реакции».
Образовательные цели урока: развитие знаний учащихся о видах окислительно-восстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами. Развивающие цели урока: развитие знаний школьников о химических процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока: формирование научного мировоззрения.
Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом - 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности - 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;
Основные этапы урока:
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Работа с кейсом. Анализ.
4. Домашнее задание.
5. Итог урока.
Ход урока:
Организационные моменты.
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.
Актуализация знаний учащихся.
Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень – введение в задачу
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче
3 ступень – принятие решений
4 ступень – рассмотрение альтернатив
5 ступень – сравнительный анализ
6 ступень – презентация решений
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
·Повысить мотивации обучения у обучающихся;
·Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Что такое компетентностно-ориентированные задания?
КОЗ
– это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у
учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и
развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной,
коммуникативной и компетентности разрешения проблем.
КОЗ -
это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную
ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами. Признаки компетентностно-ориентированной задачи:
1. имитация жизненной ситуации;
2. обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
3. выход за рамки одной образовательной области;
4. наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
5. часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий
1. деятельностная составляющая;
2. предметные умения;
3. умения работать с информацией;
4. исследовательские умения.
2.2. Структура компетентностно-ориентированного задания.
Структура компетентностно-ориентированного задания.
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);
инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
В приложении представлены задания по английскому языку, направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем. Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля. В зависимости от видов деятельности учащихся, задания направлены на формирование соответствующих умений. Кроме того, в характеристике каждого задания указаны тема урока (занятия), уровень сложности задания и для учащихся какого класса оно предназначено. Выполнениезаданий оценивается вбаллах в зависимостиот структуры задания,егоуровня сложности,форматаответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания.
Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями.
Конечно уроки с компетентностно - ориентированными заданиями отличаются от традиционных.
Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями:
1. Учебный материал отличается проблемностью.
2. Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте.
3. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.
4. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме.
5. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.
6. Самостоятельное добывание знаний учащимися.
7. В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.
8. Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.
9. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.