Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии
Оценка 4.7

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии

Оценка 4.7
docx
18.01.2023
Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии
Доклад 2.docx

ГБОУ СПО ЛНР

«Луганский колледж автосервиса им. А.А.Гизая»

 

 

 

 

Доклад на тему:

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии

 

https://kgpk.su/GFOXSH/040621/63710763.jpg

 

Подготовила:

Преподаватель химии, биологии и экологии

Боева Елена Александровна

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучаюшегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по химии и биологии.

В этих условиях традиционная система, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной.  Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

· Информационно – коммуникационная технология

· Технология развития критического мышления

· Проектная технология

· Технология развивающего обучения

· Здоровьесберегающие технологии  

· Технология проблемного обучения

· Игровые технологии

· Модульная технология

· Технология мастерских

· Кейс – технология

· Технология интегрированного обучения

· Педагогика сотрудничества. 

· Технологии уровневой дифференциации 

· Групповые технологии. 

· Традиционные технологии (классно-урочная система)

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы. 

Данная технология основана на применении развивающего эврестичекого обучения на деятельностном подходе.  Основу данной технологии составляет набор 3-х стадий: а) вызов, б) осмыслениев) размышление.

Действия обучающихся.

На стадии вызова.

Обучающийся ставит перед собой  вопрос, что я знаю по данной проблеме, анализирует собственные знания и ставит вопрос, что хочу узнать?  В результате происходит вызов интереса к теме,  определение цели её изучения силами самих обучающихся.

На стадии осмысления.

 Под руководством и с помощью товарищей обучающийся отвечает на поставленные вопросы, вступает в непосредственный контакт с информацией, читает, слушает , делает опыты. Активное получение информации самим обучающимся, соотношение нового и уже известного.

На стадии размышление.

А правильно ли я ответил. Размышление и обобщение того, что узнал по данной проблеме, попытка присвоения информации ( выражение своими словами).

Основные методические приемы развития критического мышления

1.                     Прием «Кластер»

2.                     Таблица

3.                     Учебно-мозговой штурм

4.                     Интеллектуальная разминка

5.                     Зигзаг, зигзаг -2

6.                     Прием «Инсерт»

7.                     Эссе

8.                     Приём «Корзина идей»

9.                     Приём «Составление синквейнов» 

10.                 Метод контрольных вопросов

11.                 Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12.                 Круги по воде

13.                 Ролевой проект

14.                 Да - нет

15.                 Приём «Чтение с остановками» 

16.                 Приём « Взаимоопрос»

17.                 Приём «Перепутанные логические цепочки»

18.                 Приём «Перекрёстная дискуссия»

Хочу остановиться на приёме: «Кластер».

Составление кластера по металлам.

( практическая работа в парах)

 

 

Кейс-технология.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения, среди них проектная, ИКТ, технология развития критического мышления при чтении и письме, кейс и т.д.

Подробнее разберем кейс-технологию.

Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.

Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.

Кейс–   совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения,это описание проблемной ситуации на основе реальных фактов, случаев, которые можно перевести в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Кейс-технология (дежурный чемоданчик на всякий случай).

В качестве кейсов можно использовать любые тексты (материалы газет, журналов, материалы из интернет и др.). Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).Кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна, поэтому очень сложно использовать его в химии.

Критерии для разработки кейса.

1.                     Соответствие проблематики кейса, изучаемого содержания.

2.                     Достаточный уровень знаний учащихся в проблемном поле в ситуации  кейса.

3.                     Кейс должен быть на пол листа.

Требования к кейсу:

1.  Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения;

2.  соответствие текста  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается;

3.  присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы;

4.  отсутствие авторской оценки проблемы;

Цель -научить:

·анализировать информацию,

·сортировать ее для решения заданной задачи,

·выявлять ключевые проблемы,

·генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

·выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

·Получают коммуникативные навыки

·Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

·Приобретают экспертные умения и навыки

·Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы,разрабатывать различные проблемы;

· анализировать ситуации;

· оценивать альтернативы;

· выбирать оптимальный вариант решений;

· составлять план осуществления решений;

·устойчивый навык решения практических задач;

·учиться работать с информацией.

Этапы использования кейсов:

1.Подготовительный этап - создание кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока.

2. Ознакомительный этап (учитель организует работу в классе, учащиеся знакомятся с  ситуацией, её особенностями);

3. Аналитический этап

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение. Этапы: -выделение основной проблемы,

-любые предложения по ее решению, -

-анализ последствий принятия того или иного решения

4. Итоговый этап (учитель оценивает вклад учеников в анализе ситуации, подводит к общему выводу). Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между обучающимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия обучающегося

До занятия

1.       Подбирает кейс

2.       Определяет основные и
вспомогательные материалы для подготовки обучающихся

3.       Разрабатывает сценарий занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

1.       Организует предварительное обсуждение кейса

2.       Делит группу на подгруппы

3.       Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает обучающихся дополнительными сведениями

1.       Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.       Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других

3.       Принимает или участвует в принятии решений

После занятия

1.       Оценивает работу обучающихся

2.       Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

1.         вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

2.         информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

3.         стратегический кейс (развитие умения ана­лизировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

4.         исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);

5.         тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков -  логических и т.п.).

Методы, применяемые в кейс-технологии:

1.       Метод инцидентов.

2.       Метод проигрывания ролей.

3.       Метод «Групповая дискуссия».

4.       Игровое проектирование.

5.       Разбор деловой корреспонденции.

Ограничения в использовании кейс-технологии.

1.В начале учебного года или курса, когда у учащихся нет знаний по теме.

2. Не эффективно в отношении ситуаций жесткого регламентированных не имеющих альтернативных путей решения.

«Окислительно-восстановительные реакции».

Образовательные цели урока: развитие знаний учащихся о видах окислительно-восстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами. Развивающие цели урока: развитие знаний школьников о химических процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока: формирование научного мировоззрения.

Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом - 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности - 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;

Основные этапы урока:

1.              Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2.            Актуализация знаний учащихся.

3.            Работа с кейсом. Анализ.

4.            Домашнее задание.

5.            Итог урока.

Ход урока:

Организационные моменты.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.

Актуализация знаний учащихся.

Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом.    Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».

Рекомендуемая последовательность работы:

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации  по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

·Повысить мотивации обучения у обучающихся;

·Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.


 

Что такое компетентностно-ориентированные задания?

         КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание,
которое способствует формированию и развитию у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем.
КОЗ - это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся  особыми элементами.         Признаки компетентностно-ориентированной задачи:

 

1.                       имитация жизненной ситуации;

2.                       обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

3.                       выход за рамки одной образовательной области;

4.                       наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;

5.                       часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий

1.                       деятельностная составляющая;

2.                       предметные умения;

3.                       умения работать с информацией;

4.                       исследовательские умения. 

2.2. Структура компетентностно-ориентированного задания.

        Структура компетентностно-ориентированного задания.

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

 

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/79/78013/78013_html_4e2eb018.gif                        

 

         В приложении представлены задания по английскому языку,     направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем. Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля. В зависимости от видов деятельности учащихся,  задания направлены на формирование соответствующих умений. Кроме того, в характеристике каждого задания указаны тема урока (занятия), уровень сложности задания и для учащихся какого класса оно предназначено. Выполнениезаданий оценивается вбаллах в зависимостиот структуры задания,егоуровня сложности,форматаответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания.

 

Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями.

Конечно уроки с компетентностно - ориентированными заданиями отличаются от традиционных.

Требования к проведению урока с компетентностно-ориентированными заданиями:

1.                     Учебный материал отличается проблемностью.

2.                     Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте.

3.                     Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.

4.                     Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме.

5.                     Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.

6.                     Самостоятельное добывание знаний учащимися.

7.                     В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.

8.                     Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.

9.                     Дети осуществляют самооценку учебной деятельности


 

ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса им

ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса им

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и химии

Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления

Кейс-технология. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации

Кейс-технология. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые: ·

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые: ·

Проблема переформулируется в цель

Проблема переформулируется в цель

Разбор деловой корреспонденции

Разбор деловой корреспонденции

Что такое компетентностно-ориентированные задания?

Что такое компетентностно-ориентированные задания?

В приложении представлены задания по английскому языку, направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем

В приложении представлены задания по английскому языку, направленные на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем

Самостоятельное добывание знаний учащимися

Самостоятельное добывание знаний учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023