Применение современных педагогических технологий в условиях введения ФГОС по новым УМК серии «Forward»: опыт, проблемы, апробации.

Применение современных педагогических технологий в условиях введения ФГОС по новым УМК серии «Forward»: опыт, проблемы, апробации.

docx
09.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Применение современных технологий в условиях введения ФГОС к УМК Forward (Автосохраненный).docx

 

 

Надпись: Применение современных педагогических технологий в условиях введения ФГОС по новым УМК серии «Forward»: опыт, проблемы, апробации.
 

 

 

 


2 класс

 

 

 

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Применение современных педагогических технологий в условиях введения ФГОС по новым УМК серии «Forward»: опыт, проблемы, апробации».

Изменения стандартов затронули предмет иностранный язык самым непосредственным образом. Значимость предмета иностранный язык, на мой взгляд, трудно переоценить. Наш мир сегодня подвержен постоянным изменениям, в числе которых глобализация, ускорение темпов развития общества, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, возникновение и рост глобальных проблем, решить которые можно только в процессе межкультурного диалога. Поэтому современному обществу необходима личность, умеющая мыслить самостоятельно, принимать продуманные решения; личность, умеющая работать в команде и способная вести конструктивный диалог для решения личных и глобальных проблем.

В связи с этим, у меня, как у учителя-практика, возник ряд вопросов:

1.      Как сделать так, чтобы младший школьник захотел решать коммуникативные задачи в процессе общения на трудном для него и непонятном языке, в то время как на родном языке это можно сделать быстрее и проще?

2.      Как добиться успешного взаимодействия в иноязычном общении и при этом адекватно принимать другую культуру, не теряя собственной культурной значимости?

3.      Как преодолеть уверенность школьников в том, что даже при слабом уровне языковой подготовки и недостаточных знаниях, их все равно как-нибудь поймут?

4.       В какой форме необходимо организовать иноязычное общение, какие методы и технологии применить, чтобы максимально эффективно обучать детей иностранному языку?

Ответы на эти вопросы я попыталась найти в УМК серии «Forward», апробируемый в нашей школе первый год.  Принимая во внимание, что дети, которые сейчас занимаются по УМК серии «Forward» во 2-5 классах, скорей всего, будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку как третий обязательный экзамен, считаю, что эффективное применение современных педагогических технологий способствует более успешному и качественному обучению иностранному языку. Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных педагогических технологий педагогическим коллективом. Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий. Сущность новшества заключается во внедрении в практическую образовательную деятельность педагогических технологий предложенных УМК серии «Forward» во 2, 5 и 10 классах.

Полагаю, что использование в практике работы школ сравнительно нового для образования понятия «технология» обусловлена несколькими причинами: с одной стороны, это внутренняя, так сказать, профессиональная потребность учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности; с другой - потребность извне, диктуемая изменениями, происходящими в обществе и обусловливающая необходимость в модернизации современного образования, как в целом, так и в отдельно взятом образовательном учреждении.

Обратимся к самому понятию.

По определению Б.Т.Лихачева: педагогическая технология - это совокупность приемов, психолого-педагогических установок, определяющих определенный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

- Научным: педагогическая технология - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания и методы обобщения и проектирующая педагогические процессы.

-Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

-Процессуально-деятельностным: осуществление педагогического процесса функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Традиционные образовательные технологии и формы занятий должны претерпеть качественные изменения. Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход. В настоящее время в условиях введения ФГОС в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Современные технологии подразумевают в первую очередь новые учебно-методические комплекты. В этом учебном году, как уже было сказано выше, учителя нашей школы начали апробацию УМК серии «Forward» для 2,5 и 10 классов. Выбор данного УМК был обусловлен тем, что автор данного УМК доктор филологических наук, профессор, зам. Декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова, М. В. Вербицкая является составителем материалов и председателем Федеральной предметной комиссии по иностранным языкам ГИА и ЕГЭ. УМК серии «Forward» отвечает всем современным требованиям. Учебный материал распределен и дозирован с учетом возрастных особенностей обучающихся, способствует развитию интеллектуального и эмоционального роста детей.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Наша задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие новые технологии обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Под новыми технологиями данный УМК подразумевает не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы, новые подходы к организации процесса обучения, В УМК серии «Forward» широко представлены следующие педагогические технологии:

1)      обучение в сотрудничестве,

2)      сценарно-контекстная технология,

3)      проектная технология,

4)      информационные технологии,

5)       игровая технология,

6)       здоровьесберегающая технология,

7)      Технология портфолио,

8)       технология интерактивного обучения 

которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей.

1)      Согласно образовательным стандартам второго поколения, ведущим методом обучения иностранному языку является обучение сотрудничеству как способу реализации личностно ориентированного подхода. В основе личностно ориентированного обучения лежит принцип развития индивидуальных способностей учащегося. Личностно ориентированный подход, с моей точки зрения, это подход, при котором в центре обучения обучающийся, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. УМК серии «Forward» отвечает принципам личностно ориентированного обучения, где приоритет отдается самостоятельной деятельности обучающегося. Таких заданий много:

1.      Прочитай утверждения, скажи, верно оно или нет; найди подтверждение своему выбору в прочитанных раньше текстах.

2.      Составь диалог, подобрав к вопросам ответы, продолжи диалог самостоятельно.

3.      Найди нужный рисунок. Выбери любое животное и опиши его;устрой выставку рисунков «Животные России».

4.      Откуда ты? Поговори об этом со своим другом.

5.      Найди «лишнее слово»; покажи, о чьем рисунке идет речь; что ты видишь на рисунках ребят?

2)      Сценарно-контекстная технология.

Каждый раздел УМК серии «Forward» начинается с сюжетной истории, связанной с реальной действительностью, окружающей младшего школьника («Как зовут твоих друзей?», «Наша улица», «В ванной паук», «Мне нравится пицца»), которая позволяет организовать формирование и развитие коммуникативных действий с помощью комплекса упражнений. Сюжетная история, состоящая из нескольких картинок и мини-диалогов – эмоциональный стимул и речевая опора для дальнейшего высказывания ученика. Сначала – ситуация (проблема), выступающая своеобразным маячком, за ней следует лексико-грамматический аспект речи. Таким образом, сначала создается потребность в использовании языковых средств, затем следует удовлетворение этой потребности через систему упражнений.  Учитель, используя сюжетную историю, создает условия для сотрудничества, обучает детей грамотно выражать мысли в речи, уважать в общении партнера и самого себя.

 

3)      Проектная технология.

Особого одобрения заслуживают в УМК серии «Forward» приемы формирования проективной компетенции. Авторы предлагают широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые постепенно накапливаются в портфолио учащегося: во 2 классе учащиеся изготавливают куклы для кукольного театра, изготовление макета дома, карточки в игре «цвета», изготовление новогодней открытки, карточек с английскими звуками, словарик с английским алфавитом и т. д. В 5 классе объявляется фотоконкурс по теме «Как я провел летние каникулы» с использованием временной формы  Past Simple , в процессе изучения темы «Америка» учащиеся 5 класса выполняли разнопланавые творческие задания (изготовление макета «карта полезных ископаемых США», презентация «Город в Америке, который я хотел бы посетить»), которые к концу года оформляются в моно-проект «Соединенные Штаты Америки». Данные проекты позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть конкретные продукты своей деятельности, что способствует самореализации и социализации ребенка, позволяет младшему школьнику увидеть смысл в том, что он делает. Работа над выполнением творческих проектных заданий развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение и учит правильно ставить цели и организовывать свою деятельность.  Такая работа и полезна, и интересна. Дети очень дорожат выполненными куклами, макетами дома, коллажами. В рабочей тетради содержатся задания по созданию визитной карточки, часиков для закрепления темы «Время», что очень заинтересовывает учащихся. В 5 классе Однако стоит отметить, что у учителя иностранного языка не всегда хватает времени на организацию работы с проектом, поэтому необходимо ввести дополнительный час на изучение иностранного языка во 2 и 5 классах.

4)      Информационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии, среди которых цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) дают широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, которые заключаются в умении формулировать цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д. В документах, посвященных проекту «Информатизация системы образования» по разработке и применению в учебном процессе учебных материалов нового поколения, понятие «цифровой образовательный ресурс» определяется как «совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе». Ниже приведу примеры использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в младших классах с целью формирования универсальных учебных действий по УМК серии «Forward». На экране поочередно появляются вопросы. Учащимся 2 класса предлагается кратко ответить на них. На данном этапе выполнения упражнения у младших школьников проверяется владение диалогической формой иноязычной речи (формируются коммуникативные универсальные учебные действия). В 5 классе на экран выводится письмо зарубежному другу. Обучающемуся предлагается прочитать письмо и определить кто, кому, откуда его прислал и когда его получил адресат. Таким образом, на данном этапе выполнения упражнения у детей формируются познавательные универсальные действия, а именно: поиск и выделение необходимой информации Также стоит отметить, что использование цифровых образовательных ресурсов, являясь актуальным ответом на требования ФГОС нового поколения, способствует эффективности обучения английскому языку младших школьников.

5)      Игровая технология.

В учебник и рабочую тетрадь УМК серии «Forward» включены разнообразные лексико-грамматические игры: настольные, игры с мячом, лото, имитационные и двигательные игры с использованием созданного учащимися игрового материала. В некоторых заданиях учащимся предлагается самим придумать правила игры, объяснить правила учащимся, сыграть с одноклассниками. Начало каждого раздела в учебнике оформлено цветной «закладкой», на которой располагаются рисунки, цифры, лексические единицы, позволяющие обсудить содержание раздела, установить связь между материалом пройденного и нового раздела, организовать этап целеполагания. Для закрепления лексических единиц в 2 классе в уроки включены задания с кроссвордами, чайнвордами, «змейка» слов в рабочей тетради. В 5 классе в ходе изучения темы «Америка» очень эффективна игра-имитация в форме пресс-конференции, где учащиеся делятся на 3 группы: сотрудники СМИ, специалисты: историки, политики, культуроведы, экспертный совет, задающие вопросы по существу.

6)      Здоровьесберегающая технология.

Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа внедрения ФГОС для начальной школы. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное не имеет особого смысла. Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов, его изучение требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. В уроки курса для 2 класса включены упражнения, которые позволяют организовать динамические паузы: чтение рифмовок, совмещенное с выполнением двигательных упражнений, физкультминутки, разучивание песен. Благодаря творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, соблюдаются требования к организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

7)      Технология портфолио.

Именно портфолио  может служить отражением достижений ребенка, его размышлений и переживаний по поводу значимых для него событий школьной жизни. Поскольку главная цель технологии «Портфолио» - организация рефлексии образовательной деятельности  через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведенные автором. Кроме того, портфолио учащегося является оптимальным способом организации накопительной системы оценки с точки зрения современных подходов к оцениванию. М. В, Вербицкая расценивает портфолио как коллекцию работ и результатов учащегося. Существуют различные виды портфолио: портфолио документов, портфолио достижений, рефлексивный портфолио, комбинированные варианты. В начале работы по созданию портфолио мы определили его цель, вид, структуру и содержание. Сразу оговорюсь, поскольку эта технология применяется нами впервые в работе с новым УМК серии «Forward» наши портфолио еще будут совершенствоваться и видоизменяться. На данный момент портфолио во 2 классе несет функцию «копилки» пройденного материала, творческих работ и достижений учащихся, «шпаргалки» для родителей и учеников и конечно же «площадки» для раскрытия творческого потенциала учащихся. В конце года мы планируем организовать выставку и конкурс ученических портфолио, поэтому дети очень творчески, эстетично и разнообразно подходят к оформлению своих работ!

8)      Технология интерактивного обучения.?

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности.

Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивные технологии предполагают:

  • Диалоговое общение
  • Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
  • Развитие критического мышления
  • Развитие умения решать проблемы
  • Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
  • Формирование личностных качеств учащихся

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде. Существует великое множество технологий интерактивного обучения. В 5 классе учащиеся с большим желанием и интересом принимают участие в интерактивной игре «Карусель»: ученики образуют 2 круга внешний и внутренний, встают лицом друг к другу, внешний круг движется, внутренний остается неподвижным, ребята из внешнего круга задают вопросы тем, кто внутри. Эта игра очень эффективна при отработке различных грамматических структур, лексических единиц.

В заключении хотелось бы сказать, что, безусловно, исследование чего-то нового, необычного – это всегда интересно, это путь к самообразованию и повышению своего педагогического мастерства.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)