Применение современных технологи на уроках родного языка
Оценка 4.7

Применение современных технологи на уроках родного языка

Оценка 4.7
doc
05.08.2022
Применение современных технологи на уроках родного языка
Вельдяскина Т. П._ Применение современных технологий на уроке.doc

Применение технологии проблемного обучения на уроках эрзянского языка

 

В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий, которые помогают делать урок современным, деятельностным, развивающим.

Как ювелир подбирает оправу камню, так и учитель подбирает технологию, к тому содержанию, с которым ему предстоит работать.

Работая в школе в течение 19 лет (из них 6 лет в качестве учителя эрзянского языка), я всегда видела свою основную задачу не только  в том, чтобы дать обучающимся определённый объём знаний, но и научить их мыслить, рассуждать, выстраивать логические цепи, делать выводы и находить пути их решения. Всему этому учит технология проблемного обучения. Поэтому тема моей методической проблемы звучит так: «Применение технологии проблемного обучения на уроках эрзянского языка».

На своих уроках я применяю технологию проблемного диалога, которая помогает дать ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге ученики ставят учебную проблему, т.е. формулируют тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организуется поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

На уроке создаю проблемную ситуацию с предъявлением практического задания, например, предлагаю прослушать стихотворение, текст на эрзянском языке, разгадать ребус, кроссворд, т.е. использую прием «яркое пятно» или практическое задание, основанное на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, ученики такие задания могут и выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» Если же ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Так, например, проблемная ситуация с разбросом мнений, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – во фронтальной работе с классом. Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

В своей работе придерживаюсь следующих правил:

Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником.

Получай удовольствие от работы.

Говори «не знаю», если не знаешь.

Улыбайся чаще, от этого в классе светлее.

Будь самим собой.

Применяя технологию проблемного обучения на уроках, я добиваюсь качественных результатов.

Результаты своего труда мы видим в достижениях своих учеников. Мои дети становятся победителями,  призёрами во многих  конкурсах. Тулкина Ирина-призёр республиканского конкурса «Край родной навек любимый» 2015г., Рыжова Мария – призёр муниципального конкурса «Осени чудесные мгновения» 2015г., предметных олимпиадах муниципального   и  республиканского    уровней- Липатова Елизавета , Рыжова Мария  -призёры муниципального уровня 2013-2014 уч.г; Сергеева Анна, Тулкина Алёна –победители муниципального уровня2014-2015уч.г,  Кривдина Дарья, Инжуткина Анастасия, Ерошкина Яна, Боклачёв Никита - призёры муниципального уровня2014-2015 уч. г; Тулкина Ирина- призёр   республиканского    уровня 2014-2015 уч. г.  Сергеева Анна, Николаева Светлана, Липатова Елизавета, Ерошкина Яна - призёры муниципального уровня 2015-2016уч.г; Ерошкина Яна, Погодин Максим- победители муниципального уровня 2016-2017уч.г,  Николаева Светлана,  Буянова Дарья. Сергеева Анна, Тулкина Ирина, Долгов Никита, Зорькина Татьяна, Ермолаева Анастасия – призёры  муниципального уровня 2016-2017уч.г;

              Чтобы быть учителем, профессионалом своего дела необходимо быть в постоянном творческом поиске в стремлении совершенствовать и развиваться.

 В моей работе на разных её этапах, были свои достижения, которые сложились в мой жизненный опыт.

Каковы же мои достижения в моей  профессиональной деятельности?  Я – участница  республиканского конкурса «Лучший учитель мордовского (мокшанского, эрзянского) языка Республики Мордовия- 2015г»,  республиканского конкурса   научно- методических проектов «Креативные технологии в обучении родному  языку и литературе»  -2015г. , призёр республиканской  Интернет – викторины «Культура этносов Республики Мордовия»-2017г., победитель  всероссийской блиц – олимпиады «Тебе желаю счастья, мордовская земля!» 2017г., победитель муниципального конкурса «Учитель года -2017»

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.


Применение технологии проблемного обучения на уроках эрзянского языка

Применение технологии проблемного обучения на уроках эрзянского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2022