Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика +1
3 кл
04.06.2019
Тема урока: Определение глагола как части речи.
Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи: 1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.
Тема урока Определение глагола как части речи.doc
МКОУ «Шаумяновская ООШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО
русскому языку
4 КЛАСС
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГЛАГОЛА КАК ЧАСТЬ
РЕЧИ»
Подготовила
учитель начальных классов
Курбаналиева Лиана
Раджабовна Тема урока: Определение глагола как части речи.
Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи: 1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и
письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на
уроке русского языка.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же
каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и
придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
2. Минутка чистописания.
А отправимся мы сегодня в лес. (Слайд 1)
Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.
(Гимнастика для пальцев)
Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а
потом на другой.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем
минутку чистописания.
Заглавные буквы «Л» это стройные деревья, строчные «м» широкие
кустарники. 3. Актуализация изученного о частях речи.
Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов (Слайд 2)
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
Запишите это предложение (Слайд 3,4)
Извилистая тропинка уводит в лес.
Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в
столбик. (Слайд 5)
В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.
Что вы можете рассказать об именах существительных?
Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме «Лес»?
Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно
связано? (Слайд 6)
Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?
Вывод: Как называются слова записанные в первом столбике? Во втором? А
как вы определили?
4. Открытие нового знания.
а) Подводящий диалог
Ребята, как надо вести себя в лесу?
Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли «кричать, мусорить,
слушать, смотреть …» . – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают
эти слова?
Может кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)
б) Формулирование темы урока.
Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать.
(Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение
глаголов в речи.)
Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он
отвечает?
Можно ли идти, бежать, лететь не совершая действий? А теперь представьте
себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где
остановилась жизнь.
Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).
Но сначала сами подвигаемся.
Физминутка.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась, Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать,
откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.
Слово «глагол» в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши
рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол
одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не
передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления ,глагол
занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)
в) Роль глаголов в речи.
Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот
вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый
дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные
жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал.
Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.
Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти
картины?
А тексты? Чем они отличаются?
Какие слова оживили картину? (Слайд 10)
Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (передают точно
и достоверно все действия, события)
г) Работа с определением.
Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
Что обозначают глаголы?
На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)
Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105
д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.
Работа в паре с карточками.
Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы,
подчеркните их.
1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий 5) кричат, крикливый, крикун.
Что общего у слов в каждой группе?
Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак)
Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?
Составление алгоритма. (Слайд 12)
Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем
гимнастику для глаз. (Слайд 1315)
5. Первичное закрепление.
а) Подбор к существительным словдействий.
Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей:
волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь. ( Слайд 16)
Есть ли среди этих слов словарные слова? (заяц, медведь)
Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?
Подберите к ним подходящие глаголы.
Как вы будете подбирать глаголы?
Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?
б) Работа с текстом.
Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичоклесовичок.
Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. ( Слайд 17)
Однажды старичоклесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На
полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева ктото громко
жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и
задумался.
Самопроверка
Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)
6. Итог урока.
(Слайд 18)
Что же такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
Чем отличается от других самостоятельных частей речи?
Дом.зад. А нам пора возвращаться из леса. Но со старичкомлесовичком мы не
прощаемся. Дома продолжите текст про него. «Оживите» лесную картину с
ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.
Самоанализ урока.
Тема урока: Определение глагола как части речи.
Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи: 1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и
письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
В разделе это первый по счету урок. На изучение этой темы отводится 13
часов.
На уроке применяла словесный метод, наглядный, частичнопоисковый
при формулировании темы и вопросов урока.
Данные методы способствовали активизации познавательного интереса,
побуждению к мыслительной деятельности и отработки навыка определять
части речи, развитию речи, совершенствованию умения делать выводы и
формированию учебной мотивации.
Обучающиеся находились в постоянном поиске ответов на поставленные
вопросы, многие самостоятельно делали выводы.
На уроке прослеживалась связь с жизнью направленная на то, чтобы дети
с любовью относились к природе. А также прослеживалась межпредметная
связь с Окружающим миром. Для контакта с классом создавала условия доброжелательности и
комфорта. Для этого использовала живое слово, игровые приемы, приемы
повышения мотивации. Обучающиеся были раскрепощены, работали активно.
В целях сохранения здоровья использовала здоровьесберегающие
технологии: это и пальчиковая гимнастика и дыхательная, физминутка, а
также гимнастика для глаз.
На уроке использовала наиболее оптимальные, на мой взгляд, формы
работы: Фронтальную, работу в парах, самостоятельную, игровую. Они
способствовали:
активизации внимания;
стимулированию познавательного интереса;
формированию прочных речевых умений и навыков;
созданию ситуации успеха;
формированию мотивации учения.
Работа детей была оценена. Большинство получили положительные
оценки.
Домашняя работа несет творческий характер и является продолжением
темы урока.
Урок поэтапно логически выдержан, намеченные задачи выполнены, цель
урока достигнута.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Определение глаголов как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.