Применение технологии критического мышления в начальной школе
Оценка 4.7

Применение технологии критического мышления в начальной школе

Оценка 4.7
docx
14.03.2024
Применение технологии критического мышления в начальной школе
Доклад Применение технологий....docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  № 16 г. Балашова, филиал п. Первомайский

 Балашовского района Саратовской области

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Применение

технологии развития критического мышления

как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе»

 

    

 

 

 

 

                                           Подготовила: Цыплухина Г. Н.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.

    Как сделать так, чтобы ученик умел мыслить критически? Это одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?

      Желания учиться у детей все меньше, и уровень качества знаний обучающихся не повышается, а если и есть положительная динамика, то она незначительна. Считаю, что ответ нужно искать в мотивации к обучению у учеников. Насколько она у них сформирована? На своих уроках стараюсь применять элементы технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить?

         При использовании ТРКМ меняется деятельность ученика, от привычки получать готовые знания к привычке самостоятельно «добывать» эти знания, использовать опыт, к умению высказывать свою точку зрения, отстаивать собственную позицию обоснованно, обмениваться мнениями.  Основная идея – способствовать созданию атмосферы обучения, при которой учащиеся вместе с учителем активно участвуют в учебной деятельности, думают над процессом обучения.

Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

- Важен не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией

- Важно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего

- Интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем

- Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

 

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

·         Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

·         Осмысление содержания (получение новой информации)

·         Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

 Первая стадия (фаза) - вызов. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

 

На этом этапе использую следующие приемы:

1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

2. Верные – неверные утверждения

3. «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».      

 4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"

( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 

Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Использую приёмы и методы: методы активного чтения:

1.Инсерт -  маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.                                                 

На этой стадии происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа ведётся индивидуально или в парах. 

  

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

 

 

Стараюсь использовать приёмы и методы: Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы

В результате применения технологии развития критического мышления у учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными, изменяется отношение детей к собственным ошибкам- они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная № 16 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная № 16 г

Как сделать так, чтобы ученик умел мыслить критически?

Как сделать так, чтобы ученик умел мыслить критически?

Первая стадия (фаза) - вызов

Первая стадия (фаза) - вызов

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024