Применение технологии «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
Оценка 4.6

Применение технологии «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
25.11.2023
Применение технологии «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
В статье описан опыт использования современного мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях математики с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Раскрыты этапы работы с пособием, различные упражнения и игры, направленные на преодоление трудностей овладения математическими представлениями дошкольников с ОВЗ
СТАТЬЯ НУМИКОН.docx

Н.Ф.Садовникова

МБДОУ «Детский сад №23»

компенсирующего вида г. Чебоксары

 

 .n.s.55@bk.ru

 

Применение технологии «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Ключевые слова: математические представления, мультисенсорное пособие «Нумикон», интеллектуальные нарушения. с ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Аннотация: В статье описан опыт использования современного мультисенсорного пособия «Нумикон» на занятиях математики с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Раскрыты этапы работы с пособием, различные упражнения и игры, направленные на преодоление трудностей овладения математическими представлениями дошкольников с ОВЗ.

 

 

Изучая проблему трудностей овладения математики  воспитанниками, остановилась на современном мультисенсорном пособии «Нумикон». Это уникальная методика и мультисенсорное дидактическое пособие, в котором применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики.  Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Тот факт, что многие дети с интеллектуальными нарушениями хорошо оперируют со зрительными образами, делает «Нумикон» эффективным пособием в обучении этих детей основам математики.

Работа с пособием «Нумикон» проходит несколько этапов:

1 этап:

-Сенсорные игры с формами «Нумикон» - «Покатай формы на пальчиках», «Покрути в руках»«Достань из  Найди формы в песке, крупе»,«Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.

Через игры «Сравни по размеру»«Найди одинаковые формы»«Закрой окошки по цвету»«Назови цвет» дети знакомились с особенностями деталей Нумикона (цвет, форма, величина).

Сюжетно-ролевые   игры «Семья»«Магазин» помогали использовать формы Нумикона в качестве предметов- заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия.

2 этап:

Изобразительная, конструктивная деятельность«Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте»«Рисуем круги»«Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)» решала задачи запомнить, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивали умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Т. о, дети в разных видах деятельности играли с деталями, запоминали их зрительно, осязательно.

3 этап:

Математические игры и задания«Узнай форму Нумикона»«Найди одинаковые формы»«Назови формы по цвету»«Сравни по размеру». Задания математической направленности встраивала в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учились находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.

Игры «Выложи формы от меньшей к большей»«Выложи формы по образцу от 1 до 5»«Выстраивание числового ряда из форм от 1 до5»«Дай форме числовое имя»«Посчитай» учили детей выстраивать ряд из форм Нумикона от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно; учили произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формировали навыки счета и называния итогового числа.

4 этап:

Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности мы учитывали индивидуальные возможности детей. Работая с числовым рядом, состоящим из форм Нумикона от 1 до 10, знакомили детей с количественным, порядковым, обратным счетом; выполняли задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомились с цифрами, учились подбирать нужную цифру к форме, восстанавливали измененный числовой ряд.

Особое место в работе с пособием Нумикон занимали графические задания, которые закрепляли математические знания детей через практическую деятельность и развивали графические навыки.

5 этап:

Для дошкольников, которые успешно справлялись с заданиями 4 этапа ввели 5 этап. Использовали Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, составлением и решением задач.

Используя методику Нумикон в коррекционно-развивающей деятельности, мы пришли к выводу, что она - специальное методическое пособие для работы с детьми с ОВЗ; помогает сформировать у воспитанников элементарные количественные представления и эффективно дополняет известные и традиционно существующие методы и материалы.

      Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что пособие «Нумикон» стало хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. В конце каждого учебного года проводится промежуточный мониторинг уровня усвоения программного материала по предмету математика, где наблюдается динамика у каждого воспитанника.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что мультисенсорное пособие «Нумикон» является эффективным способом формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

 

 

Использованная литература

1. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2

2. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Синдром Дауна. XXI век.2010. № 1 .

3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Н.Ф.Садовникова МБДОУ «Детский сад №23» компенсирующего вида г

Н.Ф.Садовникова МБДОУ «Детский сад №23» компенсирующего вида г

Через игры «Сравни по размеру» , «Найди одинаковые формы» , «Закрой окошки по цвету» , «Назови цвет » дети знакомились с особенностями деталей

Через игры «Сравни по размеру» , «Найди одинаковые формы» , «Закрой окошки по цвету» , «Назови цвет » дети знакомились с особенностями деталей

ОВЗ ; помогает сформировать у воспитанников элементарные количественные представления и эффективно дополняет известные и традиционно существующие методы и материалы

ОВЗ ; помогает сформировать у воспитанников элементарные количественные представления и эффективно дополняет известные и традиционно существующие методы и материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023