Применение технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе
Оценка 5

Применение технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе

Оценка 5
Научные работы +1
doc
1 кл—4 кл
18.02.2020
Применение технологии проблемно-диалогического обучения  в начальной школе
Применение технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе
Применение технологии проблемно-диалогического.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Средняя школа № 39 города Смоленска

                                                 

 

 

Применение технологии проблемно-диалогического

 обучения

в начальной школе

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Федоренко Светлана Геннадьевна

 

 

 

2020

 

 

                                                    Как зритель, не видевший первого акта,

                              В догадках теряются дети.

                                       И все же они ухитряются как-то

                                    Понять, что творится на свете.

                                   С.Я. Маршак

 

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

в начальной школе

 

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но, прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

·  игровая деятельность;

·  создание положительных эмоциональных ситуаций;

·  работа в парах;

·  проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Работая  в классе, я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний. Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника. Поэтому проблемное построение уроков требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание урока.

 

Методы

 

Проблемно-диалогические

 

Традицион-

ные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Что же такое технология проблемного обучения? (слайд 5)

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.[1] Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.                                         Классификация методов обучения

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Слайд 6 Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

• Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

• Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного  диалога.

Различают два вида диалога (слайд 7)

• Побуждающий

• Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ (Слайд 8)  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала  мною создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ (слайд 9) представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.[4]

Побуждающий диалог  10 слайд

Вопросы, задаваемые на уроке, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

+ Развивает творческое мышление.

+ Максимально близок к жизненным ситуациям.

- Ученики могут увести в сторону от темы.

- Невозможно рассчитать время на уроке.

Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному  на уроке

+ Развивает логическое мышление

+ Просчитывается по времени

+ Ведет к нужному результату коротким путем

- Меньше творчества

А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей?

+ Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках я сначала с помощью диалога помогаю поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем я с помощью диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.[3]

Традиционное обучение – это тип  обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Использовать проблемно-диалогическое обучение можно работая по различным образовательным системам. Но в полной мере эта технология реализована в ОС «Школа 2100»

Работа по учебникам  с  методическим обеспечением по ОС «Школа 2100» началась с большого интереса. Изучив работы автора технологии проблемно - диалогического обучения - Мельниковой Елены Леонидовны (pdo-mel.ru) Леонтьева А.Н. Щукиной Г.И., получила  развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Они отмечали, что  умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством  усвоенных знаний,  но  и  структурой мыслительных  процессов,   системой   логических операций и умственных действий, которыми владеет. 

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена.

  Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.[2]

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. (слайд 11)

        Я хочу поделиться опытом работы над  технологией проблемного диалога.

Цель  моей идеи: ( слайд 12)

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального

  раскрытия способностей каждого   ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие речи учащихся;

- развитие умения применять приобретённые знания.

 

Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке     включает четыре звена    (слайд 13)

·  Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);

·  Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);

·  Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)

·  Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)[4]

Приведу несколько примеров. На уроке математики при знакомстве с  уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет таким: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога я хотела бы показать на одном из уроков русского языка . «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия.  (слайд14)

       Фрагмент урока математики. Тема: «Порядок действий в выражениях со скобками».    (слайд 15-16)

Ученик у доски получил два задания: « К 2 прибавь 5 и умножь на 3» и другое «к 2 прибавь 5, умноженное на 3»

 

Ученик: 2+5x3=21

              2+5x3=17

Задаю вопрос: Почему при одинаковой записи примеров у нас получились разные результаты? ( Таким образом, подвожу к проблеме)

 (Возникает проблемный вопрос: Как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ?) Учащиеся побуждаются к поиску решения проблемы и приходят к выводу о понятии скобок.  Выводим правило.

Спрашиваю: Повторите, какое правило, мы вывели. ( Учащиеся проверяют «свое» правило, уточняют его, совершенствуют).

 

Объясняю: В учебнике это правило дано в таком виде: «Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют значение выражения в скобках. В полученном выражении выполняют по порядку слева направо сначала умножение и деление, а потом сложение и вычитание.

(Учащиеся сравнивают «свое» правило с правилом в учебнике).

Подвожу к определению темы урока: Значит, тема урока сегодня: « Порядок действий в выражениях со скобками». Учащиеся сами подошли к тому, что будут изучать на уроке.

Правилам  уделяю особое  внимание. Чтобы уметь пользоваться любым правилом, необходимо его знать. Но следует обратить внимание на слово «знать». Что нужно знать его формулировку или суть правила? Я учу пользоваться орфографическим правилом, после того, как вместе с учениками его изведаем, изучим, сформулируем (сочиним). От «чужого» правила в рамочке дети переходят как бы к «собственному» правилу. Правило, действительно, «открывается» детям и они  проходят путь научного открытия.

 Задания по математике. (слайды 17-19). 

Задания по русскому языку. ( слайд 20-24)

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Прослеживается  связь методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и мультимедиа.

 Часто в своей  работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно» При работе с младшими школьниками метод используется часто, причем «ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, (например при записи под диктовку словарных слов) (слайды 25-26)

Оправданным является применение опорных сигналов на уроке.

Опорный сигнал есть наглядно образная форма выражения знания. (символ, схема, таблица, опорные слова).

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения.

Формируются УУД.

1.Регулятивные: умение решать проблемы.

                 2.Коммуникативные: умение вести диалог.

3Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.

                      4Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной 

                         оценки ситуации, гражданского выбора. (слайд 27)

ВЫВОД: На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. 

         Результативность:( слайд 28)

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к     предметам;

 - вырабатывается активная позиция детей;

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список использованных источников

1 Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.

2. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. -  М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

3 Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

4 Мельникова Е. Л. Проблемно – диалогическое обучение: [Электронный ресурс]. URL: http://www. pdo-mel.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Как зритель, не видевший первого акта,

Как зритель, не видевший первого акта,

Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения

Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ (слайд 9) представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ (слайд 9) представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников

Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете»

Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете»

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена

Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т

Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т

Возникает проблемный вопрос: Как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ?)

Возникает проблемный вопрос: Как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ?)

Часто в своей работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»

Часто в своей работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020