ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС
Оценка 4.7

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология
Взрослым
28.03.2023
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС.docx

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

 

Уметь устанавливать коммуникацию — важная особенность в жизни каждого человека. Дети с малых лет учатся общаться с людьми, которые их окружают — родителями, другими родственниками, братьями и сестрами, друзьями. От того, как будут складываться эти отношения, зависит качество жизни как ребенка, так и взрослого человека.

Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками.

Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок, жестов или тренинга толерантности и функциональной коммуникации.

 

Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

•        устанавливать контакты;

•        заинтересовывать собеседника;

•        поддерживать общение;

•        аргументировать свои мысли;

•        отстаивать свои интересы;

•        разрешать конфликты;

•        пользоваться невербальными средствами общения;

•        понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

Под коммуникативным расстройством мы понимаем любое психическое расстройство, включающее проблемы в речи, языке и коммуникации.

Нарушение коммуникативного поведения является первым признаком раннего детского аутизма.

Как говорилось ранее серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к нежелательному поведению. Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации.

Прикладной анализ поведения (ABA-терапия) представляет собой поведенческую терапию, ориентированную на вовлечение детей с РАС в окружающие социальные условия.

Согласно прикладному анализу поведения (ABA) в системе обучения «Ресурсная зона» применяются следующие методы работы с нежелательным поведением у ребенка с РАС:

·        карты коммуникации;

·        смена деятельности;

·        социально-бытовая нагрузка;

·        наблюдение за триггерами нежелательного поведения;

·        жетоны тишины;

·        контракт;

·        тестирование мотивационных стимулов.

Все вышеперечисленные методы используются непосредственно в ресурсной зоне и не применяются в остальных классах образовательного учреждения.

Остановимся на каждом методе немного подробнее.

Карта коммуникации – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Ребенку предоставляется планшетка с мотивационными стимулами и потребностями, задается вопрос: «Что ты хочешь?». Ребенок показывает или отрывает карточку со своей потребностью. Таким образом можно узнать о потребности ребенка и нейтрализовать нежелательное поведение до того, как оно случиться.

Так же организации учебного поведения помогает частая смена деятельности на уроке и включение социально-бытовых задач в учебный день ученика. Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру. Все наши действия должны быть заранее продуманы и вставлены в расписание ученика.

Частая смена деятельности прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Включение социально-бытовой деятельности в расписание ученика, преследует цель разгрузки, смены умственной деятельности на физическую. Социально бытовые действия могут включать в себя физическую разгрузку, бросание мяча, хождение по лестнице, помощь сотрудникам школы что-то перенести, переставить, складывание вещей. Таким образом мы переключаем ученика не даём ему возможность умственно перевозбудиться, что может привезти к нежелательному поведению. Но также мы помогаем в выстраивание коммуникации с окружающими и закреплением бытовых навыков.

Наблюдение за триггерами нежелательно поведения — это метод работы, когда тьютор наблюдает за ребенком и его причинами возникновения нежелательного поведения, далее заносит их в специальные таблицы.

Благодаря данному методу наблюдения можно понять, на что мы можем повлиять в окружающей среде, чтобы снизить данное поведение.

Например, причиной нежелательного поведения для ребенка служит решение примеров по математике. Мы предоставляем ему примеры, заранее договариваясь с ним, что, когда он их решит- получит желаемую им вещь. Это может быть самая любима игрушка или еда. Другая ситуация - ребенок реагирует нежелательным поведением на вокализацию другого ребенка. В данной ситуации мы ограждаем их друг от друга, учим ребенка спокойно просить, чтобы он вышел из кабинета или, работаем с сокращением вокализаций ученика в присутствии нашего ребенка.

Таким образом мы сокращаем причины социально неприемлемого поведения и учим детей спокойно отказываться от неприятной им деятельности.

Следующий метод – жетоны тишины. Они применяются непосредственно в учебном процессе, когда ребенок вокализирует или очень часто говорит на уроке. Ребенку предоставляется карточка с десятью жетонами. Во время урока каждые 2 минуты ребенок получает 1 жетон тишины и словесную похвалу за то, что он тихо сидит. В конце урока ребенок собирает все жетоны и получает для него желаемый предмет или еду (в небольшом количестве).

Контракт применяется с более функциональными детьми. Заключается между учеником, родителями, тьютором и учителем ученика на предмет соблюдения общепринятых норм поведения: в классе, на перемене, с одноклассниками и со всеми педагогами. Ученик должен ознакомиться с контрактом и поставить свою подпись, все перечисленные лица в контракте также ставят подпись. Также в контракте прописаны обязанности не только ученика, а также родителей, тьютора и учителя.

Эпизоды нежелательного поведения и альтернативное поведение подсчитываются с помощью баллов.

Каждый день, за каждое альтернативное поведение, во время занятий в школе, в рамку ставятся баллы. За каждый эпизод нежелательного поведения баллы будут вычитаться согласно таблице. В конце дня ученик считает количество собранных баллов за день, может потратить сразу или оставить на следующий день.

К контракту прилагается таблица оценивания нежелательного и альтернативного поведения, а также таблица с подарками и их стоимостью в баллах. Данные подарки могут иметь материальный характер (игрушка, журнал) или не материальный (поход в любимое кафе, зоопарк).

Последний метод работы с нежелательным поведением – тестирование мотивационных стимулов. Данный метод применяется для того, чтобы выявить у ребенка самые желаемые игрушки и пищевые подкрепления. Воспользовавшись данным методом можно мотивировать ребенка на какую-либо деятельность.

Диагностика игровых мотивационных стимулов проводится 2 раза в неделю. Пищевых - 1 раз в неделю. Если мы видим, что выбранная нами мотивация уже не интересна ребенку, проводим чаще.

Процесс проведения: перед ребенком ставится контейнер с игрушками. Ребенок берет игрушку и начинает с ней взаимодействие. Если он взаимодействует с ней более 30 секунд, просим ее отдать и выбрать другую. Таким образом ребенок должен выбрать 6 игрушек. Далее контейнер убирается и проводится попарное тестирование выбранных ребенком стимулов. Данные заносятся в таблицу и обрабатываются. Три самые часто выбираемые стимулы мы используем как мотивацию во время ученого процесса.

Все вышеперечисленные методы позволят нам сократить количество нежелаемого поведения и улучшить учебный процесс. Но если у ребенка все же случается поведенческий взрыв, рекомендуется начать с ним тренинг толерантности и функциональной коммуникации.

Проанализировав поведения ученика и собрав весь анамнез поведения в школе, совместно с супервизорами было решено перевести ученика на тренинг «Толерантность и функциональная коммуникация по Хенгли».

Продолжительность – от месяца до года.

Основные идеи

·       У всех детей бывает нежелательное поведение, но иногда оно происходит настолько часто и/или интенсивно, что становится поводом для серьезного беспокойства.

·       Речь идет о самоагрессии, физической агрессии, направленной на окружающих, повреждении вещей и т.д.

·       Чаще всего, тяжелое нежелательное поведение происходит, потому что приводит того, который его демонстрирует, к значимым последствиям (подкреплениям).

·       Все дети, в том числе дети с аутизмом и другими диагнозами, могут жить без тяжелого нежелательного поведения.

·       Освободиться от нежелательного поведения возможно благодаря: целенаправленному обучению навыкам коммуникации, толерантности и другим важным поведениям в трудных ситуациях, где происходило нежелательное поведение, с последующей генерализацией навыков в новых условиях.

 

Подход

·       С помощью практического функционального анализа (ПФА) мы собираем информацию для тренинга с опорой на навыки (ТОН)

·       ПФА состоит из 3 этапов:

(1) Интервью помогает узнать о ситуациях, где обычно происходит нежелательное поведение.

(2) Разработка и подготовка условий, где в свободном доступе находятся индивидуально подобранные подкрепления, а «триггеры» для нежелательного поведения отсутствуют. Этот шаг помогает выстроить доверие и раппорт, достичь высокого уровня вовлеченности ребенка и сводит к нулю его нежелательное поведение.

(3) Подготовка трудных, провокационных для ребенка ситуаций. Сразу после нежелательного поведения или любых его признаков нужно снять все требования и вернуть доступ ко всем подкреплениям. Этот шаг помогает специалистам проверить, понимают ли они причины, запускающие нежелательное поведение у конкретного ребенка, нашли ли они способ безопасно его выключить.

Специалисты повторяют эти условия несколько раз, чтобы убедиться, что они хорошо понимают потребности ребенка.

Главная цель тренинга: что в выбранных для обучения условиях возможно эффективно контролировать нежелательное поведение (быстро и безопасно «включить» проблемное поведение и так же быстро его «выключить»), предоставив ребенку возможность вернуться к контексту синтезированного подкрепления.

Место проведения: Важно, чтобы функциональный анализ, как и дальнейшее вмешательство, был реализован с уважением и любовью к ребенку. Именно поэтому важно выбрать место, в котором ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, где его ничто не будет пугать и фрустрировать (например, ребенка может пугать новое место, новые люди, шумное помещение, помещение, в котором у него был аверсивный опыт, и т.д.). Если комфортными для ребенка являются условия дома (например, только там возможно создать условие сочетанного подкрепления), то и анализ, и вмешательство нужно проводить дома.  Для нашего ученика мы выбрали местом проведения сенсорную комнату, там ребенок чувствует себя спокойно, нет агрессий.


 

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Под коммуникативным расстройством мы понимаем любое психическое расстройство, включающее проблемы в речи, языке и коммуникации

Под коммуникативным расстройством мы понимаем любое психическое расстройство, включающее проблемы в речи, языке и коммуникации

Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением

Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением

Например, причиной нежелательного поведения для ребенка служит решение примеров по математике

Например, причиной нежелательного поведения для ребенка служит решение примеров по математике

К контракту прилагается таблица оценивания нежелательного и альтернативного поведения, а также таблица с подарками и их стоимостью в баллах

К контракту прилагается таблица оценивания нежелательного и альтернативного поведения, а также таблица с подарками и их стоимостью в баллах

Основные идеи · У всех детей бывает нежелательное поведение, но иногда оно происходит настолько часто и/или интенсивно, что становится поводом для серьезного беспокойства

Основные идеи · У всех детей бывает нежелательное поведение, но иногда оно происходит настолько часто и/или интенсивно, что становится поводом для серьезного беспокойства

Этот шаг помогает специалистам проверить, понимают ли они причины, запускающие нежелательное поведение у конкретного ребенка, нашли ли они способ безопасно его выключить

Этот шаг помогает специалистам проверить, понимают ли они причины, запускающие нежелательное поведение у конкретного ребенка, нашли ли они способ безопасно его выключить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023