Применение умений эстетической оценки музыкального произведения
Слушание и восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры у человека любого возраста. Слушание музыки, ее восприятие и анализ - основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию. Опыт прошлого говорит о том, что восприимчивость к музыке и умение слушать воспитуемы, они приходят в результате определённого жизненного опыта, влияния окружающей среды и целенаправленного музыкального воспитания. Эстетическое восприятие музыки воспитуемо и обучаемо. Искусству слушать можно научить всех, если опереться на саму музыку, на её связи с жизнью, на закономерности её восприятия и на практическое музыкальное действование самих детей. Атмосфера увлечённости музыкой не возникает сама по себе.
Следует помнить, что на пробуждение художественных эмоций у каждого человека, особенно у молодого всегда будет иметь воздействие его собственная живая и непосредственная реакция на музыку, на художественную красоту произведений, которые звучат и разбираются на уроке. Эмоциональному отношению к действительности взрослые учат ребёнка на собственном примере. Переживания взрослых, выражаемые голосом, мимикой, жестами, движениями, заражают ребёнка, вызывают эмоциональный отклик, младшие школьники начинают подражать взрослым. Прослушивание - дело совместное. Удовлетворение музыкальным процессом, в музыкальной деятельности будет полным, если участники процесса с увлечением станут не только слушать музыку, но и размышлять о ней, даже рисовать, воплощая образы музыкальных произведений, разбирая произведения, рассказывая о них и играя их на инструментах, на которых учатся в школе.
Музыка - это окно в звучащий мир, она даёт колоссальную эмоциональную информацию, подпитку, заражает своей энергией. Сейчас музыка звучит повсюду: по телевидению, радио, на концертах, в театрах. Важно, чтобы развлекательная музыка не заслонила интерес к серьёзной, классической и содержательной музыке.
Главное назначение искусства не в том, чтобы развлекать, а в том, чтобы развивать и удовлетворять духовные запросы, которые у человека тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает в искусстве. И если в наше время подростковый возраст, восприимчивый ко всему новому, необычному, будоражащему чувство и воображение, - период возникающего интереса к лёгкой музыке, то и столь же благоприятное время для приобщения к серьёзному искусству. Увлечение школьников лёгкой музыкой происходит сейчас стихийно, по существу вне художественного отбора, на уровне удовлетворения поверхностных интересов и простого развлечения. Лёгкая музыка способствует общению с ровесниками, серьёзная же музыка требует контакта со слушателем в тишине раздумий и переживаний наедине с собой. Музыку можно услышать и в природе. Чуткое восприятие природы, умение видеть и слышать её красоту вырабатывают способность переживать и понимать прекрасное в искусстве; природа - начальная школа эстетического восприятия и эстетических чувств. Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития. Известно, что восприятие музыки, постижение её содержания, осуществляется через эмоции, слух лишь воспринимающий орган чувств. Переживание музыки ничто иное, как проникновение в её жизненное содержание, которое неэмоциональным путём нельзя ни выразить, ни воспринимать. Понять художественное произведение - значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства, через него оно должно идти, без него оно невозможно. Через эстетические переживания происходит освоение человеком художественных произведений. Эстетические эмоции принадлежат к самым высшим человеческим чувствами неотделимы от его духовных потребностей, уровня культурного развития. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.