«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя - дефектолога с детьми с ОВЗ»
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Эти слова актуальны и сегодня.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.
Сегодня по всей России идет реализация приоритетного национального проекта «Образование».
Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога не только высокой профессиональной компетентности, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами.
Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – направленные на решение сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цели здоровьесберегающих технологий:
- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья; сформировать необходимые знания здорового образа жизни и научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Вся коррекционно-развивающая работа строиться с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Исходя из выше сказанного, были поставлены следующие задачи.
1. Создавать психологически комфортную среду в группе;
2. Учить преодолевать эмоциональные трудности детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
3. Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
4. Развивать дружеские взаимоотношения через игру.
5. Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.
В достижении целей и решении этих задач, мне помогла преемственность в работе со специалистами нашего детского сада.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегащих технологий следует учитывать следующие принципы:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип доступности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип чередования нагрузок и отдыха;
- принцип соответствия возрастным нормам.
Особенности физического развития детей с ОВЗ
Коррекционная работа учителя - дефектолога предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания и голосообразования; артикуляционных укладов.
Так же имеются особенности психического развития: памяти, внимания, воображения, а зачастую мышления, логики.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя здоровьесберегающие технологии, используемые в моей работ: мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, коррекционную ритмику.
Артикуляционная гимнастика - направлена на выработку, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов речевого аппарата. Для правильного произношения звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: правильно подобраны с учётом конкретного нарушения.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Выполняются упр. такие как: «Волш. цветок», «Дудочка», «Загони мяч в ворота», «Снежинка летит», «Сдуй ватку с носа»
Зрительная гимнастика полезна всем в целях профилактики нарушения зрения. И направлена на -улучшение циркуляции крови глаз;
- укрепление мышц глаз;
- улучшение аккомодации. Выполняются упр. такие как: «Следи за цветком», «Где мяч?», «Пальминг»
Коррекционная ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. Направлена на отработку лексического материала через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики, посредством сочетания слов, музыки и движений. Коррекционная ритмика проводится совместно с музыкальным руководителем.
Общеукрепляющие, оздоровительные паузы (физминутки) применяются как форма активного отдыха во время малоподвижной организационной деятельности. Направлены на снятие нагрузок, которые испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, особенно спины.
В коррекционной работе развитие мелкой моторики пальцев рук уделяется особое внимание, т. к. этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Используются упр. такие как: «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Вкладыши», работа с трафаретами, «Шнуровка», «Собери картинку», «Назови фигурку»«Выложи узор». Игры с крупами (песком).
Используются также кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Упр.: «Колечки», «Кошка идет», кулачок, ребро, ладонь.
Сказкотерапия позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения, правой и левой руки, вращать кистями и пальцами. Помогает снять эмоциональное напряжение, страхи детей.
Арт – терапия – применяется во всех видах НОД, рисование различными средствами худ. творчества. составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги….
Проводим выставки – конкурсы с награждением всех участников.
Также применяю в своей работе су – джок терапию. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стопах.
Массажным мячиком проводятся упр. со словесной инструкцией в стихотворной форме и музыкальным сопровождением.
Эластичное кольцо применяется преимущественно при закреплении поставленных звуков в слогах, словах.
Массаж и самомассаж направлен на стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих работе речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц.
Релаксация направлены на обучение детей управлять собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц.
В результаты использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: снижается уровень заболеваемости простудными заболеваниями, преодолеваются страхи, нормализуется эмоциональное состояние детей.
Дети с удовольствием участвуют в утренниках, открытых занятиях и др. мероприятиях.
Они довольны, улыбаются и счастливы. А видя такими своих детей, счастливы и родители.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.