Применение элементов историзма на уроках математики способствует повышению познавательной активности обучающихся, улучшает качество математического образования. В статье приводятся примеры включения исторического материала в уроки математики.Знание истории науки способствует более глубокому ее пониманию, позволит учителю успешнее обучать учеников понятиям и методам математики. «Не знания прошлого, нельзя понять настоящее и совершенно невозможно правильно представить будущее». Люди создают эпоху, эпоха накладывает свой отпечаток на ее творцов. История - не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет любознательности отдельных ученых, но и наша современность, наше будущее.
история на уроках математики.docx
УДК 510 О. И. Готка
учитель математики
I квалификационной категории
МОУ «РРСОШ №3»
г. Рыбница, ПМР
Применение элементов истории на уроках математики
Using elements of history at the lessons of mathematics
Применение элементов историзма на уроках математики способствует
повышению познавательной активности обучающихся,
улучшает качество
математического образования. В статье приводятся примеры включения
исторического материала в уроки математики.
The use of elements of historicism at the lessons of mathematics contributes to the
cognitive activity of students, improves the quality of mathematical education. The article
provides examples of the inclusion of historical material at the lessons of mathematics.
Ключевые слова: элементы истории, уроки математики, познавательная
активность.
Key words: history elements, mathematics lessons, cognitive activity.
Проблемы математического образования и пути их решения сейчас
обсуждаются очень часто. Для учителя сложно не выбрать методику
преподавания предмета, не придумывание интересных уроков и презентаций,
а добиться от учеников умения и желания учиться, самостоятельно добывать
знания. Перед учителем встает вопрос, как достичь того, чтобы ученики
заинтересовались математикой. Для этого учителю необходимо показать
обучающимся, как математика связана с реальной жизнью, что многие
математические понятия возникли в процессе практической деятельности
людей, а также, что математика важна не только как отдельная наука, а
является инструментом для исследования других предметов. Чтобы ученикам
математика не казалась сложным и скучным предметом, чтобы они проявили интерес к ней, учителю целесообразно включать в уроки элементы истории
математики. Включение в уроки исторических сведений поможет учителю
более глубоко раскрыть изучаемое понятие. Ученикам полезно не просто
знать и применять математические формулы, правила или теоремы, но и знать
историю их возникновения и развития, как появились и совершенствовались
способы решения задач и примеров.
В настоящее врем достаточно много литературы и интернет ресурсов для
нахождения нужной информации, но исторические факты надо преподать
таким образом, чтобы они гармонично вплетались в программный материал и
решали как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи. В
результате школьники не только лучше ориентируются в новой теме, но и
учатся сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т.д. у них
развивается любознательность, пытливость и желание учиться. При подборе
исторического материала педагог должен руководствоваться программой по
математике, учитывать возраст учеников, уровень развития их мышления.
Объем излагаемого материала не должен быть большим, чтобы не превратить
урок математики в урок истории.
О некоторых исторических фактах можно узнать из учебников
математики. Например, в учебнике Виленкина Н.Я. имеется специальная
рубрика по истории математики. В ней предлагается информация о таких
древнегреческих ученых как Пифагор, Евклид, Эратосфен и других ученых,
которые занимались теорией чисел. А также о математиках, которые
развивали эту теорию в дальнейшем. В этой же рубрике приводятся
исторические сведения о создании и развитии дробных чисел. Интересные
исторические сведения приводятся при изучении тем «Отношения и
пропорции», «Положительные и отрицательные числа». Тем не менее учителю
всегда найдется, чем дополнить информацию из учебника. А в учебниках «Алгебры» и «Геометрии» исторической информации приводится все меньше
и меньше. Учителю приходится самому находить нужную информацию, а
также подключать к этой работе учеников, находить и использовать на уроках
старинные математические игры, решать старинные задачи (например, из
«Арифметики» Магницкого Л. Ф.), сопровождая их показом рисунков,
таблиц, фрагментов презентаций. Главная проблема, как за несколько минут
преподнести исторический факт, связав его с изучаемой темой.
Приведу несколько вариантов использования исторических сведений на
уроках математики. При изучении в 8 классе темы «Квадратные уравнения»
учитель или ученик может кратно познакомить с историей возникновения
этих уравнений, и как они развивались и менялись способы их решения.
Квадратные уравнения умели решать еще вавиловяне примерно 2000 лет до
нашей эры. Правила решения некоторых таких уравнений были очень близки к
современным. Однако у них отсутствовали общие способы решения
квадратных уравнений, а также еще не были открыты отрицательные числа.
Интересно составлял и решал квадратные уравнения древнегреческий
математик Диофант. Для упрощения он подбирал неизвестные. Вот так он,
например, решал следующую задачу: найти два числа, если их произведение
равно 96, а сумма равна 20. Диофант предполагал по условию задачи, что
неизвестные числа не равны. Значит, одно из них будет (10–х), а другое
(10+х). Получается уравнение (10х)(10+х)=96, 100х2=96, х2=4, х=2. Итак,
корни уравнения 102=8, 10+2=12. Корень х=2 не рассматривался т. к.
отрицательные числа еще не были открыты. О дальнейшем преобразовании
квадратных уравнений и способах их решений можно рассказать на
внеклассных занятиях по математике.
Очень полезно и увлекательно решать старинные задачи. Рассмотрим
задачу из «Арифметики» Магницкого: Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего
сына». Учитель ответил: «Если придёт ещё учеников столько же, сколько я
имею, и пол столько, и четверть столько и твой сын, то будет у меня учеников
100». Сколько учеников в классе?
Решение: обозначим число учеников в классе отрезком и поделим его на
четыре равные части. Число приходящих учеников тоже будем изображать
отрезками (рис.1)
Рис.1
Из схемы легко найти решение: (100 – 1) : 11 = 9 (уч.) – приходится на
одну часть. 9 ∙ 4 = 36(уч.) В школе мы решаем эту задачу в виде уравнения:
x+x+ 1
2
x+ 1
4
x+1=100.
Предлагая на уроках математики такие задачи, уместно упомянуть об их
составителе. Полезно включать в урок различные познавательные задания
исторического характера. Например, вспомнить русские пословицы и
поговорки в которых упоминаются старинные меры длины или какова длина
(в метрах) получится, если к половине четверти сажени добавить половину
четверти версты и еще полпята аршина?»
Знание истории науки способствует более глубокому ее пониманию,
позволит учителю успешнее обучать учеников
понятиям и методам
математики. «Не знания прошлого, нельзя понять настоящее и совершенно
невозможно правильно представить будущее». Люди создают эпоху, эпоха
накладывает свой отпечаток на ее творцов. История не только записанное в книгах и учебниках прошлое, не только предмет любознательности отдельных
ученых, но и наша современность, наше будущее.
Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967.
Глейзер Г. И. История математики в школе (пособие для учителей). М.: Просвещение,
1982.
Рыбников К. А. Возникновение и развитие математической науки. М.: Просвещение, 1987.
Хрестоматия по истории математики. М.: Просвещение, 1977.
Готка Ольга Ивановна
Учитель математики МОУ «РРСОШ №3»
I квалификационной категории
г. Рыбница, ПМР
Применение элементов истории на уроках математики
Using elements of history at the lessons of mathematics
Применение элементов историзма на уроках математики способствует
повышению познавательной активности обучающихся,
улучшает качество
математического образования. В статье приводятся примеры включения
исторического материала в уроки математики.
The use of elements of historicism in the lessons of mathematics contributes to the
cognitive activity of students, improves the quality of mathematical education. The article
provides examples of the inclusion of historical material in the lessons of mathematics.
Ключевые слова: элементы истории, уроки математики, познавательная
активность.
Key words: history elements, mathematics lessons, cognitive activity.
Педагогика: наука и искусство 21:00
заимствования12,04%
цитирования0%
оригинальность87,96%
Применение элементов истории на уроках математики
Применение элементов истории на уроках математики
Применение элементов истории на уроках математики
Применение элементов истории на уроках математики
Применение элементов истории на уроках математики
Применение элементов истории на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.