Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
обществознание
Взрослым
05.05.2017
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на достижениях экономики, педагогики и психологии.
Методический доклад.docx
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в
преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно
воспитательного процесса. На современном этапе развития общества резко возрастает
потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на
достижениях экономики, педагогики и психологии.
Иннов цияаа
, нововвед ниееа
это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный
рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным
результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса,
открытий, изобретений и рационализации.
Традиционная организация образовательного процесса создаёт у учащихся постоянные
стрессовые перегрузки,
которые приводят к поломке механизмов саморегуляции
физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Применение
инновационных технологий способствует развитию познавательных процессов, саморегуляции у
студентов, повышает интерес к процессу обучения, то есть решаются проблемы современного
образования.
Любая применяемая в образовательном учреждении технология должна быть
здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании»:
«образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обучающихся, воспитанников».
обучения обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в
образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играют естественнонаучные и общественные
преподавание которых позволяет органично вписывать принципы
дисциплины,
здоровьесбережения в темы занятий, в различные задания, как на уроках, так и во время
домашней работы
1 Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового
психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету.
Курсакова С.Н.(преподаватель естественнонаучных дисциплин) и Лабодина С.В.
(преподаватель общественных дисциплин) используют в своей работе различные формы
проведения занятий, в том числе и интегрированные уроки. Во время занятий обращают
внимание на сохранение зрения, слуха, осанки. Их сохранению способствует смена деятельности
чередуются различные виды работ:
на уроке. Во избежание усталости обучающихся
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания,
использует разноуровневые задания, индивидуально дозируя объёма учебной нагрузки.
Применяют различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на
перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности
на уроке. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет.
При изучении процессов метаболизма Курсакова С.Н. обращает внимание на работу
пищеварительной системы, состав пищевых продуктов, их энергетическую ценность. Проводит
работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований.
Обучающиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают
необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Для
акцентирования данной проблемы Курсакова С.Н. проводит интегрированные уроки с
преподавателем химии, в которых подчеркивается необходимость бережного отношения к
своему здоровью.
Любой урок биологии нацелен на сохранение здоровья учащихся, это основная
дисциплина, где отражены
направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
педагогические, психологические и медицинские знания,
Лабодина С.В. на занятиях истории и во внеурочной деятельности знакомит
обучающихся со знаниями по предотвращению отдельных болезней. При изучении темы
«Древний Египет» Лабодина С.В. обязательно рассматривает вопрос «почему в ежедневном
рационе простых египтян были чеснок и лук?
При выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на
отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на
такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей
2 Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря
употреблению бананов; при изучении средневековой Европы Лабодина С.В. делает упор на то,
что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как
умывание и мытьё; при изучении глобальных проблем человечества Лабодина С.В.поясняет
обучающимся, что демографическая проблема сегодня это результат не только экологических
и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью
предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными
женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности), при рассматривании темы
«Спарта» акцентируется внимание студентов на том, что спартанцы специально и насильно поили
вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи
пагубное воздействие вина.
Одним из направлений деятельности на уроках естественнонаучных и общественных
дисциплин стало использование режима двигательной активности. На уроках мы следим за
осанкой студентов, проводим физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и
зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физические паузы приходится
проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание
обучающихся, нацелить их на работу,снять напряжение оставшееся в них с предыдущего урока.
На каждой перемене обязательно проветриваем кабинеты.
Мы также следим за правильностью осанки студентов. На уроках вводим систему
разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет
не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Мы
чувствуем, когда студенты устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным и
предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и
физминутки. Они препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.
Физкультминутки проводятся в группе под нашим руководством или подготовленного
студента. В занятие включаем простейшие упражнения для глаз, проводим массаж биологически
активных точек на теле.
Много внимания преподаватели Курсакова С.Н. и Лабодина С.В. уделяют формам
двигательной активности на уроке, применяя ролевые игры, «инсценирование» исторических
3 сюжетов и поиска решений, исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда
обучающиеся двигаются, пересаживаются во время урока.
При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, студенты
садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Игры, направленные на повышение
эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Среди
форм проведения уроков часто встречаются такие, как уроквикторина, уроксоревнование,
урокпутешествие и другие. На своих уроках мы пытаемся максимально использовать игровые
моменты, аудио и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, пытаемся решить задачу
создания комфортной образовательной среды, ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от
нервов». Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то
можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции
снижают утомление студента, вызванное учебными занятиями.
Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного
стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего студента. В то же время
принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой
учитываются особенности обучающихся, создаются условия для реализации потенциальных
возможностей каждого студента. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является
технология дифференцированного обучения. Поэтому со слабыми и больными, обучающимися,
мы организуем индивидуальную работу, которая предусматривает меньшую нагрузку,
дополнительное разъяснение во время и после занятий работу по карточкам, заполнение
кроссвордов, выполненных другими обучающимися.
Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. На
уроках обществознания
говорится об экологических проблемах и их последствиях,
изыскиваются пути их решения. Интересно проходят урок «круглый стол» на эту тему среди
студентов 1 курсов. Студенты спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому
мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух,
вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них.
С целью пропаганды здорового образа жизни проводятся уроки по темам: «Молодёжь за
здоровый образ жизни» (Брейнринг), «Береги здоровье смолоду» (Часы общения с
4 приглашением врачейпедиатров; в старшие классы – специалистов из наркологического),
«Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам»
(уроки защиты исследовательских проектов.
Пропагандируется здоровый образ жизни на уроках истории при рассматривании темы
«Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили
вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи
пагубное воздействие вина;
на уроках «Обществознание» при изучении темы «Право. Основы правовой культуры»
рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление
в состоянии опьянения»; изучая психологовозрастные особенности подросткового возраста,
подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая
может привести к пагубным последствиям;
при изучении глобальных проблем человечества на уроках «Географии» подростки понимают,
что демографическая проблема сегодня это результат не только экологических и
экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью
предшествующих поколений.
Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его
последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому уроку
обществознания при изучении тем «Глобальные проблемы человечества». Именно этими словами
преподаватель пытается показать студентам необходимость воспитывать с детства бережное
отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Система работы в данном направлении позволила преподавателям Курсаковой С.Н.,
Лабодиной С.В. добиться достаточно высокого показателя качества знаний, что в свою очередь
свидетельствует об интересе к изучаемым предметам.
Качество знаний обучающихся на примере студентов 12 курсов.
№ Предмет
Группа
История
1.
2. Обществознание
3
4
География
Биология
20142015 уч.г.
12 курсы
67%
50%
55%
58%
20152016 уч.г.
12 курсы
75%
56%
57%
60%
20162017 уч.г.
12 курсы
73%
71%
75%
73%
5 Естественно, что наряду с успехами есть и трудности: такие как нигилизм студентов,
сомневающихся не только в преподавателях, их искренности, но и в самой жизни. Перефразируя
одну из пословиц, можно сказать: «Если хочешь жить интересно, будь интересным сам».
А это значит, что мы преподаватели должны сделать, и делаем все возможное для
успешного обучения студентов и достижения ими высоких результатов в учебной деятельности.
Медицинские осмотры показали, что сегодня совершенно здоровым является только один
обучающийся из десяти. Поэтому важно убедить студентов в необходимости беречь здоровье.
Факторов, влияющих на здоровье студентов, много, одними из них являются генетико
демографические и социологические процессы. Конечно, нельзя не отметить те факторы,
которые связаны с организацией работы в учебном заведении: учебная нагрузка, внеурочная
воспитательная работа, психологическая помощь обучающимся, состояние микроклимата в
семье и школе. Соблюдение санитарных норм и правил, гигиенические требования к условиям
обучения, психологического обеспечения учебновоспитательного процесса, организация
здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации
медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов,
существует ряд субъективных. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение
происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы
развития внутреннего потенциала воспитательного процесса
актуальнейшей задачей современного бразования.
обучающегося становится
Очень хочется учить так, чтобы не навредить здоровью обучающихся. Каждый
преподаватель старается учитывать индивидуальные особенности студентов, творчески
подходить к подготовке и планированию урока,
здоровьесберегающей направленности.
использовать физкультминутки
Забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического
коллектива. Задача здоровьесберегающей технологии – обеспечить обучающимся высокий
уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, т.е. умение заботиться о своем здоровье и
бережно относиться к здоровью других.
Результаты мониторинга использования здоровьесберегающих технологий на занятиях
Лабодиной С.В. Курсаковой С.Н 20152017.гг.
6 7
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Применение инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий в преподавании общественных и естественнонаучных дисциплин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.