ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА
Оценка 4.7
Лекции
docx
биология +1
Взрослым
29.03.2017
Статья посвящена применению исследовательского метода обучения , который способствует усилению мотивации учебной деятельности, развивает универсальные учебные действия, помогает обучающемуся почти объять необъятное, дает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения. Выявлена и обоснована необходимость использования данного метода для развитие творческих способностей обучающихся в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла.
статья.docx
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО
ЦИКЛА
Развитие творческих способностей обучающихся в ходе активного участия
в научноисследовательской, проектной и поисковой деятельности одно из
условий формирования их готовности к дальнейшему получению образования и
овладению профессией.
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам
профессионального самоопределения и самопознания молодежи.
Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным типом мышления не
соответствует требованиям современности. Российскому обществу нужны
высоконравственные,
предприимчивые люди с
творческим типом мышления, которые могут самостоятельно принимать
хорошо образованные,
ответственные решения и прогнозировать их последствия; способные к
сотрудничеству и активной инновационной деятельности; отличающиеся
мобильностью и конструктивностью подхода к решению проблем; патриотично
настроенные.
Развитие творческого настроя обучащихся один из эффективных путей
их качественной подготовки к профессиональному самоопределению. От того,
каким выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется
будет ли у него потребность в
готов к творческой жизни,
самосовершенствовании и карьерном росте, зависит результативность всей его
дальнейшей работы и жизни.
Важная цель современных педагогов состоит в создании оптимальных
условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и
творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Современная педагогика использует различные методы обучения молодежи, но
наибольшей результативностью характеризуется исследовательский метод.
Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван,
вопервых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе
поиска этих методов и применения их. Вовторых, он формирует описанные
ранее черты творческой деятельности. И, втретьих, является условием
формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне
деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.
Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель
недостижима. Вчетвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо
осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Исследование не предполагает создания какоголибо заранее
планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,
процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов
познавательной активности человека. Познавательная активность обучающегося,
поисковой
если она достаточно устойчива,
характеризуется [1]:
направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удо
влетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во
внеучебной деятельности; эмоциональным подъемом, благополучием про
текания деятельности.
Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие
цели: приобщить их к процессу выработки новых знаний; освоить один из
нестандартных видов познавательной деятельности; научить пользоваться
практическими
нормативной,
монографической литературой,
учебной,
материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
выработать умение работать с основными компьютерными программами;
предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до
слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к
разделению своих идей. Чтобы заниматься с обучающимися научноисследовательской
деятельностью, педагог должен: глубоко и разносторонне знать свой предмет,
регулярно читать специальную, методическую, научную литературу; свободно
ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые
решения научных и педагогических задач; знакомить обучающихся с новыми
подходами к изучению того или иного вопроса.
Большинство исследовательских заданий должно представлять собой
небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или
большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит
выполнение исследовательским методом его функций.
Этими этапами являются [2]:
1.Наблюдение и изучение фактов и явлений.
2.Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка
проблем).
3.Выдвижение гипотез.
4. Построение плана исследования.
5.Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с
другими явлениями.
6. Формулирование решения, объяснения.
7.Проверка решения.
8.Практические выводы о возможном и необходимом применении
полученных знаний.
Исследовательские задания для студентов могут представлять собой как
так и комплексные задачи, основанные на
небольшие поисковые,
междисциплинарной интеграции знаний и умений, требующие вовлечения
обучающихся в исследовательскую деятельность. Оценку эффективности
исследовательских умений можно осуществлять с помощью критериев,
разработанных И. Я. Лернером [3]: способность переносить прием в сходную ситуацию; способность самостоятельно решать учебную проблему; логичность
рассуждений обучающегося; рациональность решения; сформированность
обобщенных исследовательских умений.
Достоинством исследовательского метода организации учебной деятель
ности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники иссле
довательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся
видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их
исследований будут использованы для анализа полученных данных и форму
лирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя
исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, они
действительно выполняют научное исследование, если верно определены про
блематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым
с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той
или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и
инициативной личности в процессе обучения исследовательский метод следует
использовать как можно чаще.
Список используемой литературы:
1.
Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании
познавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное
образование. 2010. №3,. с. 3032.
2.
Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации
исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование,
2001. – С. 3848.
3.
Дидактические основы методов обучения: монография / И.Я.
Лернер. – Москва: Педагогика, 1981. – 186 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА
ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ЦИКЛА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.