Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
русский язык
10 кл—11 кл
29.04.2018
Актуальность темы
Модернизация образования в России требует поисков новых методов, технологий обучения, которые направлены на то, чтобы научить школьников не только получать знания, но и научить добывать знания самим.
Каждый ученик должен понимать, что его жизненный успех определяется не объёмом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, умением переучиваться. И задача учителя – научить его учиться. Переход от традиционной формы экзаменов к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных классов и школ, обусловлены именно этими задачами.
В связи с этим необходимы новые образовательные технологии, способствующие развитию базовых и профильных компетенций.
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
– это не повторение за учителем, не пересказ заученного, не ответ на вопрос учителя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет применять полученные знания на практике. Таким образом, применение этой технологии повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность умение слушать и излагать свои мысли. Их можно применять и при дистанционном обучении. Кейс содержит пакет учебных пособий, мультимедийные материалы, индивидуальный план работы.
Кейсы.doc
Применение кейстехнологии при подготовке к
творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Актуальность темы
Модернизация образования в России требует поисков новых методов, технологий обучения, которые
направлены на то, чтобы научить школьников не только получать знания, но и научить добывать знания
самим.
Каждый ученик должен понимать, что его жизненный успех определяется не объёмом знаний, а его
мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, умением переучиваться. И задача
учителя – научить его учиться. Переход от традиционной формы экзаменов к ГИА и ЕГЭ, открытие
профильных классов и школ, обусловлены именно этими задачами.
В связи с этим необходимы новые образовательные технологии, способствующие развитию базовых и
профильных компетенций.
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задачситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их
решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество
учителя и ученика!
– это не повторение за учителем, не пересказ заученного, не ответ на вопрос учителя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет применять полученные знания на практике. Таким образом,
применение этой технологии повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает такие
качества, как социальная активность, коммуникабельность умение слушать и излагать свои мысли.
Их можно применять и при дистанционном обучении. Кейс содержит пакет учебных пособий,
мультимедийные материалы, индивидуальный план работы.
Самое главное, кейстехнологии помогают школьникам при самостоятельной работе дома, помогают
применять все необходимые материалы: схемы, таблицы, мультимедийные компоненты.
Основа этой технологии – предоставление учащимся информационных образовательных ресурсов в виде
специальных наборов (кейсов), которые содержат учебно методические материалы, предназначенные для
изучения. Эти материалы предоставляются на различных видах носителей.
Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса
предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. На сегодняшний день
кейс технологии широко используются в средней школе и особое место занимают при подготовке к ЕГЭ.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс, состоящий из трех частей:
1) описание конкретной ситуации;
2)
3) задания к кейсу.
вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
1) Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более
наглядным).
2)Мультимедиа кейс.
3)Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Методы кейс технологии
1) Метод инцидентов
2) Метод разбора деловой корреспонденции
3) Игровое проектирование
4) Ситуационноролевая игра
5) Метод дискуссии
6) Кейсстади
Метод casestudy или метод конкретных ситуаций Кейсстади – (от английского “case study” –изучение ситуации) (решение кейсов) качественный метод
изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Сущность кейсстади – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев, это
рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те
или иные решения, к чему они приводят.
Преимущества кейс метода заключаются в том, что он:
1) дает возможность знакомства с реальными жизненными ситуациями;
2) заставляет углубиться в процесс принятия решений;
3) тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;
4) развивает умение доказывать своё мнение ;
5) позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации;
6) помогает формировать стратегическое мышление.
7)
важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок
учащихся.
Цель метода кейсстади
совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать
варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и
выбором лучшего из них.
Почему в работе над сочинением мною был выбран именно этот метод работы?
1) Кейстехнологии предполагает анализ конкретных учебных ситуаций (case stady). Ученик должен
получить опыт в следующих областях:
2) 1)выявление, отбор, решение проблем,
3) 2)работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
4) 3)анализ и синтез информации и аргументов;
5) 4)оценка альтернатив, принятие решений;
6) 5) слушание и понимание других людей – навыки групповой работы. Этот опыт необходим при
работе над сочинениемрассуждением на ЕГЭ по русскому языку.
Творческое задание ЕГЭ (часть С)
Экзаменующийся должен понимать, что без хорошего сочинения, оценённого на 18 23 балла,
добиться хороших баллов не возможно. Значение этой части для общей оценки является решающим.
Поэтому целенаправленная, планомерная подготовка к выполнению данного задания необходима. Эта
работа направлена на то, чтобы научить старшеклассников рассуждать по любой проблеме, иногда
сложной, неожиданной.
Учащийся должен самостоятельно создать текст в жанре отзыва, рецензии, эссе. При подготовке к
экзаменам особое внимание нужно обратить на разнообразие текстового материала.
Требования к сочинению
1) экзаменуемый в той или иной форме должен сформулировать проблемы, поднятые в исходном тексте;
2) прокомментировать сформулированные проблемы;
отразить в сочинении позиции автора исходного текста;
3)
выразить своё мнение по затронутым проблемам, привести аргументы, подкрепляющие эти суждения;
4)
Целенаправленная работа по подготовке к творческому заданию ЕГЭ начинается только в 10 классе. В 10
и 11 классах мы с ребятами выбрали элективный курс «Сочинение рассуждение как жанр и вид задания
повышенного уровня сложности» (1час в неделю, всего 68 часов). Главная моя задача – выбрать
правильный путь для подготовки к сочинению. Я выбираю использование кейсметода, для которого
необходимы два условия: хороший кейс и выбор методики работы.
Что такое кейс?
Кейс это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию:
для принятия решения,
разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе
и выявления позиций слушателей по существу вопроса.
Основные направления работы
1) Создание рабочих групп (45 учащихся: «ведущий» «рабочая группа» «наблюдатели») 2) Организация работы группы
3) Создание кейса, содержащего основной методический материал для подготовки к сочинению)
4) Работа с кейсом:
5)
6)
7)
8)
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Алгоритм работы над кейсом:
1) сбор информации по кейсзадаче: что такое проблема, как выявить эту проблему, каким способом
можно её сформулировать
2) принятие решений: выбор основной проблемы; формулировка, выделение проблемы в форме
вопроса.
3) рассмотрение альтернатив: выступление представителя каждой группы с предложением своей
4)
проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем
Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень
важным аспектом кейсметода. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2
участника
Методическое обеспечение (кейс)
К концу 10 класса у каждого выпускника собирается методическое обеспечение (кейс) в полном объеме,
который постепенно в 11 классе дополняется, отрабатывается
1) Сборник текстов для анализа
2) Электронное пособие «Учимся писать сочинение»
3) Электронные пособия«Проблема текста», «Комментарий текста», «Энциклопедия жизненных и
литературных аргументов»
4)Сборник образцов сочинений (лучшие, отредактированные сочинения самих учащихся)
Этот кейс представляет собой результат научнометодической деятельности учителя, но прежде чем
взяться за внедрение его в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:
1. Для кого и чего пишется кейс.
2. Чему должны научиться учащиеся.
3. Какие уроки они из этого извлекут.
Кейс пишется и собирается для учащихся, чтобы
вопервых, они могли готовиться к ЕГЭ не только в классе, но и самостоятельно. Ведь многим детям
нужен индивидуальный темп обучения. Кроме того, при огромном выборе дополнительной литературы,
кейс, созданный учителем для данного класса учитывает их реальные возможности, способности.
вовторых, учащиеся должны научиться конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический
материал, проводить необходимое им количество тренингов. Они должны научиться работать с
предложенным методическим пособием.
втретьих, выпускники, методом диагностики, сравнения, сами оценят свои возможности и определят свой
будущий образовательный путь.
Основным критерием для разработки кейса для части С должно стать:
1) соответствие содержанию спецификации;
2) определение задач в строгой последовательности с классификацией;
3) достаточный уровень осведомленности учащихся;
4) наличие у выпускников опыта групповой работы.
5) Выявились и ограничения на использование кейстехнологии: она неэффективна в отношении
ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью
отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не
актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения
учащихся..
Положительные стороны кейстехнологии при подготовке к сочинению:
1) ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
2) предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
3) даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над
ними самостоятельно; 4) выпускник может планировать время работы над данной темой;
5) к концу учебного года накапливается полный набор учебнометодических материалов (кейс),
который он может использовать для повторения и подготовки к аттестации.
6) каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит
контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через
определенное время.
Вывод
Для внедрения кейстехнологий необходимо изучение специальной литературы,
отрабатывание методики работы над кейсами. Однако выбор в пользу применения интерактивных
технологий обучения не должен стать самоцелью, обязательно надо учитывать учебные цели и
задачи, особенности учебной группы, их интересы и потребности, уровня компетентности и других
факторов, определяющих возможности внедрения кейстехнологий, их подготовки и проведения.
Литература:
1. Вялкова Г.М. Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части (задание С)
Волгоград:
теста в формате единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь.
Издательство ВГИПК РО. 2008 г. С. 1923.
2. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) / Г.Т. Егораева. – М.:
3. Шимутина, Е. Кейстехнология в учебном процессе Народное образование. 2009. № 2. –
Экзамен, 2009.
с.172179.
Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.