Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО
Оценка 5

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Оценка 5
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
10.04.2017
Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО
Будучи активным методом обучения, кейс-стади позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому обучающемуся, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими умениями. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к обучению, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения. «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Значит моя задача – сделать так, чтобы в процессе обучения студент имел возможность его получить.На сегодняшний день уже не подвергается сомнению тот факт, что кейс-технология – обучение на примере разбора конкретных случаев – является одним из эффективных развивающих способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. В статье обобщается педагогический опыт использования кейс-технологии в преподавании экономических дисциплин
Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО.docx
Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС Применение   кейс­технологий   в   преподавании   экономических дисциплин  «Самое полезное в жизни – это собственный опыт» Я бы хотела начать презентацию моего педагогического опыта с этих слов, произнесенных когда­то Вальтером Скоттом, известным британским писателем, поэтом   и   историком.   Эти   слова   лежат   в   основе   решения   той   проблемы,   с которой я столкнулась, начав свою педагогическую деятельность.  С   первого   года   работы   мною   отмечено   главное   противоречие педагогической   практики:   современные   образовательные   и   профессиональные стандарты   требуют   хорошей   практической   подготовки   выпускников   и   их готовности к самостоятельному решению производственных задач, в то время как   в   процессе   обучения   студенты   прекрасно   справляются   с   теоретической составляющей, но испытывают затруднения при применении знаний на практике. Поиск   образовательных   технологий,   соответствующих   требованиям   ФГОС   и рынка   труда,   и   особенности   применения   экономических   знаний   в   будущей профессиональной   деятельности   выпускников   привели   меня   к   технологии «Кейс­стади». Так  сформировалась  тема   моего  педагогического   опыта:  «Реализация принципов   практико­ориентированного   обучения   студентов   среднего  Период профессионального   образования  на   основе   кейс­технологии». формирования   и   функционирования   опыта   составляет   3   года.   Опыт соответствует   современной   государственной   образовательной   политике, способствует реализации требований ФГОС.  Будучи   активным   методом   обучения,   кейс­стади   позволяет   в   учебном процессе   проявить   инициативу   каждому   обучающемуся,   почувствовать самостоятельность   в   освоении   теоретических   положений   и   овладении практическими   умениями.   Важно,   что   данный   метод   формирует   интерес, 1 Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС позитивную   мотивацию   к   обучению,   и,   в   конечном   итоге,   формирует компетентностный подход в процессе обучения. Цель   моего   педагогического   опыта   –   это   1)   достижение   студентами высоких   результатов   практической   подготовки   в   решении   производственных задач, связанных с экономической составляющей, и 2) воспитание способности оптимального   поведения   в   различных   ситуациях   профессиональной деятельности. Задачами моего педагогического опыта определены: 1. Проектирование   содержания,   методики   и   форм   обучения   экономическим знаниям   и   умениям   с   целью   развития   общих   и   профессиональных компетенций обучающихся. 2. Разработка и внедрение кейс­технологии в процесс обучения и контроля. 3. Создание   условий   для   успешной   социализации   студентов   в   трудовую деятельность. Новизна   идеи   состоит   в   адаптировании   применения   кейс­технологии   к обучению   студентов   экономическим   дисциплинам   на   всех   стадиях   учебного процесса: усвоение знаний, освоение практических умений, текущий контроль и   Главным   приоритетом   является оценка,   промежуточная   аттестация. формирование профессиональных компетенций практической направленности, сопутствующий приоритет – общие компетенции. Для того чтобы достичь поставленных задач, необходимо было процесс обучения   сделать   более   практикоориентированным.   При   этом   возникали определенные трудности:  1) трудоемкость разрабатываемой технологии: представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждой группой и   учет   специфики   преподаваемых   дисциплин, отдельными   студентами, разноплановости профессий и специальностей; 2) неготовность обучающихся к рефлексивной деятельности; 2 Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС 3)   отсутствие   готовых   инструментов   (кейсов)   для   применения   на   всех стадиях учебного процесса, и, как следствие, задача разработки банка кейсов. Помимо   перечисленных   трудностей   следовало   избежать   довольно распространенного заблуждения в отношении легкости составления кейсов. На сегодняшний день уже не подвергается сомнению тот факт, что кейс­ технология   –   обучение   на   примере   разбора   конкретных   случаев   –   является одним   из   эффективных   развивающих   способов   обучения   студентов   навыкам решения типичных проблем. Используя кейс­технологию, я добиваюсь того, чтобы студенты: 1. переживали   погружение   в   реальную   ситуацию   (экономическую   или управленческую), эмоционально переживали события (это формирует их ценностные установки) 2. приходили   к   выводу   о   том,   что   из   любой   ситуации   существует несколько выходов, и определяли, от чего зависит тот или иной выход, таким образом, формируется ответственность за выбор. Для   этого   процесс   обучения   строится   технологично   по   определенным этапам:  1 этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;  2 этап – выделение основной проблемы (проблем), факторов и персоналий; 3 этап – поиск решения проблемы, анализ последствий; 4 этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов. В   своей   педагогической   деятельности   я   использую   следующие разновидности кейс­технологии.  1) Метод   ситуационного   упражнения  (задачи)   заключается   в   том,   что обучающимся   предлагается   текст   с   подробным   описанием   сложившейся ситуации   и   задача,   требующая   решения.   Возможны   два   варианта предложенной задачи: 1. в тексте задания уже дается готовая информация и задача студента – её проанализировать. 2. для решения задачи необходимо 3 Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС самостоятельно   найти   информацию,   как   следствие,   обучение   студентов работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.  Мной составлен банк кейсов, в которые входят ситуационные упражнения, сгруппированные   по   блокам:   по   субъекту   анализа   (на   основе   позиции субъекта   ситуации)   и   по   источнику   анализа   (на   основе   анализа экономических документов или информационных источников) 2) Метод ситуационно­ролевых игр. Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.  3) Метод   проектирования.   Цель   данного   метода   –   процесс   создания   или совершенствования   объектов.   Для   осуществления   этой   технологии участников   занятия   разбивают   на   группы,  каждая   из   которых   занимается разработкой своего проекта.  Организуя обучение на основе кейс­стади, я отметила, что данный метод эффективно   сочетается   с   различными   методами   обучения.   Это   делает выбранную технологию особенно ценной и незаменимой в процессе обучения экономическим дисциплинам. (таблицу в презентацию) Во­первых,   метод   представляет   собой   специфическую   разновидность исследовательской   аналитической  технологии,  т.е.  включает   в  себя  операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Во­вторых, выступает как технология коллективного обучения В­третьих, интегрирует в себе технологии развивающего обучения В­четвертых,   выступает   как   специфическая   разновидность   проектной технологии В­пятых,   концентрирует   в   себе   значительные   достижения   технологии «создания успеха». Данные обстоятельства позволяют мне добиваться хороших результатов. 4 Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС Продуктным   результатом  инновационных   изменений   стал   Сборник дидактических материалов (кейсов) по менеджменту, дидактические материалы, статьи  и  банк кейсов по экономическим дисциплинам.  Субъектный результат проявляется в следующих достижениях:  Внешние   достижения:   Количество   студентов   принимающих   участие   в различных конкурсах и олимпиадах по экономическим дисциплинам выросло с 20 (2013 г.) до 56 человек (2016 г.).  Начиная   с   2014   г.   в   областном   чемпионате   молодежных предпринимательских   идей   и   проектов   «Точки   роста»     приняли   участие   10 человек.   В   2015   г.   10   студентов   подготовили     научно­исследовательские проекты   по   экономике.   Студенты   стали   активнее   участвовать   в   проведении предметных декад: конкурсы, викторины, олимпиады по экономике и основам предпринимательской   деятельности.   Обучающиеся   участвуют   в   творческих конкурсах и помогают готовить кейсы по менеджменту, пишут бизнес­планы и готовят бизнес­проекты. В 2016 г, во   Всероссийском конкурсе «Молодежные бизнес­проекты»  студентка 1 курса заняла 2 место. Внутренние достижения: Развитие профессиональных и общих компетенций (например   ОК 11.   «Владеть   основами     предпринимательской   деятельности   и особенностями   предпринимательства в профессиональной деятельности», или ПК  4.1 «Планировать   собственную   работу   в   составе   коллектива исполнителей»). Это проявляется в развитии умений студентов осуществлять анализ конкретной социально­экономической ситуации при разработке бизнес – проектов с 60% ­ в начале обучения с использованием кейс­стади (1 курс) до 95 % ­ в конце (4 курс). Обучающиеся получают практический опыт  планирования, решения практико­ориентированных задач, умений координировать свою работу в   составе   коллектива   и   выполнять   соответствующие   роли.   Количество допускаемых ошибок в данном направлении (при решении кейсов) к концу 4 курса   снижается   с   60   %     до   5,5%.     Следующие   аспекты   кейсов:   умение 5 Балязина Алёна Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ИО ИТАС структурировать   время,   делегировать   полномочия,   уверенность   и   умение отстаивать   свое   мнение,   слушать   и   быть   услышанным,   развитие   навыков презентации,   а   также   творческий   и   креативный   подход   особенно   нужны   для специалистов   по   рекламе.   Качество   обучения   у   студентов   групп   РО   по экономическим дисциплинам  в целом выросло с 55% до 76,5 %. (2013 – 2016 у.г.) Опыт педагогической деятельности может быть использован не только в преподавании   экономических   дисциплин,   но   и   преподавателями   других предметов (как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин). Применение данной технология позволяет формировать как общие, так и профессиональные   компетенции   студента,   которые   получают   практический опыт работы, что будет востребовано потенциальными работодателями. Используемые   технологии   могут   найти   широкое   применение   в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах   сил,   времени   педагога   достигнуть   более   высоких   результатов   в обучении.  Представленный   педагогический   опыт   вариативен   и   применим   для   всех профессий и специальностей в зависимости от конкретных условий. Технология   предполагает   открытую   систему,   поэтому   продолжаю разработку отдельных приемов.   В перспективе, разработка банков кейсов по всем экономическим дисциплинам и для всех профессий  и специальностей (по отдельности),  имея   собственный   сайт   и   блог,   а  так   же   возможности   создать печатное   издание,   планирую   доработать   и   усовершенствовать     методический опыт, рассчитанный на педагогическое сообщество. «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Значит моя задача   –   сделать   так,   чтобы   в   процессе   обучения   студент   имел возможность его получить. 6

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО

Применение кейс-технологий в преподавании экономических дисциплин в системе СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017