Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.
Benjamin Franklin
Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и
учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество
подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его
содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот
уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался
сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой,
подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так,
чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых
невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний
интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных творческих наработок — как в смысле его построения,
так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. Как для
учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком
понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом — актуальный.
Моделируя современный урок, учителю следует придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной
программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с
ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и
домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнообразные виды
деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Продумать форму подведения итогов урока: рефлексия освоенного материала и
способов действия, эмоционального состояния детей
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам
возможность поновому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Но это не
значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно
применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю
необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не
только предметных, но и метапредметных результатов. Системнодеятельностный подход,
лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям
предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя
возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и
предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации
учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой
и практикой инновационные технологии.
При проектировании и проведении уроков я использую различные методы, приёмы,
средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которыми хотела бы
поделиться с коллегами.
1. Объявление темы урока. Сообщение целей и задач
Simple,
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в
урок проблемного диалога: необходимо создавать проблемную ситуацию для определения
учащимися границ знания — незнания. Я ввожу проблемный диалог при изучении в
начальных классах разных временных форм: Present
Present
Continuous, Past Simple.Например, в 3 классе по теме «Настоящее продолженное время
(Present Continuous Tense): отрицательная и вопросительная формы» (это второй урок в
модуле 7 «Выходной день», первый урок «Настоящее продолженное время:
утвердительная форма») в начале урока я пишу учащимся предложение “She is watching
TV now” (Она смотрит телевизор сейчас). Задание — образовать отрицательную, а затем
вопросительную форму данного предложения. Пройдя по классу и просмотрев записи в
тетрадях, выписываю на доске варианты написания предложения (конечно, среди них есть
как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы:
«Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете,
почему?» Приходим к выводу, что изза того, что чегото ещё не знаем, и далее — не всё
знаем о настоящем продолженном времени. «Какова же цель нашей работы на уроке?» —
обращаюсь к детям («Узнать больше о данном времени»). Продолжаю: «Для чего нам это
необходимо?» («Чтобы правильно образовывать отрицательную и вопросительную
формы Present Continuous».) Так через создание проблемной ситуации и ведение
проблемного диалога учащиеся сформулировали сами тему и цель урока.
2. Планирование работы на уроке
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже во втором классе. Так, я
организую работу с помощью интерактивного плаката (в программе PowerPoint). В
начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат (см. иллюстрацию перед
статьёй), материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей
работы.
Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания,
которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на
уроке. Таким образом, я только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными
деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
3. Практическая деятельность учащихся
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует
учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по
уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации
практической деятельности учащихся. Задания следующего типа: “Chitchat. Work in pairs. Ask and answer. Look at the picture,
now talk with your friends. Find someone who… Look at the picture, then close your book and
talk with your friends” предполагают организацию работы в парах. Работа в
парах необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но прежде чем
вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного
взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя
ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. С
первых уроков были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной
работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто
говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и
постараться понять.
На этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний работа может быть
организована в форме творческого проекта. Сегодня много говорится о проектной
деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем
инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у
учащихся универсальные учебные действия. Так, при изучении во 2 классе модуля
5 “My holidays” (данный модуль включает две темы «Погода» и «Одежда») учащиеся
вырезают бумажных кукол главных героев Ларри и Лулу, их одежду. По команде ребята
одевают кукол в зависимости от предложенной погоды. При дальнейшем изучении темы
«Одежда» учащиеся с большим интересом создают героям свою собственную одежду для
разной погоды. Тем самым происходит развитие предметных и метапредметных умений и
навыков: исследовательские, рефлексивные, оценочные, непосредственно связанные с
опытом их применения в практической деятельности.
В 3 классе проект “My dream bedroom!” имеет большой интерес среди учащихся,
поскольку они играют роль дизайнеров.
Подготовка начинается с первого урока, когда дети знакомятся с названиями предметов
мебели, игрушек. Они выбирают, какая будет их комната, мебель, обстановка. Параллельно
идет отработка грамматических конструкций, предлогов места. Затем пример рассказа на
языке. В результате каждый из учащихся представляет свою комнату мечты в виде
презентации, рисунка, плаката.
В 4 классе в конце изучения модуля “Tasty treats” (Еда) учащиеся выполняют проект
исследование “What’s on the Menu?”. Сначала учащиеся составляют анкетуопрос. Можно
составить вопросы вместе на уроке, можно предложить в качестве домашнего задания, на
следующем уроке обсудить и составить анкету. Например: What is your name?, How old are
you?, What class are you in?, What is your favourite food? Do you like…? Далее учащиеся
самостоятельно проводят опрос (можно также задействовать учащихся других классов и
учителей). Далее составляется рейтинг любимых продуктов, популярных блюд. В
результате учащиеся составляют свое собственное меню для школьной столовой/кафе.
Определённо данное исследование должно быть обнародовано, то есть необходимо
представить результаты исследования другим учащимся и учителям в виде стенгазеты,
плаката и др.
Проект “Amazing creatures” — один из любимых проектов учащихся. Работа над данным
проектом предполагает многоаспектное творчество, так как необходимо создать
несуществующее животное/странное существо для нового мультфильма. Персонажей
можно нарисовать, изготовить самим. Описать своё любимое животное — это хорошо, но немного однообразно, даже скучно, на мой взгляд. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, я
предлагаю им выступить в роли мультипликатора. Учащиеся рисуют своих выдуманных
мультипликационных персонажей, описывают их, придумывают им странные имена.
которые моделировали бы жизненные
Доказано педагогической наукой и практикой, что результативность обучения связана с
мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При
проектировании урока я отдаю предпочтение таким видам деятельности учащихся на
уроке,
можно
провести ролевую игру. На уроках я использую игру “Radio”. Например, при работе по
теме: “Animals. At the zoo” (Животные. В зоопарке) в 4 классе . Выбирается/назначается
один главный радиоведущий (более сильный ученик) и гости на радио. Задача
радиоведущего — составить приветственную речь (приветствие, объявление темы,
представление гостей радио), задача подгрупп — составить несколько правил для
радиослушателей о том, как вести себя в зоопарке:
уроке
ситуации. На
— Hello my dear friends! It is Lena and your favourite radio TeenagersFM! Today we will have
a talk about zoo rules: what you must/mustn’t do there. Now listen to my guests Kate, Olga and
Alex. They know everything about it!
— You mustn’t feed animals/ You mustn’t run and ride a bike there/ You must put your rubbish
in the bin/ You must leave your pets at home.
4. Осуществление контроля. Оценивание учащихся
Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо
начиная с 2 класса. Наряду с пятибалльной оценкой работы я ввела в практику своей
работы «оценочные отрезки». Например, перед написанием словарного диктанта прошу
детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке
уровень грамотности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после
самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первых уроков.
Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть
стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко — тихо, с запинками —
без запинок, выразительно — нет, понравилось — нет). При этом необходимо разъяснить
ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать
положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий (I like/don’t like it. You
have some/no mistakes). В результате организации такой деятельности дети приучаются
внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
5. Итог урока
Этап рефлексии на уроке способствует формированию уменияанализировать
деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают
на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего
вешают/размещают листочки разного цвета на доске при помощи магнитов, и таким
образом можно наглядно увидеть уровень личных достижений.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать
требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им
применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной
среде.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),
развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной
деятельности, овладение умениями учебноисследовательской деятельности. Одним из
средств решения данных задач, на мой взгляд, является синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма,
возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала
использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод
развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1].
Синквейн пишется по определенным правилам:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное
или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают
описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к
описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои
чувства, эмоции, ассоциации.
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в
кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какомулибо
поводу.
На начальном этапе работа может быть коллективной, потом в паре и затем
индивидуальной. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять
словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить
свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме.
Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они
могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено
задание, какая тема изучается. Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения
понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное
мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном
материале наиболее существенные элементы и делать выводы.
Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на
уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты,
предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные
понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Именно
потому, что с помощью этих небольших стихотворений в нескольких строках можно
выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Также синквейн — это
отличный контролёр. Ведь никто не сможет передать суть предлагаемой темы
стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст, выучены новые
слова и т.д. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если
стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности
справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса
не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим
видением и восприятием окружающего мира.
Если учащийся испытывает затруднения при написании синквейна, на это может быть всего
две причины: или ему просто не нравится тема задания, или ему не хватает словарного
запаса. Следовательно, учителю изначально необходимо подобрать тему задания, близкую
каждому ученику, заинтересовать учащихся. А обогащение словаря — это одна из целей
написания синквейна. В этой связи хотелось бы отметить важность синквейна и для
развития компенсаторной компетенции учащихся, когда им приходится проявить свое
умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств.
Современные учебники богаты лексикой, и уже во втором классе у детей есть некоторое
количество прилагательных и глаголов, необходимых для написания синквейна. Я работаю
по УМК «Звёздный английский», который с самого раннего этапа обучения вводит в
пассивный словарь учащихся большое количество прилагательных. Синквейн, в свою
очередь, помогает перевести их в активное использование.
Начинать работу лучше с коллективного составления синквейна, чтобы каждый ученик
понял структуру этого стихотворения. Уже во втором классе учащиеся с удовольствием
составляют синквейны на такие темы, как «Мой питомец», «Мой друг» и другие. В этом
возрасте дети с удовольствием работают в паре и составляют один синквейн на двоих.
Например:
My pet
cute, small
running, playing, gnawing
I like to feed my Dan.
Rat
В третьем классе заметно обогащается словарный запас, учащиеся знакомятся с
грамматическими структурами английского языка, но любовь к синквейну не ослабевает.
При написании такого стихотворения требуется минимальное знание грамматики, что
позволяет ученикам разного уровня подготовки проявить себя. Каждый ученик оказывается в ситуации успеха, что очень важно на любом этапе обучения, а особенно в
начальной школе. В третьем классе учащимся предлагаются темы «Школа», «Моя любимая
игрушка», «Твой любимый персонаж». К третьему классу ученикам уже хочется проявить
свою индивидуальность, и они больше любят выполнять задание самостоятельно, развивая
креативное мышление. Еще один пример работы моих учеников:
My teacher
nice, clever
teaching, helping, surprising
She is very cool.
My friend
Пример моего урока с использованием синквейна можно найти на сайте Издательства
«Просвещение» на странице УМК «Звёздный английский» в рубрике “Teacher’s Portfolio”.
На основе синквейна можно составить разноплановые задания.
Возможны варианты:
с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и
фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан
синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе
существующих строк ее определить) и т. д.
В четвертом классе наряду с коллективной, парной и индивидуальной работой над
синквейнами я использую синквейн и для развития критического мышления учащихся,
развития их диалогической речи:
каждому учащемуся даётся 5–7 минут на то, чтобы написать синквейн;
затем он с партнером из двух синквейнов составляет один, с которым оба будут
согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод
требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других
те идеи, которые они могут увязать со своими;
после этого вся группа может ознакомиться с парными синквейнами. Это порождает
дальнейшую дискуссию. Это довольно сложный процесс, но при постепенном
продвижении, при достаточном опыте написания синквейнов и при партнерском
отношении учителя всё удается.
Также синквейн — это хороший метод самоконтроля. Ученик сам, прочитав задание,
может придумать это стихотворение, если получается — материал усвоен
отлично.Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы
всех образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно
ориентированного.На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная
и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного
сотрудничества. 2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном
обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих
способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации,
самостоятельному мышлению.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития
ребенка младшего школьного возраста, метода, который позволяет быстро получить
результат. В частности, знакомство с самим понятием слова, частей речи и расширение
словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Применение педагогических технологий на уроках английского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.