«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»
Оценка 5

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

Оценка 5
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
1 кл
02.09.2017
«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»
В данной работе идет речь о внедрение инклюзивного образования и представляет собой сложный процесс и затрагивает различные социальные группы: не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей без нарушений в развитии, родителей, педагогов массовых и специальных школ, специалистов различного профиля.МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Методический семинар.docx
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 50 Рукавишникова Лина Владимировна МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: «Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»                                                                        В любой, самой сложной ситуации главное –                                                          не просто её разрешить, а разрешить,                                               сохраняя достоинство ребёнка. Актуальность:   Одним   из   важнейших   направлений   государственной   социальной   политики   по   улучшению положения детей в Российской Федерации является процесс поэтапного создания системы всесторонней   поддержки   семей,   имеющих   детей­инвалидов   и   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья.   Интеграция   детей­инвалидов   в   общество   сверстников   требует преодоления   барьеров,   мешающих   их   нормальному   социальному   функционированию, создания   условий,   обеспечивающих   их   независимое   существование,   максимальное полноценное социальное и семейное устройство. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и воспитание детей с   ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими таких ограничений.  Такое образование включает не только организацию совместных учебных занятий, но и  совместный досуг, различные виды дополнительного образования.  С 1 сентября 2013  года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», согласно которому для   детей с ограниченными возможностями должны быть созданы необходимые условия для полу чения без дискриминации качественного образования. Внедрение   инклюзивного   образовании   представляет   собой   сложный   процесс   и затрагивает различные социальные группы: не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей без нарушений в развитии, родителей, педагогов массовых и специальных школ, специалистов различного профиля. Западная модель инклюзии часто идет по пути «социальной инклюзии» ­ сам факт  инклюзии, включенность ребенка в нормальные отношения со сверстниками и взрослыми  оказывает развивающий эффект. При этом достижение результатов в образовании ­  задача  второго плана. Существует   и   другой   подход   к   инклюзивному   образованию,   решающий   проблему инклюзии   через   снижение   требований   к   ребенку   с   ОВЗ.   Наиболее   сбалансированным   и перспективным,   на   мой   взгляд,   является   создание   специальных   условий   для   совместного обучения   детей   с   ОВЗ   и   их   нормативно   развивающихся   сверстников.   Для   детей   с   ОВЗ разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учетом зоны его ближайшего развития   и   поступательной   динамики.   Индивидуальный   образовательный   маршрут определяется   образовательными   потребностями,   индивидуальными   способностями   и возможностями   ребенка   (уровень   готовности   к   освоению   программы),   а   также существующими стандартами содержания образования. Как всякая инновация, инклюзивная практика для обеспечения успешных результатов нуждается в творческом подходе тех, кто в нее вовлечен. Прежде всего успех инклюзивной практики зависит от учителей и родителей, а также самих детей, т.е. трех основных субъектов образовательного   процесса.   Индивидуальная   траектория   развития   ребенка   возникает   во взаимодействии его именно с этими людьми.                                                                 В биографию человека школа входит одной                                                     строкой. Но будем помнить, что эта строка                                       может определить всю биографию.  ≪Обычные≫  для   образовательного   учреждения   задачи   обучения   и   воспитания   в условиях инклюзивного образования превращаются в проблемы на порядок более сложные, причем пути их разрешения нередко оказываются в противоречии с теми порядками, которым подчиняется   обычная   школьная   жизнь.   Индивидуализация   образования   —   задача   именно такого   рода.   С   решением   такой   задачи,   на   мой   взгляд,   хорошо   справляется   такая педагогическая технология как разноуровневое обучение.   Какие же основные задачи выполняет Разноуровневое обучение? Разноуровневое обучение ­ это педагогическая технология организации учебного процесса,  которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и  сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает  возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам  школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от  способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Это технология,  при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами  образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит  математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный  уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно,  так как содержание (тематика) едина для всех уровней. Ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основано на  особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности может быть  следующим: 1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными  потребностями учащихся, с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется  путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже  изученным материалом. 2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами,  целями, эмоциями, учебно­познавательной, нравственной деятельностью и общением. 3 шаг – ознакомление с информацией. 4 шаг – освоение информации, которое может происходить через: ­ проработку текста; ­ взаимообучение. 5 шаг – контроль освоения информации.   Главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации делается не на деление  учащихся  по их  способностям  или  уровню  обученности,  а  на идею  согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся.  Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно  свести к следующему: 1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его  потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и сдача уровней. 3. За одно занятие можно отработать только одну тему. 4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в  данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %. 5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и  повысить свою обычную отметку. Основными   принципами   являются:   доброжелательность,   взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку. Именно эти принципы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности должны лечь в основу работы. Не позволяйте ребёнку, испытавшему неуспех,                                                      привыкнуть к чувству поражения. Не теряя                                                         времени, придумайте для него возможность                                                        стать победителем, Помогите ему выйти из                         состояния аутсайдерства. В этом году к нам в школу пришел ребенок с диагнозом ДЦП. Главной задачей на первом этапе стала его социальная адаптация. Работу с этим ребенком я начала задолго до сентября месяца. Мы познакомились в июне. У него было ярко выражено чувство беспокойства. Ребенок очень нервничал. Было решено   начать   работу   уже   в   августе.   Мы   просто   общались.   Вместе   с   мамой   Виталик знакомился   со   школьными   предметами.   Было   важно   все,   как   он   отнесется   к   новому помещению,   к   новому   взрослому   человеку.   Результат   был   достигнут   не   сразу,   но   было приятно видеть, что ребенок потянулся в школу. Второй задачей было принятие Виталика учениками и родителями класса. На родительском собрании в августе месяце я объявила, что в нашем классе будет учиться особый ученик, требующий к себе особого внимания. Но так как все ученики из одного района, то оказалось, что в классе есть ребята, которые живут по соседству. Родители восприняли информацию спокойно. Две мамы подошли после собрания с просьбой привлекать их детей в помощь в работе с Виталиком. Начались учебные будни. Виталик шел в школу с большим удовольствием. Ребята относились к нему очень хорошо. Все помогали, старались играть с ним. Появилась другая проблема. Ему было тяжело просидеть все занятия. Решили первое время посещать занятия по возможностям Виталика. Конечно он старался. Но было видно, что ему тяжело.   С целью определения особенностей установления контакта с классом на мои занятия  был приглашен школьный психолог. В результате наблюдения психолога, а также рефлексии с моей стороны были выделены следующие психологические особенности организации контакта с классом:     использование в обращении к ученикам «Я­высказываний»; способность слышать потребности ребенка; оптимальный темп и громкость голоса; эмоционально окрашенная речь; яркая выразительная мимика и жестикуляция;   мягкие дисциплинарные меры;  телесный контакт;  использование юмора. Хочется отметить удивительную особенность взаимоотношений Виталика с классом, замеченную на уроках. Виталику свойственна гиперчувствительность к звукам. В классе же много активных, в том числе гиперактивных учеников, но, когда дети видят, что Виталик начинает   испытывать   дискомфорт   от   чрезмерного   шума   в   классе,   то   сами   начинают успокаиваться, т.е. не приходится принимать дисциплинарных мер, класс переходит в режим саморегуляции!   Более   того,   интересно   наблюдать,   как   дети   стараются   помочь   Виталику, заступаются за него перед учениками других классов. Само присутствие такого ребенка в классе   меняет   ребят,   они   становятся   чуткими,   сплоченными.   У   них   формируются   новые ценности   ­   взаимопомощи   и   поддержки,   снижается   уровень   эгоцентризма.   Интересные трансформации   происходили   лично   со   мной   –   отдавая   себе   отчет   в   повышенной восприимчивости   ребенка   с   ОВЗ   к   учебным,   сенсорным,   эмоциональным   нагрузкам,   я невольно   начала   в   большей   степени   рефлексировать   свое   поведение,   следить   за эмоциональной саморегуляцией, деликатнее подбирать методы педагогического воздействия. Используя   методы   разноуровневого   обучения,   я   задаю   Виталику   индивидуальные задания. Например, на уроках русского языка больше внимания уделяю написанию букв и слогов. На уроках математики уделяю внимание устному счету, включая его в устную работу всего класса. На уроках чтения привлекаю его к рассуждениям. Зная его слабые места в обучении, стараюсь чаще создавать ситуацию успеха.  Это вселяет в него уверенность в своих силах, побуждает действовать и делает его активным участником образовательного процесса.                                                  Наконец он самостоятельно нашёл верное                                                          решение задачи. В первый раз! Но не спешите                                                             давать ему новое задание, ведь сегодня для него                                                              важнее запомнить вкус своей маленькой победы! Адаптация инвалидов в нашем обществе – дело новое. Может пройти несколько  десятков лет, прежде чем каждый член общества начнёт принимать людей с ограниченными  возможностями без страха или предубеждений. Но первые шаги к этому уже сделаны.

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»

«Применение разноуровневого обучения в инклюзивном образовании.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017