материал из опыта работы учителя трудового обучения. Применяя современные технологии обучения на уроках трудового обучения можно добиться высоких результатов. на уроке активно включаются дети с различным уровнем подготовки и способностями. ребята увлекаются и в процессе создают изделия, отвечающие всем современным требованиям.
Применение современных педагогических технологий
на уроках трудового обучения.
Внедрение в образовательный процесс современных
педагогических технологий создает все необходимые предпосылки для
повышения качества обучения, позволяет обучающимся успешнее и быстрее
адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным
изменениям.
В современных условиях информатизации и развития общества
возникает естественная необходимость в обучении и воспитании учащихся,
которые владеют современными технологиями,
умеют свободно
ориентироваться в информационном пространстве.
Специфика учебного предмета "Трудовое обучение" заключается в том,
что ведущим компонентом обучения являются не основы наук, а обучение
видам практической деятельности.
На мой взгляд, наиболее подходящим для решения этой проблемы из
новых педагогических технологий является метод проектов.
Вопрос об эффективности использования метода проектов на уроках
описан в работах А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева
(2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др.
Каждый педагогпрактик вырабатывает свою,
индивидуальную
технологию использования проектного метода [6, с.23].
В настоящее время на своих уроках я активно применяю проектную
деятельность как один из способов повышения эффективности
образовательного процесса, развития творческого потенциала учащихся.
Изначально проектная деятельность использовалась мной только при
подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах и творческих
конкурсах по предмету. При подготовке к мероприятиям обучающиесяиспытывали серьёзные трудности. В отличие от учебного предмета «Трудовое
обучение. Технический труд» в учебной программе по предмету «Трудовое
обучение. Обслуживающий труд» нет отдельной темы, отведённой для изучения
метода проектной деятельности. Таким образом, было принято решение о
внедрении данного метода обучения в свою образовательную практику.
Для углубления знаний по определённой теме, дифференциации процесса
обучения необходимо выбирать проекты, которые будут относиться к какомуто
определённому вопросу программы учебного предмета «Обслуживающий труд.
Трудовое обучение». Как правило, темы проектов связаны с вопросом,
актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь
знания, умений и навыков учащихся не по одному предмету, а по нескольким,
что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Так, при выполнении проектов по предмету «Трудовое обучение.
Обслуживающий труд» учащиеся активно использовать знания, умения и навыки
из курсов изобразительного искусства, информатики, математики и черчения. В
соответствии с требованиями социального и научнотехнического прогресса
творческие проекты по изготовлению изделий требуют знаний и умений
предпринимательской деятельности (выполняют экономический расчет,
целесообразность изготовления изделия).
Организация проектной деятельности на уроках трудового обучения
позволяет мне успешно разрешить многие противоречия, встречающиеся в
практике работы учителя современного учителя:
– между теоретической подготовкой и умением применять учащимися
на практике полученные знания при изготовлении изделий;
– между фронтальной формой обучения и личностно ориентированным
подходом;
– между готовностью учащимися выполнять практические задания
репродуктивного характера и недостатком умений и навыков для реализации
собственных творческих проектов;– между технологической подготовкой учащихся в школе и
современными требованиями к их социальной адаптации.
При применении проектной деятельности на уроках трудового обучения
характерной особенностью обучения становится стимулирование развития
творческих способностей обучающихся с использованием современных
обучающиеся учатся
педагогических технологий.
Таким образом,
самостоятельно моделировать и анализировать различные ситуации, а также
вырабатывать самостоятельные решения задач в процессе обучения.