Применение стратегий критического мышления на уроках в начальной школе..docx
Применение стратегий критического мышления на уроках в начальной
школе.
В русле поисков современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает
внимание построение урока, с использованием технологии критического
мышления. Критическое мышление это способность понимать и рефлектировать
по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным,
необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления,
состоит из трёх фаз: стадия вызова; осмысление; рефлексия.
Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут
получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они
знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым
учеником, иногда парами или с участием всей группы. Во время этой фазы важно,
чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя
состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся
размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
« Кластер», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний»,
«Верные и неверные утверждения» и другие.
Урок познания мира, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как
на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны
с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется
пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7 Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько
были правы.
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения
высказывает свои предположения:
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос.
Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были
следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле
почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на
последующих уроках.
Вторая стадия называется смысловой. На ней обучающийся вступает в контакт с
новой информацией или идеями. Это такая фаза обучения, во время которой
преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время
этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно
работать. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы, вопервых,
поддержать у обучающихся активность, созданную во время фазы вызова.
Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по
отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают
свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том
случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как,
воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не
поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в
понимании. Они не отдают себе отчёта возникающей путанице, в недоразумениях
или даже в пропусках информации. Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»«Рыбий скелет»,
таблица « Плюс – минус интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез»,
«Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда?
Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер»
универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ»
начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии
«Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
Познание мира, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит
полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника
определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет,
прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это
полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах
основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название
Основные свойства
Использование
Известняк
Белого, серого или желтого
цвета;
Строительство, мел, мрамор.
Гранит
Зернистый. Твердый и
прочный
Глина
Песок
Очень мельчайшие
частички,скреплённые между
собой.
В виде крупинок, сыпучий,
жёлтый, серый.
Строительство фундаментов
зданий, набережных, дорог,
памятником, отделка станций
метро.
Кирпич, посуда
Дороги, стекло Железная
руда
Черного цвета, плотное,
притягивает металлические
предметы.
Машины, железнодорожные
рельсы, вагоны и др.
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.
Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с
пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» –
уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом
можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка
«+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно
помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз,
обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям,
вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно,
количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой
соответствует числу значков маркировки:
«V»
поставьте « V » (да)
на полях, если то, что
вы читаете,
соответствует тому,
что вы знаете, или
думали, что знаете;
«+»
поставьте «+»
(плюс) на
полях, если то,
что вы читаете,
является для
вас новым;
« – »
поставьте « – »
(минус), на полях,
если то, что вы
читаете, противоречит
тому, что вы уже
знали, или думали, что
знаете;
«?»
поставьте «?» на
полях, если то, что
вы читаете,
непонятно, или же вы
хотели бы получить
более подробные
сведения по данному
вопросу.
Познание мира, «Почва».
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
Приём «Инсерт» Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» уже знал; «+»
новое для меня; «» думал иначе; «?» не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
Что было для вас знакомым из прочитанного?
Что нового вы узнали для себя из этого текста?
У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Третья фаза – рефлексия. Рефлексия это то состояние, когда информацию
пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную
информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом
процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации
происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся
пересматривают то, что они когдато знали, и расширяют свой мыслительный
процесс.
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.
Познание мира, «Полезные ископаемые»
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с
надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и
газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима
добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое
равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные
ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще
не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Познание мира, «Почва».
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Приём «Синквейн»(творческая форма рефлексии.) Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала
в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Познание мира, «Нервная система человека».
Прием РАФТ:
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам:
Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но
рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей
планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 35 минут составляют и записывают рассказы, а затем
зачитывают их. И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли
педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а
становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про
себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают
прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы
помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать
условия для саморазвития.
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.