Урок русского языка во 2м классе по теме "Суффикс как
час слова»Максименко С.В., учитель начальных классов
Разделы: Русский язык
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными
признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм
нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся,
соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания,
зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства
товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание,
активность.
Оборудование: на уроке используется мультимедийная доска, презентация для
иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса:
“О чём говорят суффиксы”, “Определение суффикса”, “Роль суффикса” раздаточный
материал.
Методы обучения: проблемный, частичнопоисковый, руководство работой учащихся с
учебной литературой.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах,
дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Этап урока
Деятельность учителя Деятельнос
ть
1. Организационный
этап. Мобилизация
внимания.
Самоопределение к
деятельности.
Взаимное приветствие:
Сегодня замечательный и
необычный день, так как у
нас в классе много гостей.
Давайте повернёмся к ним и
улыбнёмся. Иначать наш
урок сегодня тоже хочется
необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды,
ученик спросил (он перед
этим бабочку словил):
учащихся
Взаимное
приветствие
ключ,
перо,
“КУНЯ”
(надпись на
доске)
Сегодня
мы будем
говорить о
том, как
устроен наш
Универсальные
учебные действия
Личностные:
самоопределение;
умение выражать
положительное
отношение к процессу
познания: проявлять
внимание, удивление,
желание больше узнать.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
уважительное
отношение друг другу. – Скажи, Мудрейший,
знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих,
иль нет?
Ладони в этот миг легонько
сжал...
Плененный мотылек
затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца
в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в
своих руках!
Результат нашей с вами
работы в наших руках, то
есть зависит от нас.
Вы верите в свои силы? И я
верю в ваши силы. Желаю
вам на уроке удачи.
A тему урока мы
сформулируем немного
позже.
СЛАЙД 2
Посмотрите на доску. На
какие группы можно
разделить эти знаки,
встречающиеся нам на
уроках русского языка?
СЛАЙД 3
Ребята, отгадайте загадку
(о школе) (Выписываю на
доску слово “школа”)
Пропишите заглавную и
строчную буквы “Ш,ш”,
обращая внимание на
параллельность
вертикальных линий и
язык
(“КУНЯ”),
откроем
“Тайну
языка”
(ключ),
познакомим
ся с новым
словарными
словами
(перо)
отгадывают
загадку,
называют
слова
подсказки,
которые
помогли
найти
верный
ответ
прописываю
Регулятивные:
корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей и ошибок;
намечать способы их
устранения.
2. Каллиграфическая
минутка (исп. Слайд 1. с
текстом загадки о кошке
и иллюстрацией)
Презентация. соразмерность элементов.
(Даю образец написания
букв на доске) Повторим
алгоритм
каллиграфического письма
(с подчёркиванием “лучшей”
буквы).
3. Подведение к теме.
Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Работа в парах
Как называют ребёнка,
который посещает учебные
занятия в школе?
(школьник) Пишу на доске
слова “школа” и
“школьник”. Что вы
можете сказать об этих
словах? Докажите.
Назовите 2 различия между
этими словами
Выделим известные нам
части слов в обоих словах?
Какие возникли
затруднения?
т буквы в
рабочую
тетрадь
(написав 4
буквы дети
подчёркива
ют
“лучшую”
букву, затем
прописываю
т буквы до
конца
строки,
сравнивая
их
написание с
“лучшей”
буквой.
школьник
(Записываю
т в тетрадь
слова
“школа” и
“школьник”
).. Они
однокоренн
ые, т.к. у
слов
“школа” и
“школьник”
есть общая
часть, в
которой
содержится
их общее
значение.
Различия в
составе и
оттенке
значения.
Выделяем
одинаковый
корень этих
слов (школ)
и окончания
(школа
–
,
школьник
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения
признаков; сопоставлять
характеристики
объектов по одному
(нескольким)
признакам;
выявлятьсходство и
различия
объектов. Личностные:
применять
правиладелового
сотрудничества (нулев
ое).
Работают в
парах,
обсуждают
затруднения
– в слове
“школьник”
есть часть
слова (
ник),
которую мы
никак не
обозначили.
Потому
что эта
часть слова
не является
ни корнем,
ни
окончанием.
4. Выявление причины
затруднения и
постановка цели
деятельности.
Почему вы её никак не
обозначили?
Сегодня мы узнаем:
как называется часть
слова, которая изменила и
состав слова;
какой имеет оттенок
значения;
где стоит?
5. Построение проекта
выхода из затруднения.
Новая тема.
Исп. Слайд 2 (материал
из Учебника с. 107 упр.1)
Работа с учебником
Использование на экране
ЭОР “Роль суффикса”
Попробуем сами составить
такие пары однокоренных
слов, имеющих разные
оттенки значения
Прочитайте пары слов на
экране. Назовите в словах,
обозначающих детёнышей ту
часть, которая помогла
образовать эти слова. Где
она находится?
Так какую же тайну языка
мы сегодня откроем?
1 На доске:
Слон со слонёнком.( на
форзаце учебника)
Лось с лосёнком.
Орёл с орлёнком.
Коза с козлёнком.
Откройте учебник на стр.
Читают,
называют
соответству
ющую часть
слов (ёнк)
Она
находится
между
корнем и
суффиксом.
Как
называется
часть слова,
которая
находится
между
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные:
самостоятельное
выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические –
формулирование
проблемы.
Регулятивные: планиро
вание, прогнозирование.
Познавательные:
моделирование;
логические – решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство. Комму
никативные –
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации. корнем и
окончанием
и с
помощью
которой
образуются
новые слова
Самостояте
льное
чтение,
подчёркиван
ие нового
термина
“суффикс”,
чтение его
названия
вслух
орфографич
ески, запись
слова
“суффикс”
в тетрадь.
Выделяют
основную
роль
суффикса –
образование
новых слов.
108, прочитайте материал
рубрики “Тайна
языка”. Назовите название
новой для нас части
слова.Прочитайте его
орфографически, запишите
в тетрадь.
Посмотрите на экран,
выделите в услышанном
материале роль суффикса в
слове.
6. Введение нового
материала в систему
знаний. Парах работа –
создания алгоритма
нахождения суффикса.
СОСТАВЛЕНИЕ
АЛГОРИТМА : На листе
бумаги покажите
схематично с помощью
условных знаков порядок
нахождения суффиксов.
Давайте сравним ваши
алгоритмы с алгоритмом в
учебнике на стр. 111.
“После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю ... (суффиксом)”
1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем
языке? Дети делают вывод:
7. Первичное
закрепление. Работа в
учебнике.
Исп. Слайд 3
(иллюстрации к упр. 2 на
стр. 108 учебника)
“О чём говорят
суффиксы”
Прочитайте задание к упр.
2. в учебнике. Допишите
ряды слов.
2. На доске: иц, их,
онок, ёнок.
Медведь медведица
медвежонок.
Волк ....... волчонок
Орёл – орлица ............
....... зайчиха ............
Проверьте работу
товарища по парте,
поднимите руки, если у вас
возникли разночтения.
В каждом ряду вы
образовывали формы одного
и того же слова или
родственные слова?
Выделите в словах,
обозначающих животное
маму и животноедетёныша
суффиксы. Что вы
заметили?
Проверка усвоения знаний о
значении суффиксов:
какой суффикс поможет
образовать слова,
называющее детёныша льва?
Какое суффикс поможет
образовать слово,
называющего его маму?
3 На доске:
, янин.
А если в Париже, то ты ......,
а мы ........ , если на Волге, то
ты ........., а мы ....... , если на
Марсе, то ты .........., а
мы ............
ан, ян, анин
Регулятивное:
контроль, оценка,
коррекция;
корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей и ошибок;
намечать способы их
устранения.
Познавательные:
умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач;
рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера – контроль,
коррекция, оценка
действий партнера.
Фронтально
письменно в
раб.тетради,
первые 2
ряда слов с
подробным
комментиро
ванием.
Остальные
самостоятел
ьно.
Взаимопров
ерка.
Обсуждение
и
устранение
разночтений
.
Это
родственные
слова: они
близки по
значению,
их общее
значение
содержится
в корне, но
у второго и
третьего
слова есть и
своё,
дополнитель
ное
значение,
которое
проявляется
при
образовании
слова и
содержится
в суффиксе.
У всех
записанных
слов,
обозначающ
их
животное
маму Физминутка, снятие
утомления с глаз и рук
8. Самостоятельная
работа в группах с
взаимопроверкой.
(дифференцированная по
уровню сложности, На
слайде (3 группы
работают, 4 группа –
составляет Синквейн по
теме урока)
суффиксы
иц или
их; у всех
записанных
слов,
обозначающ
их
животное
детёныша
суффиксы
онок или
ёнок.
Выполняют
задания,
стараясь
повторить
повадки
названых
животных.
Работа в
группах,
презентация
своего
проекта
выхода из
затруднения
.
Чтение
алгоритма в
учебнике,
определение
группы,
наиболее
правильно
определивш
ей
алгоритм.
ОБРАЗУЕТ
НОВЫЕ
СЛОВА)
(слайд )
(ПОСЛЕ
КОРНЯ)
СУФФИКС
ЭТО
ЧАСТЬ
Регулятивные:
планировать решение
учебной задачи:
выстраиватьпоследовате
льность необходимых
операций (алгоритм
действий).
Познавательные:
презентовать
подготовленную
информацию в
наглядном ивербальном
виде;
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения;
корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс с
учетом возникших
трудностей и ошибок;
намечать способы их
встаньте изза парт,
покажите, как ходит львица,
прыгает львёнок. как
жмурится от яркого света
котёнок, как перебирает
лапками кошка.
Разделитесь на группы (по 6
человек).
Задания в группах, помощь,
контроль.
1 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью
суффиксов
тель, ник, ист
строи _____ плот ______ арт
_______
учи ______ двор ______
машин ____
Подумайте, какое значение
имеют эти суффиксы.
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью
суффиксов
очк, ечк, оньк, еньк .
Женя – Женечка Миша –
Мишенька
Аня ...________________
Алёша устранения;
Личностные:самоопред
еление,
идентифицироватьсебя
с принадлежностью к
народу, стране,
государству
..._______________________
__
Света ..._______________
Федя
..._______________________
____
Дима ...________________
Люба
..._______________________
____
Подумайте, какое значение
имеют эти суффиксы.
3 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью
суффиксов
ан, ян, анин, янин.
А если в городе, то ты
_____________ а мы
____________ , а если на
Земле, то ты __________, а
мы _________,
а если в селе, то ты
____________, а мы
__________________ .
Вывод:Что знаем о
суффиксах?
СЛОВА,
КОТОРАЯ
СТОИТ
ПОСЛЕ
КОРНЯ И
СЛУЖИТ
ДЛЯ
ОБРАЗОВА
НИЯ
НОВЫХ
СЛОВ.
Самостояте
льная
работа.
Ученики
рассказываю
т о
возникших
затруднения
х. Отвечают
на вопросы.
Суффиксы
ан, ян,
анин,
янин
обозначают
место
жительства.
Суффикс
ы ушк,
юшк, к
имеют
уменьшите
льно
ласкательн
ое значение.
Суффиксы
онок,
ёнок
употребляю
тся в
словах,
называющих
детёнышей
животных.
Ученики
рассказываю т о
возникших
затруднения
х. Отвечают
на вопросы.
Суффиксы
ан, ян,
анин,
янин
обозначают
место
жительства.
Суффиксы
ушк,
юшк, к
имеют
уменьшител
ьно
ласкательно
е значение.
Суффиксы
онок,
ёнок
употребляю
тся в
словах,
называющих
детёнышей
животных
ПАМЯТКА
“Суффикс”
1.Часть
слова.
2. Служит
для
образования
новых слов.
3.Стоит
после
корня.
4.Изменяет
значение.
Самостояте
льная
работа.
Физминутка
“Вновь у нас
физкультминутка”
Вновь у нас
физкультминутка,
Повернулись, нука, нука, 7. Словарная работа
Работа в парах
Личностные: применят
ь правила делового
сотрудничества
Познавательные:
преобразовывать
объект:
импровизировать,
изменять, творчески
переделывать.
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
одна из групп в
предыдущем задании
работала со словом
“собачка”, от какого слова
оно образовано?
на ваших партах лежат
конверты со словами,
поработайте в парах,
составьте предложение из
данных слов. Какое
предложение у вас
получилось?
Из другого конверта
возьмите суффиксы,
подумайте, какой из них
поможет образовать
родственное слову “кот”
слово.
В какое место в слове мы
можем добавить этот
суффикс?
разрежьте слово “котом”
так, чтобы между корнем и
окончанием можно было
вставить суффикс. Где
будет проходить линия
разреза?
образуйте новое слово.
Какое предложение у вас
теперь получилось?
Запишите это предложение
в тетрадь. Выделите в слове
“котёнком” известные вам
части слова. В слове
“собака” подчеркнём
“опасное” место,
постараемся выучить
от слова
“собака” с
помощью
суффикса
к
– Собака
играет с
котом.
Суффикс –
ёнок
поможет
образовать
слово
котёнок
Между
корнем и
окончанием.
Между
корнем кот
и
окончанием
ом.
Собака
играет с
котёнком.
Работают
самостоятел
ьно в
тетради. “С
обака” –
безударная
непроверяе
мая гласная
в корне. 8. Рекомендации по
выполнению
домашнего
заданиядифференцирова
нного характера.
написание этого слова.
Вывод: Как определить
суффикс?
Рассмотрите в учебнике
упр. 4 и упр.5. В этих
упражнениях похожее
задание, вам предлагают
найти суффиксы с
некоторых словах. Как вы
считаете, какое из этих
упражнений более сложное?
Ребята, выберите сами тот
уровень сложности,
который, как вы считаете,
вам по силам и запишите в
дневник д.з.
9. Рефлексия
деятельности. Итог
урока.
23 мин.
С помощью, каких частей
слова образуются новые
слова?
Для чего служит
окончание?
Для чего служит корень?
Может ли быть слово без
корня?
Итак, мы узнали ещё одну
часть слова: суффикс.
Что такое суффикс? Для
чего он служит в русском
языке
Был ли для вас урок
полезным? Почему?
СТРОЯТ
АЛГОРИТ
М.
Рассматрива
ют
упражнения,
изучают
задание. – в
упр. 4 слова,
которые
нужно
выписать –
выделены
жирным
шрифтом; в
упр. 4
нужно
самим найти
слова с
необходимы
м
суффиксом.
Это
выполнить
сложнее.
Упр. 5
отмечено в
учебнике
“гирей”
“трудное
задание”.
Рефлексия,
самооценка.
Принятие
оценки
учителя.
Регулятивные:
контроль, коррекция;
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
анализировать
эмоциональные
состояния, полученные
от успешной
(неуспешной)
деятельности,
оценивать их влияние на
настроение человека;
формирование
контрольнооценочной
деятельности:оценивать
уровень владения тем
или иным учебным
действием (отвечать на
вопрос “что я не знаю и
не умею?”). Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия.
Испытывали ли вы
трудности? Что вам помогло
с ними справиться?
Как вы можете оценить
свою работу на уроке?
Выставление и аргументация
отметок за урок
Вы сегодня все отлично
работали, молодцы!
Но хочется отметить
самых активных учеников.
(Звучат фамилии учеников).
Кого, на ваш взгляд, я не
отметила за отличную,
хорошую работу?
Встаньте и изобразите
собой шкалу успеха.
Покажите, на сколько
сегодня вы:
Были активны на
уроке.
На сколько вы
поняли новую тему.
На сколько вам
понравился урок
(Сидят за партами – плохо,
слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх –
отлично).
1. Синквейн.
Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Синквейн – своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее определенное
строение.
Первая строка тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка что автор думает? (фраза из четырех слов). Пятая строка новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Суффикс
Ласкательный, новый
Образует, помогает, уточняет
Без суффиксов речь скучная.
Образователь
Литература:
1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.:
Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико
ориентированная монография М., 1997
3. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000
синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель:
Хранитель, 2006.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500
фразеол. выражений / Российская АН. Инт рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.:
АзъLtd., 1992.
Ресурсы сети Интернет:
1. Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
2. Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Применение стратегии развития критического мышления в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.