Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
информатика +2
Взрослым
02.03.2018
В данной статье представлен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №15 г. Юрги" по дистанционному обучению на базе системы Moodle. Описаны преимущества технологии дистанционного обучения, ее соответствие требованиям ФГОС, отличие сайта дистанционного обучения от обычного электронного учебника, и др.
тех дист об.docx
Сборник материалов VIII международной конференции
«Преподавание естественных наук в ВУЗе и школе»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Е. В. Апарина, учитель математики
Л. И. Ковшова, учитель информатики и ИКТ
МБОУ «ООШ №15 г. Юрги»
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта
начального и основного общего образования формулируется идея реализации
личностноориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание
образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и
саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности,
приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует
создания в образовательной практике определенных педагогических условий
для включения школьников в активную познавательную деятельность, в
частности, дистанционную.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать
процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял
интерес к знанию. Также она требует формирования у школьников
компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания,
используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить
необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи
является дистанционное обучение. Она дает обучающимся возможность для
размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию
интереса обучающихся к предмету. Данная технология не только облегчает
доступ к информации и открывает возможности вариативности учебной
деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по
новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить
образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным
участником образовательной деятельности.
Главное преимущество этой технологии состоит в том, что она позволяет
дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого
необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями,
стимулируя его высокую личностную включенность и деятельность
самообучения.
Данной проблеме посвящен ряд авторских публикаций [4], [5],[6],[7],[8].
В школе №15 г. Юрги на базе системы Moodle были создали дистанционные
курсы:
Путешествие в мир текстовых задач (для обучающихся 89 классов)
[1];
Волшебный мир дробей (для обучающихся 56 классов) [2]; Информатика и ИКТ (дистанционный курс для 5 класса) [3].
постоянного дополнения,
Доступ к данным ресурсам осуществляется через гостевой вход.
Значимость курса состоит в возможности его массового и неоднократного
применения,
совершенствования.
Дистанционный курс позволяет выполнять хороший мотивационный аспект, тем
более что ученикам предстоит самостоятельно заполнять свои странички на
сайте курса. В данной работе изменилась роль учителя – он помощник,
наставник, консультант, координатор коллектива обучающихся.
изменения,
Учитель тратит массу времени и сил на подготовку и проведение уроков и
внеурочных занятий. Предлагается организация этой работы в виде
дистанционного курса, что обеспечивает:
1. Повышение эффективности образовательного процесса, т. е.
соотношение результата и временных затрат.
на
2. Технология направлена
соответствующих требованиям ФГОС.
достижение
результатов,
3. Это личностноориентированная технология,
открывающая
возможность построения индивидуальной траектории для каждого участника.
Участник выбирает направление деятельности в зависимости от личных
интересов. Обучающийся может выбрать удобный для него темп выполнения
задания. Выбор способа изучения материала (тип чтения, возможность
использования словаря и т.д.) тоже выбирается участником индивидуально.
4. Технология дистанционного обучения способствует развитию
метапредметных и универсальных учебных действий в процессе обучения
математике и информатике.
Дистанционное обучение гибко, потому что не требует инфраструктуры
для набора учащихся, не обязательно жесткое расписание, оно удобно для
людей, живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость
обеспечивает доступ к образованию социальным группам, которым затруднен
доступ к обучению в учебном заведении.
Курсы представляют собой совокупность модулей,
которые
сопровождаются видеосюжетами, роликами, презентациями, электронными
учебниками. Вступительное слово преподавателя – приглашение в курс.
Имеется возможность работать в форумах, чатах, вебинарах, выполнять
тестовые и другие разнообразные задания. Удобная система оценивания –
сводная таблица для преподавателя. Каждый участник курса имеет доступ
только к своим оценкам.
Титульный модуль содержит информацию, которая направлена на
привлечение интереса к данному курсу. Это, как правило, стартовая
презентация с основополагающими вопросами, а также видеоролик с
приглашением к участию, тематическое планирование курса.
Все последующие модули построены по одинаковому принципу:
тема; лекция по данной теме;
презентация;
видеоурок;
форум;
чат;
задания с вложенными файлами;
задания на закрепление в игровой форме;
тесты.
Учитель может отследить результаты каждого ученика, проверить
вложенные файлы, выставив отметки с комментарием. Отметки автоматически
отображаются в сводной таблице. Педагогу доступна информация о всей группе,
а участнику – только своя. Взаимодействие с педагогом и участниками группы
осуществляется в чатах и форумах.
Главное отличие учебного курса от обычного электронного учебника в том,
что ученик не просто самостоятельно изучает материал, он постоянно
взаимодействует с учителем, а при правильной организации учебного курса
имеет возможность взаимодействовать и с другими учениками. При этом есть
возможность исключить соревновательный момент – в определенных пределах
обучение становится индивидуализированным, объем изучаемого материала
ученик определяет сам. Не нужно стараться успеть за всеми, не нужно
сравнивать свои результаты с теми, что показывают другие. То есть такой
вариант обучения позволяет создать и поддержать для каждого ученика
ситуацию, когда обучение становится успешным для всех, независимо от
индивидуальных особенностей.
Курсы предполагают возможность контакта с родителями, причем, на
обычном сайте родители видят все результаты, а здесь – только своего ребенка,
не сравнивая его с другими.
Вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в
поисках необходимой информации, учитель дает им список webсайтов,
соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Таким образом,
осуществляется организованное использование Интернетресурсов. Дети с
ограниченными возможностями, дети, пропустившие ряд уроков по болезни,
дети, которые не усвоили материал имеют возможность в полной мере изучить
материалы курсов.
Работая с курсами, участники могут достичь следующих результатов:
1. Повышение уровня информативности по математике и информатике,
получаемой в интересной привлекательной для ученика форме.
Повышение уровня ИКТкомпетентности обучающихся и учителя, в результате выполнения заданий в различных интерактивных формах,
требующих изучения компьютерных программ.
2. Представление на данном сервисе возможности взаимодействия
обучающихся, родителей, учеников и учителей из других школ, причем
любого региона. Например, данные курсы расположены на сайте
информационнометодического центра г. Юрги.
В ходе работы над созданием и внедрением курсов была достигнута цель –
использование элементов технологии дистанционного обучения в преподавании
математики и информатики. Благодаря проделанной работе на сайте школы
появились систематизированные учебнометодические материалы по
математике и информатики. В дальнейшем будет произведена работа по
расширению этой системы. Будут созданы и загружены на сайт методические
материалы по другим темам.
1. Апарина Е. В. Путешествие в мир текстовых задач // Дистанционное
Литература
обучение МБОУ «ООШ г. Юрги»/ URL:
http://yurga3.smartlearn.ru/course/view.php?id=32
2. Апарина Е. В. Волшебный мир дробей //Юргинский городской округ.
Дистанционное обучение/ URL:
http://yurg10mousosh.smartlearn.ru/course/category.php?id=14
3. Ковшова Л. И. Информатика и ИКТ // Дистанционное обучение МБОУ
«ООШ г. Юрги»/ URL: http://yurga3.smartlearn.ru/course/view.php?id=30
4. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля
дистанционного обучения // Педагогика. 1999. № 6. С. 5056.
5. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть?
//Педагогика. 1999. №7. С. 2934.
6. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе
дистанционного обучения // Педагогика. 2000. №5. С. 712.
7. Озерова м. И., Жигалов И. Е., Шевченко Д. В.Организация контроля
учебного процесса в системе Moodle // International Journal of Open
Information Technologies. – 2013 – №9. – том 1.
8. Александрина А. Ю. Работа в системе обучения Moodle: учебное пособие/
А. Ю. Александрина. – ВПИ (филиал) ВолгГТУ.: Волгоград. 2011. – 51 с.
Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики
Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики
Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики
Применение технологии дистанционного обучения в преподавании математики и информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.