«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»
Оценка 4.7

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
немецкий язык
Взрослым
09.06.2017
«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»
Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».
«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка».doc
«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»                                                                                                        Гречман Г.В.,                                                      учитель немецкого языка  МАОУ – СОШ №4 г. Асино  Томской области                        Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания.             Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».                       Формирующее   оценивание   является   наиболее   эффективным   способом   повысить образовательные   достижения   каждого   ученика   и   сократить   разрыв   между   наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее   оценивание   направляет   учение.     Используя   формирующее   оценивание,   можно управлять   вниманием   учеников.     Для   этого   необходимо   определить:     что   ученик   должен извлечь из учебного  курса;  какие  формы оценивания   этому соответствуют.              Формирующее оценивание ­ оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются   знания,   умения,   ценностные   установки,   а   также   поведение   учащегося, организуется   обратная   связь   по   итогам   обучения,   результаты   ученика   сравниваются   с   его предыдущими результатами.             Основная цель формирующего оценивания: мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть   на дальнейшее обучение и развитие.  Формирующее оценивание Субъекты оценивания:  Учащийся  ● ● ●   личные достижения  прогресс  приращение знаний, умений и навыков ●  проблемы, которые нужно решать                     Педагог ● ● ●  личные достижения   задачи, которые были решены  задачи, которые не были решены                                Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов. Шаг 1: Спланировать образовательные результаты учащихся по темам. Предварительный   шаг на  этапе  разработки  рабочей  программы,  а  не собственно  проведения урока.   В   рабочей   программе   должны   быть   спланированы   и   распределены   образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся. Шаг   2:   Спланировать   цели   урока   как   образовательные   результаты   деятельности учащихся. Цель урока должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.  Например, диагностически правильно сформулированная цель урока: «Учащиеся научатся использовать  настоящее время в устной и письменной речи». Кроме того, цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Шаг 3: Сформулировать задачи урока как шаги деятельности учащихся. Далее  цели   урока  должны   быть   трансформированы   в  задачи  урока,   которые   отражают конкретные   действия   учащихся   на   уроке.   Решение   всех   задач   урока   должно   привести   к достижению цели. Цель урока: «Учащиеся научатся использовать настоящее время  в устной и письменной речи» Задачи урока: 1) изучить структуру предложений в настоящем времени; 2) определить особенности настоящего времени; 3) повторить сильные и слабые глаголы; 4) составить примеры. Шаг   4:   Сформулировать   конкретные   критерии   оценивания   деятельности   учащихся   на уроке. Критерии   могут   разрабатываться   учителем,   а   могут   быть   созданы   учителем   совместно   с учащимися. Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. Критерии оценивания должны быть: 1)  однозначными,  то   есть   результат   оценивания   не   должен   зависеть   от   личностей оценивающего и оцениваемого; 2) понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ; 3)  конкретными  –   без   таких   абстрактных   формулировок,   как   «Хорошо   понимает»   или «Успешно освоил» Шаг 5: Оценивать деятельность учащихся по критериям. Шаг 6: Осуществлять обратную связь:  учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель. Обратная связь имеет разные направления: 1) от учителя к ученику; 2) от ученика к ученику; 3) от ученика к учителю. 1) От учителя к ученику. Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях: ­ в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Её цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных, при помощи системы условных обозначений; ­ по итогам изучения тем. Учитель анализирует ошибки учащихся  и даёт рекомендации, как их избежать. 2) От ученика к ученику. Такая обратная связь осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока. 3) От ученика к учителю. Такая обратная связь осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы   и   приёмы   обучения   и   способствовать   педагогической   рефлексии  учителя,   которая проводится   с   помощью   листов   самооценки,   письменной   и   устной   рефлексии,   кластеров. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения. Принципы оказания обратной связи 1. Показывать, что получилось хорошо. 2. Указывать, что нуждается в улучшении (в исправлении). 3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях: ­ напоминание (ученику напоминают установленные учебные цели); ­ показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать); ­ пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать). 4. Создавать возможность вносить исправления. Шаг   7:   При   оценивании   сравнивать   полученные   результаты   достижений   учащихся   с предыдущим уровнем достижений. !  = V1 – V2 V1 – что знает и умеет ученик сегодня V2 – что знал и умел ученик вчера ! ­ «образовательный рост» ученика Чем больше !, тем выше отметка или оценка. Такой подход составляет смысл формирующего оценивания, при реализации которого данный уровень достижений ученика сравнивается не с нормами, стандартами, а с предыдущим уровнем его достижений. Шаг 8: Определить место учащегося на пути достижения цели. Цель,   поставленная   учеником,   ­   научиться   правильно   использовать     глаголы   в   настоящем времени английских. Критерии оценивания: более 80% правильно выполненных заданий – «отлично», 65­79 % правильно выполненных заданий – «хорошо», 50­64% правильно выполненных заданий – «удовлетворительно», Менее 50% правильно выполненных заданий – «неудовлетворительно». Время на достижение цели – 6 уроков. После второго урока было проведено первое формирующее оценивание, в итоге было выполнено правильно   только   10%   заданий.   Учитель   выяснил   причину   ошибок,   повторно   объяснил учащемуся материал и закрепил его знания с помощью тренировочных упражнений. Затем после четвёртого   урока   учитель   провёл   второе   формирующее   оценивание   –   учащийся   выполнил правильно   30%   заданий.   Очевиден   личный   прогресс   ученика   и   положительный   эффект   от применения   формирующего   оценивания.   Однако   анализ   показал,   что   при   существующей скорости   продвижения   ученика   к   запланированному   результату   ему   не   хватит   времени   для достижения   цели.   Следовательно,   ученику   и   учителю   необходимо   принять   дополнительные меры: индивидуальные домашние задания, занятия с одноклассниками, освоившими тему. Шаг 9: Откорректировать образовательный маршрут учащегося. По   итогам   формирующего   оценивания   можно   скорректировать   образовательные   маршруты учащихся за счёт: ­ вариативности заданий (например, домашних; тестов разного уровня сложности); ­ различного темпа выполнения заданий  (ознакомления учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); ­ выбора направлений внеурочной деятельности.                         В   своей   работе   я   использую   инструменты   формирующего   оценивания:   листы индивидуальных достижений,  листы самооценки деятельности на уроке, с которыми учащиеся работают в процессе изучения и в конце темы,  мини­обзоры в конце урока, недельные отчёты.              Работа требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки  самооценивания.  Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети  видят заинтересованность  учителей,  стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.              Я активно использую разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся: 1. Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения. 3.   Свобода   выбора.   Учащиеся   выполняют   разноуровневые   задания,   пользуясь   листом самоанализа и самооценки. 4. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника. 5. Комментированное  письмо. 6. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем. 7. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках при устном опросе домашнего задания.   После  ответа  ученик  оценивает   свой   ответ,   затем  ответ  оценивает   ассистент.   Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю. 8. Безотметочное  (вербальное) оценивание.     Преимущества формирующего оценивания. 1.Результаты формирующего оценивания дадут учителю ответы на следующие вопросы: ­ Кто из учащихся не усвоил учебный материал? ­ Каковы наиболее распространённые категории ошибок учащихся? ­  Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цели урока? ­  Какие виды обратной связи необходимо применять в данном классе? ­ Как можно организовать учащихся в группы для реализации определённых учебных задач? ­ Кто из учащихся может стать «экспертом» и консультировать одноклассников?   ­ Какие дифференцированные задания для учащихся необходимо подготовить?  2. Формирующее оценивание повышает эффективность взаимодействия учителя и учащихся за счёт   использования   учителем   новых   технологий   и   методик   с   целью   достижения образовательного   результата,   развития   навыков   самооценки,     самоопределения   и самоорганизации. 3. Формирующее оценивание позволяет повысить мотивацию учеников и развивать у них навык умения учиться самостоятельно. Список литературы: 1.Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в  школе. 2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. – М: Просвещение, 2013, с. 80 Пинская   М.А.   Оценивание   в   условиях   новых   ФГОС:   трудности   перехода. 3. http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf   4. Пинская М.А., Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. М.: Логос, 2010, с. 264

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017