«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».
Иконка файла материала «Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка».doc
«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»                                                                                                        Гречман Г.В.,                                                      учитель немецкого языка  МАОУ – СОШ №4 г. Асино  Томской области                        Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания.             Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».                       Формирующее   оценивание   является   наиболее   эффективным   способом   повысить образовательные   достижения   каждого   ученика   и   сократить   разрыв   между   наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Формирующее   оценивание   направляет   учение.     Используя   формирующее   оценивание,   можно управлять   вниманием   учеников.     Для   этого   необходимо   определить:     что   ученик   должен извлечь из учебного  курса;  какие  формы оценивания   этому соответствуют.              Формирующее оценивание ­ оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются   знания,   умения,   ценностные   установки,   а   также   поведение   учащегося, организуется   обратная   связь   по   итогам   обучения,   результаты   ученика   сравниваются   с   его предыдущими результатами.             Основная цель формирующего оценивания: мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть   на дальнейшее обучение и развитие.  Формирующее оценивание Субъекты оценивания:  Учащийся  ● ● ●   личные достижения  прогресс  приращение знаний, умений и навыков●  проблемы, которые нужно решать                     Педагог ● ● ●  личные достижения   задачи, которые были решены  задачи, которые не были решены                                Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов. Шаг 1: Спланировать образовательные результаты учащихся по темам. Предварительный   шаг на  этапе  разработки  рабочей  программы,  а  не собственно  проведения урока.   В   рабочей   программе   должны   быть   спланированы   и   распределены   образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся. Шаг   2:   Спланировать   цели   урока   как   образовательные   результаты   деятельности учащихся. Цель урока должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.  Например, диагностически правильно сформулированная цель урока: «Учащиеся научатся использовать  настоящее время в устной и письменной речи». Кроме того, цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Шаг 3: Сформулировать задачи урока как шаги деятельности учащихся. Далее  цели   урока  должны   быть   трансформированы   в  задачи  урока,   которые   отражают конкретные   действия   учащихся   на   уроке.   Решение   всех   задач   урока   должно   привести   к достижению цели. Цель урока: «Учащиеся научатся использовать настоящее время  в устной и письменной речи» Задачи урока: 1) изучить структуру предложений в настоящем времени; 2) определить особенности настоящего времени; 3) повторить сильные и слабые глаголы; 4) составить примеры. Шаг   4:   Сформулировать   конкретные   критерии   оценивания   деятельности   учащихся   на уроке. Критерии   могут   разрабатываться   учителем,   а   могут   быть   созданы   учителем   совместно   с учащимися. Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. Критерии оценивания должны быть: 1)  однозначными,  то   есть   результат   оценивания   не   должен   зависеть   от   личностей оценивающего и оцениваемого; 2) понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ; 3)  конкретными  –   без   таких   абстрактных   формулировок,   как   «Хорошо   понимает»   или «Успешно освоил» Шаг 5: Оценивать деятельность учащихся по критериям. Шаг 6: Осуществлять обратную связь:  учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель. Обратная связь имеет разные направления: 1) от учителя к ученику; 2) от ученика к ученику; 3) от ученика к учителю. 1) От учителя к ученику. Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях:­ в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Её цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных, при помощи системы условных обозначений; ­ по итогам изучения тем. Учитель анализирует ошибки учащихся  и даёт рекомендации, как их избежать. 2) От ученика к ученику. Такая обратная связь осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока. 3) От ученика к учителю. Такая обратная связь осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы   и   приёмы   обучения   и   способствовать   педагогической   рефлексии  учителя,   которая проводится   с   помощью   листов   самооценки,   письменной   и   устной   рефлексии,   кластеров. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения. Принципы оказания обратной связи 1. Показывать, что получилось хорошо. 2. Указывать, что нуждается в улучшении (в исправлении). 3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях: ­ напоминание (ученику напоминают установленные учебные цели); ­ показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать); ­ пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать). 4. Создавать возможность вносить исправления. Шаг   7:   При   оценивании   сравнивать   полученные   результаты   достижений   учащихся   с предыдущим уровнем достижений. !  = V1 – V2 V1 – что знает и умеет ученик сегодня V2 – что знал и умел ученик вчера ! ­ «образовательный рост» ученика Чем больше !, тем выше отметка или оценка. Такой подход составляет смысл формирующего оценивания, при реализации которого данный уровень достижений ученика сравнивается не с нормами, стандартами, а с предыдущим уровнем его достижений. Шаг 8: Определить место учащегося на пути достижения цели. Цель,   поставленная   учеником,   ­   научиться   правильно   использовать     глаголы   в   настоящем времени английских. Критерии оценивания: более 80% правильно выполненных заданий – «отлично», 65­79 % правильно выполненных заданий – «хорошо», 50­64% правильно выполненных заданий – «удовлетворительно», Менее 50% правильно выполненных заданий – «неудовлетворительно». Время на достижение цели – 6 уроков. После второго урока было проведено первое формирующее оценивание, в итоге было выполнено правильно   только   10%   заданий.   Учитель   выяснил   причину   ошибок,   повторно   объяснил учащемуся материал и закрепил его знания с помощью тренировочных упражнений. Затем после четвёртого   урока   учитель   провёл   второе   формирующее   оценивание   –   учащийся   выполнил правильно   30%   заданий.   Очевиден   личный   прогресс   ученика   и   положительный   эффект   от применения   формирующего   оценивания.   Однако   анализ   показал,   что   при   существующей скорости   продвижения   ученика   к   запланированному   результату   ему   не   хватит   времени   длядостижения   цели.   Следовательно,   ученику   и   учителю   необходимо   принять   дополнительные меры: индивидуальные домашние задания, занятия с одноклассниками, освоившими тему. Шаг 9: Откорректировать образовательный маршрут учащегося. По   итогам   формирующего   оценивания   можно   скорректировать   образовательные   маршруты учащихся за счёт: ­ вариативности заданий (например, домашних; тестов разного уровня сложности); ­ различного темпа выполнения заданий  (ознакомления учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); ­ выбора направлений внеурочной деятельности.                         В   своей   работе   я   использую   инструменты   формирующего   оценивания:   листы индивидуальных достижений,  листы самооценки деятельности на уроке, с которыми учащиеся работают в процессе изучения и в конце темы,  мини­обзоры в конце урока, недельные отчёты.              Работа требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки  самооценивания.  Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети  видят заинтересованность  учителей,  стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.              Я активно использую разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся: 1. Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения. 3.   Свобода   выбора.   Учащиеся   выполняют   разноуровневые   задания,   пользуясь   листом самоанализа и самооценки. 4. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника. 5. Комментированное  письмо. 6. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем. 7. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках при устном опросе домашнего задания.   После  ответа  ученик  оценивает   свой   ответ,   затем  ответ  оценивает   ассистент.   Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю. 8. Безотметочное  (вербальное) оценивание.     Преимущества формирующего оценивания. 1.Результаты формирующего оценивания дадут учителю ответы на следующие вопросы: ­ Кто из учащихся не усвоил учебный материал? ­ Каковы наиболее распространённые категории ошибок учащихся? ­  Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цели урока? ­  Какие виды обратной связи необходимо применять в данном классе? ­ Как можно организовать учащихся в группы для реализации определённых учебных задач? ­ Кто из учащихся может стать «экспертом» и консультировать одноклассников?   ­ Какие дифференцированные задания для учащихся необходимо подготовить?  2. Формирующее оценивание повышает эффективность взаимодействия учителя и учащихся за счёт   использования   учителем   новых   технологий   и   методик   с   целью   достижения образовательного   результата,   развития   навыков   самооценки,     самоопределения   и самоорганизации. 3. Формирующее оценивание позволяет повысить мотивацию учеников и развивать у них навык умения учиться самостоятельно. Список литературы: 1.Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в  школе. 2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. – М: Просвещение, 2013, с. 80Пинская   М.А.   Оценивание   в   условиях   новых   ФГОС:   трудности   перехода. 3. http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf   4. Пинская М.А., Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. М.: Логос, 2010, с. 264