Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».
«Применение технологии формирующего оценивания на уроках иностранного языка»
Гречман Г.В.,
учитель немецкого языка
МАОУ – СОШ №4 г. Асино
Томской области
Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в
практику новую систему оценивания.
Наряду с итоговым оцениванием формирующее оценивание принято выделять как второй
обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит
по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата,
то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно
рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для
обучения».
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить
образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее
успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Формирующее оценивание направляет учение. Используя формирующее оценивание, можно
управлять вниманием учеников. Для этого необходимо определить: что ученик должен
извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.
Формирующее оценивание оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда
анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося,
организуется обратная связь по итогам обучения, результаты ученика сравниваются с его
предыдущими результатами.
Основная цель формирующего оценивания: мотивировать учащегося на планирование
целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и
развитие.
Формирующее оценивание
Субъекты оценивания:
Учащийся
●
●
●
личные достижения
прогресс
приращение знаний, умений и навыков●
проблемы, которые нужно решать
Педагог
●
●
●
личные достижения
задачи, которые были решены
задачи, которые не были решены
Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия
учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.
Шаг 1: Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.
Предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы, а не собственно проведения
урока. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные
результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.
В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение
образовательных результатов учащихся.
Шаг 2: Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности
учащихся.
Цель урока должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.
Например, диагностически правильно сформулированная цель урока:
«Учащиеся научатся использовать настоящее время в устной и письменной речи».
Кроме того, цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику.
Шаг 3: Сформулировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают
конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к
достижению цели.
Цель урока: «Учащиеся научатся использовать настоящее время в устной и письменной речи»
Задачи урока:
1) изучить структуру предложений в настоящем времени;
2) определить особенности настоящего времени;
3) повторить сильные и слабые глаголы;
4) составить примеры.
Шаг 4: Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на
уроке.
Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с
учащимися. Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.
Критерии оценивания должны быть:
1) однозначными, то есть результат оценивания не должен зависеть от личностей
оценивающего и оцениваемого;
2) понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и
взаимооценку работ;
3) конкретными – без таких абстрактных формулировок, как «Хорошо понимает» или
«Успешно освоил»
Шаг 5: Оценивать деятельность учащихся по критериям.
Шаг 6: Осуществлять обратную связь:
учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель.
Обратная связь имеет разные направления:
1) от учителя к ученику;
2) от ученика к ученику;
3) от ученика к учителю.
1) От учителя к ученику.
Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях: в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Её цель – указать учащимся на ошибки
и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных, при
помощи системы условных обозначений;
по итогам изучения тем. Учитель анализирует ошибки учащихся и даёт рекомендации, как их
избежать.
2) От ученика к ученику.
Такая обратная связь осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах
урока.
3) От ученика к учителю.
Такая обратная связь осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой
обратной связи – определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать
методы и приёмы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя, которая
проводится с помощью листов самооценки, письменной и устной рефлексии, кластеров.
Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в
ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе
обучения.
Принципы оказания обратной связи
1. Показывать, что получилось хорошо.
2. Указывать, что нуждается в улучшении (в исправлении).
3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях:
напоминание (ученику напоминают установленные учебные цели);
показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать);
пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать).
4. Создавать возможность вносить исправления.
Шаг 7: При оценивании сравнивать полученные результаты достижений учащихся с
предыдущим уровнем достижений.
! = V1 – V2
V1 – что знает и умеет ученик сегодня
V2 – что знал и умел ученик вчера
! «образовательный рост» ученика
Чем больше !, тем выше отметка или оценка.
Такой подход составляет смысл формирующего оценивания, при реализации которого данный
уровень достижений ученика сравнивается не с нормами, стандартами, а с предыдущим уровнем
его достижений.
Шаг 8: Определить место учащегося на пути достижения цели.
Цель, поставленная учеником, научиться правильно использовать глаголы в настоящем
времени английских.
Критерии оценивания:
более 80% правильно выполненных заданий – «отлично»,
6579 % правильно выполненных заданий – «хорошо»,
5064% правильно выполненных заданий – «удовлетворительно»,
Менее 50% правильно выполненных заданий – «неудовлетворительно».
Время на достижение цели – 6 уроков.
После второго урока было проведено первое формирующее оценивание, в итоге было выполнено
правильно только 10% заданий. Учитель выяснил причину ошибок, повторно объяснил
учащемуся материал и закрепил его знания с помощью тренировочных упражнений. Затем после
четвёртого урока учитель провёл второе формирующее оценивание – учащийся выполнил
правильно 30% заданий. Очевиден личный прогресс ученика и положительный эффект от
применения формирующего оценивания. Однако анализ показал, что при существующей
скорости продвижения ученика к запланированному результату ему не хватит времени длядостижения цели. Следовательно, ученику и учителю необходимо принять дополнительные
меры: индивидуальные домашние задания, занятия с одноклассниками, освоившими тему.
Шаг 9: Откорректировать образовательный маршрут учащегося.
По итогам формирующего оценивания можно скорректировать образовательные маршруты
учащихся за счёт:
вариативности заданий (например, домашних; тестов разного уровня сложности);
различного темпа выполнения заданий (ознакомления учащихся заранее с тем минимумом,
который они должны выполнить обязательно);
выбора направлений внеурочной деятельности.
В своей работе я использую инструменты формирующего оценивания: листы
индивидуальных достижений, листы самооценки деятельности на уроке, с которыми учащиеся
работают в процессе изучения и в конце темы, миниобзоры в конце урока, недельные отчёты.
Работа требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики
глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их
учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителей, стремящихся помочь
им стать успешными в учёбе.
Я активно использую разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и
оценки деятельности обучающихся:
1. Самопроверка, исправление ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
3. Свобода выбора. Учащиеся выполняют разноуровневые задания, пользуясь листом
самоанализа и самооценки.
4. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
5. Комментированное письмо.
6. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка
работы учителем.
7. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках при устном опросе домашнего
задания. После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если
ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.
8. Безотметочное (вербальное) оценивание.
Преимущества формирующего оценивания.
1.Результаты формирующего оценивания дадут учителю ответы на следующие вопросы:
Кто из учащихся не усвоил учебный материал?
Каковы наиболее распространённые категории ошибок учащихся?
Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цели урока?
Какие виды обратной связи необходимо применять в данном классе?
Как можно организовать учащихся в группы для реализации определённых учебных задач?
Кто из учащихся может стать «экспертом» и консультировать одноклассников?
Какие дифференцированные задания для учащихся необходимо подготовить?
2. Формирующее оценивание повышает эффективность взаимодействия учителя и учащихся за
счёт использования учителем новых технологий и методик с целью достижения
образовательного результата, развития навыков самооценки,
самоопределения и
самоорганизации.
3. Формирующее оценивание позволяет повысить мотивацию учеников и развивать у них навык
умения учиться самостоятельно.
Список литературы:
1.Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в школе.
2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. – М: Просвещение, 2013, с. 80Пинская М.А.
Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода.
3.
http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss5/stt/st8.pdf
4. Пинская М.А., Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство
для учителя. М.: Логос, 2010, с. 264