Применение технологий проблемного обучения
Одним из важнейших направлений моей педагогической деятельности является развитие познавательного интереса студентов. С этой целью использую элементы технологии проблемного обучения. Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения студентов, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Проблемное обучение основывается не на беседе, т.е. вопросах педагога и ответах студентов, а на искусственном создании или спонтанном возникновении проблемных ситуаций. Проблемное обучение – это самостоятельный или с дозированной помощью педагога поиск учащимися вариантов решения проблем, затем проверка верности этих вариантов. Процесс решения проблемы, безусловно, может корректироваться наводящими вопросами педагога, но они необходимы только для преодоления незначительной трудности, и тогда целью этого вопроса становится снижение трудности, выявление ее причин и их исключение.
Вопрос, на который обучающийся должен найти готовый ответ, должен иметь в своей основе противоречие, выводящее на проблему, которую следует решить. Преподавателю необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Например, при изучении темы «Наука и технический прогресс» студентам предлагается решить проблемную ситуацию «Какие положительные и отрицательные стороны воздействия научно-технического прогресса на жизнь общества, окружающую среду?». При составлении проблем-вопросов существует правило: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений..
Примерами вопросов, являющихся проблемами, могут служить задания на определение значений того или иного предмета для выполнения какой-либо функции. Например, на занятии «Почему с развитием общества возрастает потребность в правах и свободах отдельного человека?» может быть использовано следующее задание: «Какое значение имеет соблюдение прав и свобод человека в современном обществе? А если они не будут соблюдаться, какими будут общество, мир?»
Проблемное задание дается перед началом объяснения учебного материала. В качестве проблемного задания могут выступать: учебная задача, вопрос, практическое задание. Как показывает опыт, студенты весьма активны в поиске разных вариантов решения проблемных задач. В процессе поисковой беседы совместно находим правильное решение.
Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение того или иного предмета. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов учебного материала по экономике и эффективному поведению на рынке труда (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в той или иной учебной группе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.