Применение здоровьесберегающей технологии
на уроках биологии
Здоровьесбережение в школе – одно из приоритетных направлений в современном
Бабушкина Ж.В., учитель биологии
МБОУ «Еланская СОШ»
образовании.
Однозначно, современные проблемы экологовалеологического
образования подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам
знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития
здорового поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый дух,
прекрасно понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых наследников. Но
меняются эпохи, социальные уклады, ценности, с ними меняются и представления о
телесных, духовных идеалах, а значит, меняется человек.
Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом
становится меньше. Самыми распространенными являются болезни позвоночника, нервные
расстройства и нарушения зренияпоказатели неправильно организованного урока,
учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает о необходимости широкого
применения здоровьесберегающей технологии в учебновоспитательном процессе.
Каждый педагог в своей практике использует некоторые элементы данной технологии,
но, к сожалению, не все и не всегда. Как правило объясняется это нехваткой, пустой
тратой времени. Ошибочно также мнение, что здоровьесберегающая технология применима
только на уроках биологии. Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой
возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы, но научить ребенка осознать
ценность здоровья, управлять собственным здоровьем задача каждого учителя
предметника.
Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и
их регуляция», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные
возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания»,
«Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения: это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные
с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению
учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания,
памяти, логического мышления и т.д.;
это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на
котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий
урок, т.к. это урок, на котором учитель:
полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему
предмету;
устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок
максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения
результативности их обучения;
это урок на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для
будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):
1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух,
ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и
задач урока.
2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени
сложности.
4. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в
зависимости от места урока в сетке расписания.
6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех
принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с
примерами из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным, интересным,
продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько простых принципов, которых
можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах:
1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха,
освещение, отсутствие неприятных раздражителей.
2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 47
видов за урок по 710 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности
также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.
3. Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и
наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и
кинестетиков.
4. Физкультминутки обязательная составная часть урока. На 1520 минут урока по 1
минуте из 3 легких упражнений с 34 повторениями. Учащиеся 56 классов
выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать
самостоятельно.
Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для
профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года.
Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,
за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо,
вверх и вниз. Повторить 45 раз. Упражнения можно со временем менять.
5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со
здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма
(влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика
гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).
6. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение
учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье.
Урок не полноценен, если на нем не было эмоциональносмысловых разрядок:
шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов.
Психофизический комфорт важнейшее условие предупреждения утомления.
7. В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
8. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
9. Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены. 10. При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в
СанПиНах.
11. Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах.
12. Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.
Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека,
на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый
создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в
отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в
кабинете аквариума, что для нашей школы пока ещё большая роскошь.
13. Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
14. Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили
не последним уроком и не в конце недели.
Вот тот методический инструментарий, который учитель может применить в качестве
здоровьесберегательных технологий:
Методы:
фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод;
игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных
заданий; воспитательные, просветительные и образовательные программы.
А теперь рассмотрим основные требования к качественному уроку в условиях
здоровьесберегательной педагогики с применением возможных методов, приёмов и умений.
1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие неприятных звуковых раздражений и
т.д.
Ориентация окон в кабинете должна быть на южную, юго – восточную или восточную
стороны горизонта. Запрещается загромождение световых проёмов оборудованием и
цветами; жалюзи или шторы должны сочетаться с цветом мебели и стен.
В помещении должно быть левостороннее освещение.
Кабинеты, обращённые на юг, должны быть окрашены в холодные тона (голубой, серый,
зелёный, сиреневый), а на север в тёплые тона (жёлтый, розовый, бежевый).
Не рекомендуется белый и контрастные цвета (коричневый, яркосиний, лиловый, чёрный,
красный, малиновый). Оконные рамы и двери должны быть белые. Желательно, чтобы классная доска имела тёмнозелёный цвет или коричневый, нельзя –
чёрный. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлой,
чем остальные стены.
Полы должны иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе.
Столы ставим в два или три ряда с расстоянием: между рядами 0,6м; от первых столов до
передней стены – 2,62,7м; удалённость последних парт от доски – 8,6м.
Для оздоровительных целей важен подбор растений в кабинете. Желательно, чтобы в
кабинете стояли такие растения: герань, хлорофитум, сансевиерия, мирт, мята, примула,
бегония, аспарагус, монстера, кактус, розы, орхидеи, традесканция, диффенбахия,
антуриум, гибискус, азалия и фатсия.
Герань очищает воздух, обладает свойствами антидепрессанта, повышает умственную и
физическую активность.
Хлорофитум, традесканция насыщают атмосферу кислородом, убивают вредные бактерии,
выделяя фитонциды.
Сансевиерия помогает школьникам усваивать науки, повышает работоспособность.
Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей.
Мята – устраняет стрессы.
Примула, бегония, аспарагус и монстера уменьшают количество вредных микроорганизмов
в воздухе в два раза.
Гибискус, фатсия, азалия, антуриум, диффенбахия повышают в комнате влажность
воздуха, делая его полезным для дыхания.
Кактусы выделяют ионы, нейтрализующие вредное излучение телевизоров и компьютеров.
Розы и орхидеи прекрасно оздоравливают атмосферу вокруг себя.
(«Российская газета», №11,2010г.)
Аргумент – от соблюдения этих простых условий зависят утомляемость и риск
аллергических расстройств у детей.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (словесный, наглядный,
практическая работа и др.).
Нормой считается 4 – 7 видов за урок.
Аргумент – Однообразность урока способствует утомлению школьников.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
• Частую смену позы
• Потягивание • Встряхивание руками
•
•
Зевота
Закрывание глаз
• Подпирание головы
• Остановившийся взгляд
• Ненужное перекладывание предметов
•
Разговор с соседом
• Увеличение количества ошибок в ответе
• Не восприятие вопроса
•
Задержка с ответом
• Частые поглядывание на часы во время урока
3. Норма чередования различных видов деятельности – 710 минут.
4. Норма использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) – не менее 3х за урок.
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся.
Это:
а) методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…)
б) активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия, исследование…)
в) Методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки.)
6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с
гигиеническими нормами. При использовании ТСО на уроке установлены санитарногигиенические нормы
длительности просмотра.
Рекомендуемая длительность использования на уроках различных ТСО, мин
(по Н.Т. Лебедевой)
Классы
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Прослушивание
1 2
3 4
5 7
8 11
После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой
видеофильмов
15 20
15 20
20 25
25 30
диапозитивов
7 15
15 20
20 25
20 25
передач
15
20
20 25
25 35
радиопередач
20
20
25
25
нагрузкой на зрение. Число уроков с использованием ТСО в течение недели не должно
превышать 34 раз в неделю в среднем звене и 6 раз в старшем. Особенно полезно
применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.
7. Позы и мимика учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы.
Аргумент – Осанка у учащегося формируется как раз в школе.
Но! В этом вопросе важен не авторитаризм учителя, а психофизический комфорт на
уроке.
8. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной
составной частью урока и способствуют снятию локального утомления. Необходимо
обратить внимание на их содержание и продолжительность. Норма через 1520 минут
урока по 1 минуте из 3х лёгких упражнений с 46 повторениями каждого.
Важно, чтобы у школьника было желание их выполнять.
9.Упражнения по профилактике заболеваний у учащихся.
Общеукрепляющая гимнастика
1. «Массаж живота».
Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони с
целью улучшения работы кишечника.
2. «Массаж области груди».
Выполняется сидя, ноги согнуты потурецки. Поглаживаем область грудной клетки со
словами «Я милая, красивая, хорошая» или любыми приятными для себя словами. 3. «Лебединая шея».
Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею,
любуемся длинной красивой шеей.
4. «Массаж головы».
Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием
пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову). Сгибаем пальцы рук
(делаем «грабли»), расчёсываем волосы, затем спиральными движениями ведём от висков к
затылку.
5. «Массаж рук».
«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки, надавливая на каждый палец до появления
ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой. Такая
«стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень,
кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.
6. «Велосипед».
Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипедиста со звуковым
сопровождением (жжж). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает
работу кишечника.
Психогимнастика
1.Игра «Весёлая пчёлка».
Вдох глубокий и свободный. На вдохе произносится звук «ззз». Представляем, что пчёлка
села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на
определённый участок тела.
2. «Мне грустно».
Вспомните какойнибудь печальный случай из своей жизни, изза которого вам хочется
заплакать. Поднимем голову, сдвинем брови, опустим уголки губ, всхлипнем – короткие,
резкие вдохи(35 минут). За счёт этого происходит насыщение крови кислородом.
3. «Холодно – жарко».
«Подул холодный ветер» съёжились в комочек, «Выглянуло летнее солнышко –
расслабились, обмахнулись («смена времён года» проводится 23 раза). Происходит
расслабление и напряжение мышц туловища.
Дыхательная и звуковая гимнастика Цель научить детей дышать носом, подготовить их к более сложным дыхательным
упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных
путей.
1.Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрёй,
правая ноздря прижата пальцем, выдох правой (при этом прижата левая). На выдохе
постучать по ноздрям 5 раз.
2.Сделать 810 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то
одну, то другую.
3. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «ммм», одновременно
постукивая пальцами по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «гммм» на выдохе. То же самое проделать,
закрыв левую ноздрю.
5. Энергично произносить «пб». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ
6. Энергично произносить «тд». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
7. Энергично произносить «кг», «нг». Произношение этих звуков укрепляет мышцы
полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно
лёгочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое
состояние.
9. «Покорители космоса». Дети сидят потурецки, расслабляются, готовятся к «полёту».
10. «Полёт на Луну». На выдохе дети тянут звук «а». медленно поднимая левую руку
вверх, достигая Луны, медленно её опускают.
11. «Полёт на Солнце». На выдохе дети тянут звук «б», но произносят его громче и
длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
12. «Полёт к инопланетянам». На выдохе дети произносят звук «а», постепенно
увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск.
Появляется ощущение радости и лёгкости.
На выдохе во время упражнения достигается длительная задержка дыхания, укрепляются
голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
13. «Гудок парохода». Ученики через нос с шумом набирают воздух. Задержав дыхание на
12 секунды. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у»
(выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 36 (короткий вдох, задержка дыхания,
длинный выдох). 14. «Полёт самолёта». Детисамолёты « летают» со звуком «у». На взлёте звук
направляется к голове, при посадке – к туловищу. Упражнение регулирует кровяное
давление ребёнка, учит дыханию в заданном темпе.
Упражнения для глаз
1. Двигать зрачками влево – вправо, вверх – вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на 10
12 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
2. Слегка поглаживать пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (это упражнение носит
успокоение).
3. Сесть напротив стены на расстоянии 25 метров. Наметить на стене две точки, одна под
другой на расстоянии 0 см. Переводить взгляд с точки на точку.
4. На 1020 секунд сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на
расстоянии около метров.
5. Крепко зажмурить глаза(считать до 3), затем открыть их и посмотреть вдаль(считая до
5). Повторить 45 раз.
6. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить45 раз.
7. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки(на счёт «14»),потом перенести взор
вдаль(на счёт «16»).Повторить 56 раз.
8. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки(на счёт»14»), потом перенести взор
вдаль(на счёт «16»). Повторить 45 раз.
9. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 45 раз.
Упражнения для укрепления мышц рук
1.Вытянуть руки вперёд, с напряжением сделать вращательные движения. Затем свободно
уронить руки, отдохнуть.
2. Имитация подъёма тяжестей с последующим расслаблением.
Упражнения на отдых позвоночника
1. Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.
2. Сидя в «позе кучера», расслабиться. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 2030
секунд. Выдох направить в разные участки тела (болевые).
Релаксационные упражнения для мимики лица 1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабиться. Постараться сохранить лоб
абсолютно гладким хотя бы в течение нескольких секунд.
2. Нахмуриться (сдвинуть брови) – расслабиться.
3. Широко раскрыть глаза – вернуться в исходное положение.
4. Расширить ноздри – расслабиться.
5. Зажмуриться – расслабить веки.
6. Сузить глаза, прищуриться – расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.
8. Оскалить зубы – расслабить щёки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу – расслабиться.
(Практика административной работы в школе, № 2, 2009г.)
10. Применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в
классе (снижающий риск ряда заболеваний: зрения, сердца, психики, опорнодвигательной
и иммунной систем, урологических заболеваний у мальчиков, гинекологических
заболеваний у девочек).
Учебная мебель: ученический стол «Конторка доктора Базарного» для занятий стоя; стол
ученический 1местный, регулируемый по высоте и наклону столешницы; стул
ученический, регулируемый по высоте, для занятий полусидя; коврик массажный для ног;
стул функциональный для разгрузки позвоночника – в разработке; шкаф с
индивидуальными ячейками для облегчения веса портфеля; накладное подвижное сиденье.
Технические средства и наглядные пособия: Светильник над классной доской; комплект
устройств для исследования физиологических параметров организма силами учащихся;
комплект плакатов для здорового и гармоничного развития учащихся; комплект
технических средств для контроля санитарногигиенических условий; комплект
методической литературы с видеоматериалами по здоровьесберегающим технологиям;
перьевая ручка и чернильница (при использовании нажимноотрывного письма).
В течение года трижды меняют расстановку парт: 1й триместр – традиционные ряды;
(«Директор школы», № 4, 2008г)
2й триместр – парты сдвигаются попарно и образуют 7 больших столов для групповой
работы и лабораторных работ;
3й триместр – парты образуют букву «п» – для проведения семинаров, обсуждений, игр и
т.д. 11. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
* Включение в содержательную часть урока подвижных игр, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни.
1. Игра «Верно – неверно»
Если задания, которые даёт учитель, правдоподобны, то игроки имитируют его в
движении, если нет, то игроки приседают и хлопают себя по коленям. Задания типа:
Птица летит – верно;
Попугай смеётся – неверно;
Змея ползёт – верно;
Лягушка квакает – верно;
Корова мяукает – неверно; и т.п.
2. Игра «Земля, вода, воздух, огонь»
Ведущий из центра круга бросает мяч и называет эти слова. Игроки должны на слово
«Земля!» назвать домашних или диких животных; «Вода!» рыб; «Воздух!» птиц»;
«Огонь!» все игроки должны быстро повернуться кругом, помахивая руками.
* Выработка индивидуального способа безопасного поведения, связанного с сохранением
здоровья.
1. Игра «Будьте внимательны»
Учитель зачитывает задания на карточках вслух и просит подтверждение правильности
ответа у игроков. Например, задания:
Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар;
Я перехожу дорогу там, где мне удобно;
Я выхожу из автобуса через переднюю дверь;
Я, выйдя из трамвая, обошёл его спереди; и т. п.
2. Игра «Светофор»
Участники игры встают в круг, ведущий – в середину круга. Игроки идут по кругу вправо
влево и произносят:
«Ровным кругом, друг за другом, мы идём за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе сделаем вот так». –
Ведущий показывает какойлибо сигнал светофора, а игроки выполняют действие согласно
этому сигналу: красный – стой; жёлтый – наклонись; зелёный – разойдись. * Скороговорки для дыхательных упражнений.
А мне не до недомогания.
Во мраке раки шумят в драке.
Жутко жуку жить на суку.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Мы ели, ели ершей у ели, их елееле у ели съели.
Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы.
* Задачи о здоровом образе жизни.
1. Когда я прыгаю через скакалку, мне ног своих совсем не жалко.
Вот 5 прыжков на левой ножке я проскакала по дорожке.
На правой больше – 10 раз.
Двумя ногами (про запас) я проскакала до угла аж 9 раз. Ну и дела!
(Сколько прыжков через скакалку сделала девочка?)
2. На уборке урожая я работать обожаю. Вот вам все мои успехи:
5 корзин набрал орехов, 2 корзины синих слив (вид их очень уж красив!),
3 корзины жёлтых груш (ох и сладкие на вкус!)
Взвесил всё: аж 100 кило. Ну, ребята, повезло!
(Все полные корзины весят одинаково. А сколько в каждой килограммов – рассчитайте
сами.)
3. Ох, недаром говорят: витамины все подряд уродились в огороде!
И при всём честном народе мы решили посчитать, сколько будет их опять.
4 грядки лука, 3 грядки чеснока. Вот смотрят свысока 2 грядки кукурузы, 5 грядок
помидоров
На каждой грядке по 10 растений.
(Ты сосчитаешь без сомнений, сколько растений полезных спасут меня от всех болезней?)
4. Кто любит витаминный чай, тот летом, братцы, не зевай!
Я вот собрал ведро малины, и ежевики, и калины, и земляники душистой припас. И разложил свой огромный запас в 10 коробок бумажных, по 5 кг в коробке каждой.
( А теперь спрошу у вас: сколько килограммов ягод я припас?)
5. 3 сигареты выкурил Андрей – закашлялся, как Бармалей!
4 – выкурил Серёжа, хоть на два года он моложе.
А мне не нужен никотин – яд вреден, знаю не один.
Но как друзей мне убедить, чтоб бросили они курить?
( Сколько всего сигарет выкурили дети?)
6. Недаром детям говорят: «Спирт – это яд».
Вот дядя Слава, наш сосед, от водки натерпелся бед:
Ушла жена, потом собака, и с другом завязалась драка.
А в заключение всего с работы выгнали его.
Он похудел, стал как Кощей в пустынной комнате своей.
(Мы спросим вас не для забавы: «Сколько бед принёс алкоголизм дяде Славе?)
7.Посадил я капусты 3 грядки, значит будет здоровье в порядке.
На каждой грядке 17 растений я посадил без сожалений.
И борщ, и щи, и суп капустный полезны всем и очень вкусны.
(Сколько растений капусты всего на моей даче принесут мне здоровье, принесут удачу.)
12. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к
изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения.
К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение:
постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Возможны такие формы мотивации:
«Высшая награда – красная ленточка»
Она вручается самому (активному, дисциплинируемому, всезнающему и т.д.) ученику.
Такое поощрение можно применять на каждом уроке или отдельных этапах урока.
«Сверкающие звёзды»
Попросить, чтобы каждый ученик вычертил и раскрасил звезду, а посередине написал
свои инициалы. Если хотят, могут поместить и свою фотографию. Рядом с классной
комнатой в коридоре вывешивать звезды тех детей, у которых на сегодняшний день
хорошие результаты. Можно сделать следующую надпись «Яркие звёзды кабинета
биологии».
Это создаёт ситуацию успеха и стимулирует чувство гордости за себя и друзей. Каждый день напоминайте ученикам, что они ваши «звёзды». Говорите, что у вас никогда
не было класса с таким количеством ярких звёзд. Формируйте у них чувство гордости, что
они ваши ученики.
«Лучшие работы учащихся»
В классе сделать уголок, где будут стоять, висеть, лежать лучшие работы учащихся. Это
мотивирует ребят на качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и
групповых работ.
13. Благоприятный психологический климат на уроке – важная гирька на чашу весов,
определяющая позитивное воздействие школы на здоровье ученика.
На состояние здоровья школьников большое влияние оказывает стиль общения.
Если императивный (авторитарный) стиль – стиль «твёрдой руки» является
антипедагогическим, либерально – попустительский стиль можно назвать подходом «руки
прочь», то демократический стиль общения ставит учителя и ученика в позицию
дружеского взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции,
уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создаёт
условия для разития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной
деятельности.
Особым достижением учителя является умение вызвать ученика на общение. Вот
несколько рекомендаций, которые Вам в этом помогут:
открытая поза учителя; руки опущены вдоль тела, а лучше немного согнуты в локтях;
ладони время от времени разворачиваются к учащимся;
пластика плавная, мелодичная; преобладание психологических жестов над
описательными;
для привлечения учащихся делается несколько шагов от доски или стола вперёд, для
ослабления внимания – несколько шагов назад;
подача информации с позиции «Мы». А именно, не нарушать границу личного
пространства ученика (размер которого составляет 5060 см.); занятие позиции не над
учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; ни в коем случае не разрушать социальный барьер –
учитель и ученик партнёры;
демонстрация расположенности (пластика, мимика);
проявление интереса (умение слушать и слышать); умение верно задавать вопросы; оказание помощи («Давай помогу…», «А как ты смотришь, если…», «Попробуем вот
так…» и т.д.);
принятие ученика как данности (правило трёх «П» Понять, Признать и Принять ученика
таким, каков он есть);
просьба о помощи (эта помощь должна быть посильной, должна реально осуществляться
и должна быть этически грамотной – учитывать индивидуальные психологические
особенности учащегося и его знания по предмету).
условия для демонстрации «Я», создание «ситуации успеха»;
поощрение (одобрение, похвала, благодарность и т.п.);
требовательность, объективность, конкретность, гласность.
(В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии:школьник и компьютер»)
14. Профилактика «школьных неврозов» умение учителя предупредить на уроке
микроконфликты изза нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т.д.
1) Первым и «мягким» напоминанием детям о необходимости вести себя соответствующим
образом служит шутка.
2) Разрешение и снятие конфликтов на уроке.
15. Эмоционально – смысловые разрядки на уроке: улыбки, остроумные шутки,
поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на
учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%.
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма
– не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока.
Утомляемость – одна из главных проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать
свою активность на уроках в течение56 часов. Между уроками необходима качественная
эмоциональнопсихическая разрядка.
(И.В.Кузнецова «Школа здоровья», М, МТО Холдинг, 2001г.)
18. Темп и особенности окончания урока.
Нежелательные показатели:
неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы учащихся;
торопливая, без комментариев, запись д/задания; задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Всё это ненужный стресс как для школьников, так и для учителя
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной
подготовки и больших затрат времени.
Главное – результат:
Снижение утомляемости.
Повышение продуктивности, работоспособности.
Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 56 классах.
Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого
условия.
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.