Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.ppt
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии Бабушкина Ж.В., учитель биологии МБОУ «Еланская СОШ»
Школьные факторы риска влияющие на здоровье учащихся: • Стрессовая педагогическая тактика; • Несоответствие методик и технологий обучения • Несоблюдение элементарных физиологических и возрастным и функциональным возможностям школьников; гигиенических требований к организации учебного процесса; сохранения здоровья детей; воспитания; • Недостаточная грамотность родителей в вопросах • Провалы в существующей системе физического • Интенсификация учебного процесса; • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Здоровьесберегающие предметные уроки I вид: •Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.
Здоровьесберегающие предметные уроки II вид: Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения: •это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); •по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.; •это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
Здоровьесберегающие предметные уроки III вид: •Это может быть стандартный , типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок.
Принципы Смирнову): здоровьесберегающей технологии (по Н. К. • Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока. • Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты. • Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности. • Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня. • Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания. • Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
• Гигиенические условия в кабинете. • Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет • Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков. • Физкультминутки - обязательная составная часть урока. • Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. • Благоприятный психологический климат на уроке. • В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
• Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами. • Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены. • При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах. • Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах. • Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. • Недопустима задержка в классе после звонка на перемену. • Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.
1. Гигиенические условия в классе
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем 3. Норма чередования различных видов деятельности – 7-10 минут. 4. Норма использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) – не менее 3-х за урок
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: • Частую смену позы • Потягивание • Встряхивание руками • Зевота • Закрывание глаз • Подпирание головы • Остановившийся взгляд • Ненужное перекладывание предметов • Разговор с соседом • Увеличение количества ошибок в ответе • Не восприятие вопроса • Задержка с ответом • Частые поглядывание на часы во время урока
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. а) методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…) б) активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследование…) в) методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.)
6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. 7. Позы и мимика учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
8. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока и способствуют снятию локального утомления. 9.Упражнения по профилактике заболеваний у учащихся. •Общеукрепляющая гимнастика •Психогимнастика •Упражнения для глаз •Упражнения для укрепления мышц рук •Упражнения на отдых позвоночника •Релаксационные упражнения для мимики лица
10. Применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе. В течение года трижды меняют расстановку парт: 1-й триместр – традиционные ряды; 2-й триместр – парты сдвигаются попарно и образуют 7 больших столов для групповой работы и лабораторных работ; 3-й триместр – парты образуют букву «п» – для проведения семинаров, обсуждений, игр и т.д.
11. Формирование потребности в здоровом образе жизни. * Включение в содержательную часть урока подвижных игр, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. * Выработка индивидуального способа безопасного поведения, связанного с сохранением здоровья. * Скороговорки для дыхательных упражнений. * Задачи о здоровом образе жизни.
12. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. 13. Благоприятный психологический климат на уроке – важная гирька на чашу весов, определяющая позитивное воздействие школы на здоровье ученика.
14. Профилактика «школьных неврозов» - умение учителя предупредить на уроке микроконфликты из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т.д. 15. Эмоционально – смысловые разрядки на уроке: улыбки, остроумные шутки, поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. 17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока. 18. Темп и особенности окончания урока.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени