Здоровьесберегающие
технологии на уроках
биологии
Бабушкина Ж.В.,
учитель биологии
МБОУ «Еланская СОШ»
Школьные факторы риска
влияющие на здоровье
учащихся:
• Стрессовая педагогическая тактика;
• Несоответствие методик и технологий обучения
• Несоблюдение элементарных физиологических и
возрастным и функциональным возможностям
школьников;
гигиенических требований к организации
учебного процесса;
сохранения здоровья детей;
воспитания;
• Недостаточная грамотность родителей в вопросах
• Провалы в существующей системе физического
• Интенсификация учебного процесса;
• Функциональная неграмотность педагога в
вопросах охраны и укрепления здоровья;
Здоровьесберегающие
предметные уроки
I вид:
•Это запланированный «Урок
здоровья» по предмету. Например,
«Работа скелетных мышц и их
регуляция», «Борьба организма с
инфекцией. Иммунитет»,
«Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель
здоровья. Гигиена органов дыхания»,
«Энергозатраты человека и пищевой
рацион» и другие.
Здоровьесберегающие
предметные уроки
II вид:
Это может быть урок, в который включены
элементы здоровьесбережения:
•это ежеурочные минутки здоровья,
возникающие из наблюдений учителя,
связанные с вредными привычками
(например: «Почему нельзя грызть ручку?»);
•по обучению учащихся новым упражнениям
на снятие стресса, утомления, по развитию
внимания, памяти, логического мышления и
т.д.;
•это эвристические вопросы для учащихся при
изучении нового материала.
Здоровьесберегающие
предметные уроки
III вид:
•Это может быть стандартный ,
типичный хорошо продуманный
урок по предмету, на котором на
первый взгляд ничего не говорится
о здоровье, но это
здоровьесберегающий урок.
Принципы
Смирнову):
здоровьесберегающей
технологии (по Н. К.
• Организация обучения через разные каналы
восприятия информации (зрение, слух, ощущение)
в зависимости от возрастных особенностей
учащихся, а также целей и задач урока.
• Создание здоровьесберегающего пространства
классной комнаты.
• Знание недельных зон работоспособности и
планирование уроков разной степени сложности.
• Знание об уровнях работоспособности учащихся в
течение рабочего дня.
• Планирование контрольных работ, уроков нового
материала, уроков обобщения в зависимости от
места урока в сетке расписания.
• Распределение интенсивности умственной
нагрузки в течение урока и рабочего дня.
• Гигиенические условия в кабинете.
• Смена видов деятельности, так как однообразие
утомляет
• Желательно использовать на уроках не только
словесный вид преподавания, но и наглядный,
аудиовизуальный, так как среди детей выделяют
аудиалов, визуалов и кинестетиков.
• Физкультминутки - обязательная составная часть
урока.
• Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве
тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним
из критериев его педагогического профессионализма.
• Благоприятный психологический климат на уроке.
• В течение урока обращать внимание на позу ребенка
(осанка).
• Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми
партами.
• Часто болеющих детей рассаживать дальше от
наружной стены.
• При использовании ИКТ необходимо соблюдать
требования, приписанные в СанПиНах.
• Валеологические требования к школьной мебели
прописаны в СанПинах.
• Кабинет должен представлять собой
здоровьесберегающее пространство.
• Недопустима задержка в классе после звонка на
перемену.
• Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы
контрольные работы проходили не последним уроком и
не в конце недели.
1. Гигиенические условия в
классе
2. Число видов учебной
деятельности, используемых
учителем
3. Норма чередования различных
видов деятельности – 7-10 минут.
4. Норма использованных учителем
видов преподавания (словесный,
наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.) – не
менее 3-х за урок
Внимательный учитель
всегда заметит внешние
признаки усталости ученика:
• Частую смену позы
• Потягивание
• Встряхивание руками
• Зевота
• Закрывание глаз
• Подпирание головы
• Остановившийся взгляд
• Ненужное перекладывание предметов
• Разговор с соседом
• Увеличение количества ошибок в ответе
• Не восприятие вопроса
• Задержка с ответом
• Частые поглядывание на часы во время урока
5. Использование методов,
способствующих активизации
инициативы и
творческого самовыражения
учащихся.
а) методы свободного выбора (беседа,
выбор действия, свобода творчества…)
б) активные методы (ученики в роли
учителя, обсуждение в группах, ролевая
игра, дискуссия, исследование…)
в) методы, направленные на
самопознание и развитие (эмоций,
интеллекта, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки.)
6. Длительность применения
технических средств обучения в
соответствии с гигиеническими
нормами.
7. Позы и мимика учащихся, их
чередование в зависимости от
характера выполняемой работы.
8. Физкультминутки и физкультпаузы,
которые сегодня являются
обязательной составной частью урока
и способствуют снятию локального
утомления.
9.Упражнения по профилактике
заболеваний у учащихся.
•Общеукрепляющая гимнастика
•Психогимнастика
•Упражнения для глаз
•Упражнения для укрепления мышц рук
•Упражнения на отдых позвоночника
•Релаксационные упражнения для мимики лица
10. Применение оборудования для
создания развивающей здоровье среды
обучения в классе.
В течение года трижды меняют
расстановку парт:
1-й триместр – традиционные ряды;
2-й триместр – парты сдвигаются
попарно и образуют 7 больших столов
для групповой работы и лабораторных
работ;
3-й триместр – парты образуют букву
«п» – для проведения семинаров,
обсуждений, игр и т.д.
11. Формирование потребности в
здоровом образе жизни.
* Включение в содержательную
часть урока подвижных игр,
связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни.
* Выработка индивидуального
способа безопасного поведения,
связанного с сохранением здоровья.
* Скороговорки для дыхательных
упражнений.
* Задачи о здоровом образе жизни.
12. Формирование у учащихся
мотивации к учебной деятельности на
уроке: интерес к изучаемому
материалу, стремление больше
узнать, радость от активности и
общения.
13. Благоприятный психологический
климат на уроке – важная гирька на
чашу весов, определяющая
позитивное воздействие школы на
здоровье ученика.
14. Профилактика «школьных
неврозов» - умение учителя
предупредить на уроке
микроконфликты из-за нарушений
дисциплины, несогласия с отметкой
и т.д.
15. Эмоционально – смысловые
разрядки на уроке: улыбки,
остроумные шутки, поговорки,
музыкальные минутки, небольшие
стихотворения и т.п.
16. Итоговая плотность урока, т.е.
количество времени, затраченного
школьниками на учебную работу.
17. Момент наступления утомления
учащихся и снижения их учебной
активности. Норма – не ранее, чем
за 5 – 10 минут до окончания урока.
18. Темп и особенности окончания
урока.
Использование здоровьесберегающей
технологии не требует от учителя
специальной подготовки и больших
затрат времени