Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
7 кл
01.10.2017
Самыми интересными и в то же время очень сложными среди предметов школьной программы являются русский язык и литература. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
• Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
• Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии.doc
Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках русского языка и литературы.
Самыми интересными и в то же время очень сложными среди предметов школьной
программы являются русский язык и литература. На этих уроках учащимся приходится много
писать, а потому учительсловесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим
технологиям.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация
урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
• Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты
времени на выполнение домашних заданий;
• Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• Занятия активнодвигательного характера: динамические паузы, уроки физической
культуры, спортивные мероприятия.
–
положительный
От соблюдения гигиенических и психологопедагогических условий проведения урока в
основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для
повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления
утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки,
кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную
разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием
виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения
физкультминуток
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить
психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая
направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует
разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. И
выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение направлно на обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание
благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих
появлению и сохранениию интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения
учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит
к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности;
приросту учебных достижений.
эмоциональный
фон.
и
природных
реализации
возможностей.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической
деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей
направленности. Хочу привести оценку этих направлений. Личностноориентированные, где в центр
образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её
развития
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для
реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно
воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие
прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским
недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений, правом ребёнка на
свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие
на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого
уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки
я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется
возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более
эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление
быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше утомляются. Основной формой
организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение
учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры,
поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Последовательность этапов
урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при
условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. На уроках
русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных,
самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении
наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его
обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие
детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
Также с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и
пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа
жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса.
Желательно на уроке отвести время (23 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы».
Ученики ведут свой персональный Словарь мудрых мыслей: «Пешком ходить –здоровым быть»,
«Будешь двигаться через хребет перевалишь, будешь сидеть в яму скатишься», «Систематически
заниматься спортом значит заботиться о своём здоровье».
Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную
тематику. Так в 6 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 7 классе школьникам
предлагается написать сочинениеописание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 8 классе
сочинениеинтервью по картине А.Сайкиной "Детская спортивная школа". На уроках литературы
читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Цель таких уроков –
обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных
навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье,
предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с
детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для
повышения результативности их обучения.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на
перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на
уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести е го интересно, избегая
перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
Опыт работы показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий на
уроках русского языка и литературы ведет к снижению показателей заболеваемости детей,
улучшению психологического климата в ученических коллективах. Учителям, освоившим эти
технологии, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной
дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического
творчества.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.