ПРИМЕНЕНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Главной целью обучения иностранному языку в колледже является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках тематики получаемой профессии. Эффективность изучения иностранного языка зависит от желания и мотивации обучающегося, от затраченного времени, а также от ряда психологических приёмов, использованных в обучении с учётом особенностей восприятия, мышления и памяти обучающегося. Применение психологических приёмов при обучении иностранным языкам позволяет обучающимся получить лучшие результаты в более сжатые сроки. Кроме того, сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, вооружить его такими важными умениями, как умение мыслить. Знание и учёт закономерностей процессов памяти позволяет более грамотно планировать занятие и использовать в обучении ряд приёмов, способствующих лучшему запоминанию, сохранению и дальнейшему распознаванию и воспроизведению студентами полученной информации.
Существует большое количество приёмов, позволяющих ускорить и облегчить процесс новой информации при изучении иностранного языка: мнемонические приёмы, приём создания зрительного образа, использование ассоциаций, приём - сочинение историй, в основе которого лежит эффект генерации, а также приём создания интеллект - карты, на которых я и остановлюсь.
Мыслительные карты, как их ещё называют, применяются на занятиях иностранного языка с целью развития творческого и ассоциативного мышления. Автором методики в её современном виде и самого термина «mind map» считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Интеллект-карты - это мощная методика структурирования и анализа информации, позволяющая существенно повысить эффективность мышления, способности самообразования, степень запоминания. Секрет эффективности данного метода связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся и развивают их мыслительные и творческие способности. Это важнейший инструмент восприятия, обработки и запоминания информации, развитии памяти, мышления и речи.
Применение мыслительных карт на уроках иностранного языка позволяет:
─ Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
─ Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся.
─ Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
─ Организовывать самостоятельную работу обучающихся.
─ Организовывать проектную деятельность обучающихся.
─ Научить обучающихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
Мыслительные карты можно использовать для:
─ Работы с лексическим материалом (введение новой лексики; закрепление новой лексики; контроль лексики).
─ Работы с грамматическим материалом (составление мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания).
─ Работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.).
─ Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.
─ Представления результатов проектной деятельности.
─ Проведения “мозгового штурма”, дискуссии, дебатов.
Принципы построения интеллект - карт:
─ Графическое представление информации.
Это является ее главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карт. Вместо того, чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
─ Использование иллюстраций.
Использование рисунков как иллюстрации и пояснения к идеям, выраженным словами, а также специальные символы, пиктограммы для комментирования идей в интеллект - картах является обязательным. Иллюстрации позволяют невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
─ Активное использование цвета (на менее трех цветов).
При рисовании интеллект - карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
─ Использование многомерных объектов.
Лист – это просто проекция всего дерева интеллект - карты на плоскость бумаги, при этом само дерево может расти в нескольких измерениях.
─ Нелинейное размещение.
Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект - карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.
Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы. С их помощью объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования ментальных карта вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Интеллект-карты можно создавать с помощью цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания. Отличные программы с множеством символов и рисунков - Mindomo, MindMeister, Miro, XMind, MindMup, Mind42 и др.
В завершении приведу пример фрагмент интеллект - карты, составленной мною по теме «Способы кулинарной обработки» для студентов 3-го курса специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Используемые источники:
1. modernlib.ru/books/byuzen_toni/supermishlenie/read/
2. popsy.ru/articles/full/stati/psihologicheskie_priemy_uvelicheniya_effektivnosti/mind-map.ru
3. Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя
4. «Открытый урок» ИД «1 сентября»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.