Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 4 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Нормативная база
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
· Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
· Основная образовательная программа начального общего образования;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;
· Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.
Общая характеристика курса.
Основная цель курса «Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Ø словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
Ø наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Ø практический метод (упражнения, практическая работа);
Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Ø коллективный, индивидуальный;
Ø творческий метод;
Место курса «Речевая практика» в учебном плане
Курс «Речевая практика» рассчитан на 68 часов. (2 часа в неделю, 34 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение предмета «Речевая практика» помогает решать коррекционно – развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО
Личностные результаты:
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
• Освоить роль ученика;
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
• Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
Минимальный уровень:
· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
· составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Коммуникативные УД
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
ЛичностныеУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.
Основное содержание учебного курса.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Учебно- методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 4 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2016.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Тематическое планирование
№ п/п |
|
Кол. часов |
Дата |
|
Игры с друзьями |
|
|
1. |
Добро пожаловать! |
1 |
|
2 |
«Прошлым летом» |
1 |
|
3 |
Расскажи мне о своих летних каникулах |
1 |
|
4 |
Для друзей нет выходных |
1 |
|
5 |
Рассказываем о своих друзьях |
1 |
|
6 |
Дружим – не дружим |
1 |
|
7 |
Наши чувства |
1 |
|
8 |
Игра по правилам |
1 |
|
9 |
Игра «Молчок» |
1 |
|
10 |
Твой старший друг. Почему с ним интересно? |
1 |
|
11 |
Задушевный разговор |
1 |
|
12-13 |
Вместе в беде и в радости |
2 |
|
|
Играем в сказку |
|
|
14-15 |
Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок» |
2 |
|
16-17 |
Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок» |
2 |
|
18-19 |
Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» |
2 |
|
20-21 |
Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» |
2 |
|
22-23 |
Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) |
2 |
|
24-25 |
Инсценировка сказки «Бременские музыканты» |
2 |
|
|
Мы – писатели. |
|
|
26 |
Книга - лучший собеседник |
1 |
|
27 |
Я выбираю книгу |
1 |
|
28 |
Моя любимая книга |
1 |
|
29 |
В библиотеке |
1 |
|
30-31 |
Мы сказочники |
2 |
|
32-33 |
Составляем сказку |
2 |
|
34-35 |
Я пишу свою сказку |
2 |
|
36 |
Мой любимый рассказ |
1 |
|
37 |
Составляем рассказ о природе |
1 |
|
38 |
Басня |
1 |
|
39-40 |
Мое любимое стихотворение |
2 |
|
41 |
Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение |
1 |
|
|
Я дома |
|
|
42 |
Мой помощник телефон |
1 |
|
43 |
Я у телевизора |
1 |
|
44 |
Полезные и вредные телепередачи |
1 |
|
45 |
Составь свою телевизионную программу |
1 |
|
46 |
Я – помощник |
1 |
|
47 |
Современная техника в доме |
1 |
|
|
Я за порогом дома |
|
|
48-49 |
Знаки- Помощники |
2 |
|
50-51 |
Правила дорожного движения достойны уважения |
2 |
|
52-53 |
Веселый праздник |
2 |
|
54-55 |
Приглашение |
2 |
|
56-57 |
Поздравляю! |
2 |
|
58-59 |
Поздравление ветеранам |
2 |
|
60 |
«Знакомство во дворе» |
1 |
|
|
Я в мире природы |
|
|
61 |
Мы друзья или враги природы? |
1 |
|
62 |
В гостях у леса |
1 |
|
63 |
Я на прогулке в парке |
1 |
|
64-65 |
Учимся понимать животных |
2 |
|
66 |
Здравствуй, лето! |
1 |
|
67 |
Летом. В поход |
1 |
|
68 |
Летние каникулы |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.