Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.
Оценка 5

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
22.11.2019
Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год.
4кл. речев пр.docx

 

                                                                  Пояснительная записка

     Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 4 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.                                                                                                

Нормативная база

·      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

             Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

·      Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·       Основная образовательная программа начального общего образования; 

·      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;

·      Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.

 

                                                                            Общая характеристика курса.

Основная цель курса «Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Задачи:

         - способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

         - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

         - формировать выразительную сторону речи;

         -  учить строить связные устные высказывания;

         -  воспитывать культуру речевого общения

          - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

           - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

          - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню       подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта;

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Ø словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

Ø наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Ø практический метод (упражнения, практическая работа);

Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Ø коллективный, индивидуальный;

Ø творческий метод;

 

Место курса «Речевая практика» в учебном плане

Курс «Речевая практика» рассчитан на 68 часов. (2 часа в неделю, 34 учебных недели)

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  Изучение предмета «Речевая практика» помогает решать коррекционно – развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовнонравственному и эстетическому воспитанию.

                                                         

                               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО

Личностные результаты:

• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

• Освоить роль ученика;

 • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

• Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Предметные результаты

1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;

3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;

4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».

Минимальный уровень:

· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

· понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

· составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

 Характеристика базовых учебных действий

Регулятивные УД:

• Входить и выходить из учебного помещения со звонком

• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

 • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

 • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; Познавательные УД:

• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

Коммуникативные УД

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

ЛичностныеУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;

2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.

 

 

                                                                              Основное содержание учебного курса.

Общение и его значение в жизни

Речевое общение.

Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.

Аудирование

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».

Культура общения

Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

Речевое общение с малознакомыми людьми.

                                                                                   Учебно- методическое обеспечение.

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 4 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2016.

1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос

Дидактические материалы

                                                         Тематическое планирование

 

№ п/п

 

Кол. часов

Дата

 

Игры с друзьями

 

 

1.

Добро пожаловать!

1

 

2

«Прошлым летом»

1

 

3

Расскажи мне о своих летних каникулах

1

 

4

Для друзей нет выходных

1

 

5

Рассказываем о своих друзьях

1

 

6

Дружим – не дружим

1

 

7

Наши чувства

1

 

8

Игра по правилам

1

 

9

Игра «Молчок»

1

 

10

Твой старший друг. Почему с ним интересно?

1

 

11

Задушевный разговор

1

 

12-13

Вместе в беде и в радости

2

 

 

Играем в сказку

 

 

14-15

Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок»

2

 

16-17

Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок»

2

 

18-19

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

2

 

20-21

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

2

 

22-23

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)

2

 

24-25

Инсценировка сказки «Бременские музыканты»

2

 

 

Мы – писатели.

 

 

26

Книга - лучший собеседник

1

 

27

Я выбираю книгу

1

 

28

Моя любимая книга

1

 

29

В библиотеке

1

 

30-31

Мы сказочники

2

 

32-33

Составляем сказку

2

 

34-35

Я пишу свою сказку

2

 

36

Мой любимый рассказ

1

 

37

Составляем рассказ о природе

1

 

38

Басня

1

 

39-40

Мое любимое стихотворение

2

 

41

Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

1

 

 

Я дома

 

 

42

Мой помощник телефон

1

 

43

Я у телевизора

1

 

44

Полезные и вредные телепередачи

1

 

45

Составь свою телевизионную программу

1

 

46

Я – помощник

1

 

47

Современная техника в доме

1

 

 

Я за порогом дома

 

 

48-49

Знаки- Помощники

2

 

50-51

Правила дорожного движения достойны уважения

2

 

52-53

Веселый праздник

2

 

54-55

Приглашение

2

 

56-57

Поздравляю!

2

 

58-59

Поздравление ветеранам

2

 

60

«Знакомство во дворе»

1

 

 

Я в мире природы

 

 

61

Мы друзья или враги природы?

1

 

62

В гостях у леса

1

 

63

Я на прогулке в парке

1

 

64-65

Учимся понимать животных

2

 

66

Здравствуй, лето!

1

 

67

Летом. В поход

1

 

68

Летние каникулы

1

 

 

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.

Примерная адаптированная программа по речевой практике. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019