Примерное положение о библиотеке

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Положение о библиотеке.docx

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ МОУ Муниципальное образовательное учреждение

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________

«___» ______________20    г.

 

Положение о библиотеке

I. Общие положения

1. Настоящее положение разработано на основании приказа МО РФ № 936 от 01.03.2004 г. «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».

Библиотека является структурным подразделением школы, обладает фондом разнообразной литературы. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в Уставе лицея. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

3. Цели библиотеки лицея соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, углублённых программ обучения, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни.

4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.

5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-техническими требованиями.

II. Основные задачи

9. Основными задачами библиотеки являются:

а)    обеспечение участникам общеобразовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); коммуникативном (компьютерные сети);

б)   воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в)   формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г)    совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III. Основные функции

10. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

-       комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

-       пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений;

-       аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении;

-       осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создаёт информационную продукцию:

-       осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

-       организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог (в проекте), базы данных по профилю лицея;

-       разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели, бюллетени);

-       обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

-       предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей;

-       создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах);

-       организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, навыков и умений работы с книгой и информацией;

-       оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

-       организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

-       содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

-       выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем обучающихся;

-       выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

-       содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

-       создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

-       организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

-       осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

-       поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных);

-       способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей:

-       удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

-       консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

-       консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

11. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно.

12. Структура библиотеки: помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), включает отдел учебников, уголок работы с мультимедийными и сетевыми документами.

13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

15. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

-       гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

-       необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положением СанПиН;

-       -современной электронно-вычислительной техникой и необходимыми программными продуктами;

-       ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

-       библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

16. Общеобразовательное учреждение создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

17. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектования учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

18. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

-       двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

-       одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

-       не менее одного раза в месяц - методического дня (четверг).

19. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотекой Министерства культуры Российской Федерации.

V. Управление. Штаты

20. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.

21. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

22. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с профессиональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

23. Заведующий библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

24. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

25. Заведующая библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

-       положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

-       структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов бот, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. №6);

-       положение о платных услугах библиотеки (если таковые имеются);

-       планово-отчётную документацию;

-       технологическую документацию.

26. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется уставом.

27. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом, главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.

28. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и квалификации.

29. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

30. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

VI. Права и обязанности работников библиотеки

31. Работники библиотеки имеют право:

-       самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения;

-       проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

-       определять источник комплектования информационных ресурсов;

-       изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

-       определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

-       вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящих в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норм работы на компьютере);

-       участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

-       иметь ежегодно отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководителем общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

-       быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

-       участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

32. Работники библиотеки обязаны:

-       обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

-       информировать пользователей о видах информационных услуг;

-       обеспечивать научную организацию фондов и каталогов;

-       формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, общеобразовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями, запросами всех категорий пользователей;

-       совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

-       обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

-       обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

-       отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

-       повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки

33. Пользователи библиотеки имеют право:

-       получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

-       пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

-       получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-       получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

-       продлевать срок пользования документами;

-       получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

-       получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным оборудованием;

-       участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

-       обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к руководителю общеобразовательного учреждения.

34. Пользователи библиотекой обязаны:

-       соблюдать правила пользования библиотекой;

-       бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать надписей, подчеркиваний, пометок в книгах), оборудованию, инвентарю;

-       поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

-       пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального зала;

-       возвращать документы в библиотеку в установленный срок;

-       заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

-       полностью рассчитаться с библиотекой по истечении обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

35. Порядок пользования библиотекой:

-       запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и других работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся по паспорту;

-       перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

-       документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

-       читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

36. Порядок пользования абонементом:

-       пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

-       максимальные сроки пользования документами:

а)    учебники, учебные пособия - учебный год;

б)   научно-популярные, познавательная, художественная литература — 1 месяц;

в)   периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

-       пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

37. Порядок пользования читальным залом:

-       документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

-       энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

38. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

-       работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

-       разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

-       пользователи имеют право работать с нетрадиционными носителями информации после предварительного тестирования его работниками библиотеки;

-       по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки, запрещается обращение к ресурсам Интернета, предлагающим оплату;

-       работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

Разработала

заведующий библиотекой ________________________________