Примеры заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка во 2 классе
Оценка 4.6

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка во 2 классе

Оценка 4.6
docx
10.01.2022
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка во 2 классе
Банк заданий по формированию функциональной грамотности.docx

Банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.

2 класс

Русский язык.

Тема «Алфавит»

При изучении данной темы на этапе самоопределения можно использовать приём «Верите ли вы?». После серии вопросов по теме, последними из которых могут стать «Верите ли вы, что у буквы Ё есть день рождения?» и «Верите ли вы, что у буквы Ё есть памятник?», учитель может сказать: «Я тоже в это не верю» или «Я тоже в это верю» и далее предложить текст с информацией по теме, например,

«То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить.  Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире. А как же появился наш русский алфавит?

Первый славянский алфавит больше тысячи лет тому назад придумали два брата  - Кирилл и Мефодий.  Его назвали в честь младшего брата – кириллица. С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности – стало 33. Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала директор петербургской академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783 года (238 лет тому назад). Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Карамзин, и с тех пор ее стали использовать. В пяти городах России установлены памятники букве Ё – в Москве, Челябинске, Перми, Ульяновске, Чувашии».

Далее можно разработать вопросы к тексту в зависимости от типа урока и уровня развития обучающихся класса, а в качестве домашнего задания предложить поработать скульптором и разработать проект памятника букве Ё – нарисовать, вылепить из пластелина и т. д.

Можно организовать работу по этой теме на основе мультфильма по ссылке:

https://youtu.be/NhUyIr9sFFQ

https://www.youtube.com/watch?v=drAhbnB0RsE (начиная с 1мин. 17 сек.)

Здесь мы прорабатываем такие компоненты читательской грамотности как нахождение и извлечение информации, осмысление и оценивание содержания текста, использование информации из текста.

 

Тема «Сочетания чк, чн, щн, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу»

 

При изучении данной темы можно использовать такой приём как «Зажги маячок», помогающий развивать глобальные компетенции. Работая с текстами учебника, карточками-тренажерами, разработанными учителем, ученики поднимают карточку-сигнал (у моих учеников это квадрат размером 5х5 см, в центре которого нарисован красный восклицательный знак), когда встречают слово с изучаемой орфограммой.

Также эффективным оказывается комментированное письмо. Оба приёма развивают такие компоненты функциональной грамотности как умение находить объект объяснения (орфограмму), достижение высокого уровня самоконтроля за счёт объяснения правописания.

 

Тема «Правописание безударных гласных», «Парные по глухости – звонкости согласные в конце и в середине слова».

 

При изучении данных тем помимо  широкого использования комментированного письма, можно использовать такие задания как поиск орфограмм в чистом тексте и какографические упражнения. Например,

«Найди и подчеркни в тексте известные тебе орфограммы».

 

Наступили сильные морозы. Снег завалил садовые дорожки. Птицы зимой голодают. Дети устроили для птиц кормушки. Девочки насыпали пшена. Голодные птицы быстро склевали весь корм. Как хорошо, что у птиц есть настоящие друзья.

 

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васкьа грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
       Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

 

Примеры какографических упражнений.

Зима.

Пушыстым кавром лёг снег. У крылца дома играли малышы. Мой брат никита памогал им делать снежную бабу. Вруках у куклы была ветка, на галове – видро.

 

Ёж.

юра и яша смирновы были в лесу. в кустах малчики нашли ёжыка. они принесли ежа в школу. там и жыл он. дети давали ежу корм . они чистили и мыли клетку. Дижурный яша налил ёжыку стакан молока

 

Также очень эффективны диктанты «Проверяю себя». Они дают возможность спросить у учителя, как пишется то или иное слово. Дети учатся нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, а также дают возможность ребёнку предупреждать ошибки (глобальные компетенции).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности

Банк заданий, направленных на формирование функциональной грамотности

Стоял тёплый день. Пушистый кот

Стоял тёплый день. Пушистый кот
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022