ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ СПОСОБНЫХ, ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ: КОММУНИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Немеш Наталья Александровна,
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре МБОУ лицей № 1 учитель русского языка и литературы, e-mail natalia_nemesh@mail.ru
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя по созданию педагогических условий обеспечения принципа персонализации сопровождения одаренных и высокомотивированных детей, даны практические советы по составлению индивидуального образовательного маршрута ребенка во внеурочной деятельности
Ключевые слова: персонализированное образование, технологии научно исследовательской деятельности, информационные технологии, индивидуальный образовательный маршрут
В современном обществе всё более утверждается центральная роль индивида: человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несёт личную ответственность за собственные поступки. Это актуализирует необходимость содержательно‐технологических изменений. Одним из ведущих трендов в образовании ХХI века является персонализация.
В научных исследованиях персонализация рассматривается как процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определённую роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие [1]. Персонализированное образование рассматривается как организация учебного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.[2]
Ю.В. Громыко, в контексте мыследеятельной педагогики, инструментальную функцию персонализирующего образования видит в инициации личностного роста обучающегося. Самопреобразование определяется автором как процесс преодоления ребёнком себя, который требует мобилизации его духовных и физических усилий и даже мужества [3].
Развитие образовательных технологий позволяет современному учителю реализовывать принцип персонализации в условиях массовой школы. Технологии научно‐исследовательской деятельности направлены на подготовку обучающихся как субъектов научно‐поисковой, эвристической деятельности.
Особой формой развития одаренных и высокомотивированных обучающихся в рамках данных технологий является предметное научное общество. У творческого учителя всегда есть способные, мотивированные обучающиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов. Реализовать свой потенциал в пределах школьной программы такие дети могут не в полной мере.
Научное общество учащихся (далее - НОУ):
- модель развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, которая позволит им в полной мере реализоваться в различных областях знания.
- модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Предвидим скептические замечания многих коллег: ну что здесь нового? Действительно, такая форма работы давно успешно используется во многих школах, согласимся, что форма не новая, но принципиально важно, что подходы в организации НОУ сегодня изменились. Работа в качестве руководителя филологического НОУ «ИнТал» (Интеллектуальные и Талантливые) в течение шести лет позволила прийти к следующим выводам, дающим основание данному утверждению.
НОУ дает возможность учащимся:
-развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в научное общество;
-осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, учиться общению со сверстниками (расширяет коммуникативное поле);
-формировать исследовательское поведение, что ведет к развитию метапредметных компетенций.
Главный смысл ученического исследования в сфере образования, его главная цель - развитие личности. В образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).
Результатом исследовательской деятельности в НОУ является интеллектуальный продукт: учебно-исследовательские, проектные, творческие работы обучающихся, создавая который ученик не только «продвигается» в предмете, но и осуществляется формирование и развитие личностных качеств, расширяется и обогащается личностно-значимый опыт, а также формируются метаумения.
Данная форма работы способствует реализации личностного подхода - одного из основных методологических подходов обеспечения персонализации образования. Процесс взаимных деятельностей личностей педагога и ученика строится на отношениях доверия, взаимоуважения, принятия, сотрудничества.
Технологиями персонализации образования являются информационные технологии, которые несут огромные возможности в развитии обучающегося как субъекта информационной деятельности и информационной культуры. Такие возможности открываются посредством внедрения электронных образовательных ресурсов. Это позволяет достичь индивидуализации за счет использования онлайн-среды, дающей персонализацию предметного контента, и перераспределение времени учителя — рутинные задачи снимаются, освобождается время для творчества и общения с детьми [7].
Предметный сайт учителя – виртуальная площадка, дающая возможность адресной коммуникации с учениками в индивидуальном режиме [6]. На сайте дистанционно осуществляется индивидуальное сопровождение исследовательских и проектных работ обучающихся, консультирование, реализуется обратная связь через форум.
Сопровождение индивидуальных и коллективных исследовательских работ участников НОУ эффективно осуществляется в эпистемотеке. Эпистемотека является средством трансляции результатов новейших научных открытий в систему образования. Выстраивается с использованием информационных технологий, которые позволяют учащимся обучаться коллективным способам решения проблем [4].
По средствам эпистемотеки происходит организация коллективного мышления обучающихся, направленного на получение нового знания, расширение полей коммуникации, организация доступа к обсуждению исследовательских работ обучающихся по средствам Интернет. Руководитель НОУ организует научно-исследовательскую работу обучающихся на форуме эпистемотеки. Курирует, корректирует, задает вопросы по организации исследования, указывает верное направление, то есть сопровождает деятельность ребенка. Форум эпистемотеки. https://cpod.ippk.ru/forum/thread64.htm
На этапе самостоятельной исследовательской деятельности возникает возможность формирования индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ), где исследование выступает как технология личностного роста ребенка, обеспечивающая принцип персонализации сопровождения.
Разработанный нами проект ИОМ во внеурочной деятельности обучающихся, предусматривает следующие этапы:
- «Диагностика, анализ»,
- «Проектирование»,
- «Организация»,
- «Мониторинг и анализ».
Обучающийся определяет значимые для него ориентиры продвижения по спроектированному ИОМ:
- «Знаю-умею-достиг»,
- «Хочу узнать – научиться-достичь»,
- «Мои шаги в достижении цели»,
- «Узнал – научился – достиг».
В таблице ориентировочно представлена логика движения учителя и ученика по ИОМ (таблица 1).
Таблица 1
Логика движения в рамках проекта ИОМ во внеурочной деятельности обучающихся
№ |
Этапы |
Значимые для обучающегося ориентиры |
Описание |
1 |
Диагностика, анализ |
«Знаю-умею-достиг» |
Педагог определяет задачи по педагогическому сопровождению одаренного ребенка с учетом его интересов и потребностей |
2 |
Проектирование |
«Хочу узнать – научиться-достичь» |
Учитель и ученик для составления индивидуального маршрута выбирают конкретные виды деятельности |
3 |
Организация |
«Мои шаги в достижении цели» |
Учитель и ученик составляют план консультаций, участия в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Организация деятельности направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, что позволит ему в дальнейшем прогнозировать достижение успехов в учебной деятельности, высоких результатов во внеурочной деятельности |
4 |
Мониторинг и анализ |
«Узнал – научился – достиг»
|
Учитель и ученик констатируют уровень достижения ребенком определенных компетенций и выявляют причины невыполнения намеченных ранее ориентиров, корректируют виды деятельности. Учитель корректирует направления работы с обучающимися |
Таким образом, в качестве ведущих педагогических условий обеспечения принципа персонализации сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся можно выделить следующие:
- включение ребёнка в деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность;
- развитие и расширение образовательных коммуникаций в соответствии с принципами их доступности и интерактивности, адресности, разносторонности, интегрированности;
- диалогизация образовательного взаимодействия, что предполагает организационное преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции обучающегося в личностно‐равноправные позиции сотрудничающих друг с другом людей.
- введением в образовательную практику ряда установок – безусловного принятия личности ребёнка, эмпатийного отношения к ней и открытого общения.
Сегодня становится очевидным, что современной школе нужна новая организация образования как процесса предоставления ребёнку разных образовательных возможностей и организации его выбора из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения. Учитель становится для ребёнка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.
Литература
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Персонализация. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006. – 135 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: Персонализация. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с
Интернет-ресурсы
3. Кондратенко А. Автоматизированная система персонализации обучения [Электронный ресурс]. – URL: http://ikt‐learning.blogspot.ru
4. Громыко Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author
5. Н.В.Громыко. Что такое эпистемотека [Электронный ресурс]. – URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1209.htm
6. Сайт учителя русского языка и литературы Немеш Н.А. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litrus-natanem.ru
7. Персонализация образования в действии [Электронный ресурс]. – URL: https://newtonew.com/hero/individual-education
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.