Принципы формирования графического навыка
На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором - писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем - писать буквы; на четвертом - целые слова.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. Следует значительное внимание уделить тем недостаткам, которые довольно часто встречаются в практике при поступлении в школу:
а) за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
б) пишут буквально носом;
в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;
г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу;
д) голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;
е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.
Систематическое нарушение этих правил, делаясь привычным, причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение. На практике в силу привычки такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости. Одновременно вследствие перемещения центра тяжести корпуса вперед излишне напрягаются мышцы туловища. Это вызывает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в ее затылочной части затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и содействуют развитию близорукости.
Потому крайне важно, начиная с первых уроков, следить за правильной посадкой, правильным обращением с орудиями письма. На всем протяжении формирования графического навыка следует не забывать о санитарно-гигиенических правилах и уделять им самое пристальное внимание.
При управлении обучением необходимо дать учащимся полный набор ориентиров, необходимых для правильного выполнения действия. С этой целью важно:
а) Проанализировать образец продукта, то есть обратить внимание, выделить все мелкие элемент?/p>
? буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
б) Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку - обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
в) Проанализировать способ выполнения действия и условия: ученику предстоит одновременно держать в сознании до 14 мелких задач: посадка на стуле; положение корпуса (спина); положение ног (точка опоры); расстояние от глаз до тетради; положение рук на столе относительно корпуса; положение правой руки (локоть свисает с края своей косточкой, т.е. на 1-2 сантиметра); положение левой руки (при письме в верхней части листа ладонью поддерживаем снизу, при письме в нижней части - сверху); положение тетради на столе; положение плеч; положение головы относительно корпуса (не должно быть сильного наклона вправо или влево); отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса; правильное распределение усилия на ручку и ручкой на тетрадь; положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо; расположение букв относительно туловища (буквы направляем к середине груди).
Поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень свободно скользил по строке, а линии рабочей строки не должны быть слишком яркими или слишком бледными; ручка должна быть облегченной, на месте прихватывания пальчиками иметь горизонтальные насечки, что не позволит пальцам сползать при письме к самому кончику стержня, или иметь резиновое покрытие со специальными углублениями для пальчиков. Кончик стержня должен быть удлиненным и достаточно выступать из ручки.
Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников
К каллиграфическим ошибкам относятся следующие:
) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;
) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
) наблюдается разноправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
) не соблюдается расположение букв по линиям строки, то есть не держится линейность на письме;
) не выдерживается нужная высота буквы (слишком крупно или слишком мелко);
) обнаруживается ломанность, вычурность письма;
) имеет место угловатость, заборность письма;
) не соблюдается связность букв при письме;
) полная неразборчивость, каша.
Указанные ошибки являются следствием несформированности правильного графического навыка.
Классификация каллиграфических ошибок всегда может помочь учителю проанализировать письмо своих учеников, выявить существенные недочеты и выработать тактику корректировки почерка.
Формирование графического навыка протекает успешно в том случае, если при этом задействованы все стороны психики ребенка, если он испытывает успех, если не боится предстоящей ему деятельности.
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. К уроку обязательны: таблица Сиди правильно при письме, плакат рукописного текста (алфавит), демонстрационные карточки печатных и письменных букв. Виды работ записываются на доске красивым каллиграфическим почерком. Отрабатываемые соединения в словах и предложениях записываются цветными мелками.
Если текст работы способствует подведению к изучению нового, то урок начинается с минуты чистописания, если закреплению, то после объяснения или как небольшую самостоятельную работу.
Желательно работу начинать с предварительных упражнений, которые развивают глазомер, плавность и безотрывность письма. Предлагается детям посмотреть внимательно на группу элементов и их соединения. Обращается внимание на высоту, ширину, наклон букв. При письме мелом на доске кисть руки всегда закрывает часть написанного. Для того, чтобы дети яснее увидели и хорошо запомнили, какие движения ручкой они должны совершать при письме, то написанное лучше обводить указкой, при этом необходимо нацелить детей на нужность внимательного слежения за действиями учителя. Затем пояснить, что такие движения учащиеся должны выполнять при работе в тетради, акцентируется внимание на безотрывность письма. Затем учащиеся поднимают ручку верх и прописывают движения в воздухе. Это же упражнение выполняется повторно под счет в убыстренном темпе. Можно вызвать одного ученика к доске, он обводит указкой по написанному, а остальные внимательно следят за его движениями. И если ученик допускает ошибку, дети указывают на нее, объясняют, как правильно написать. После объяснения учащиеся пишут одну группу элементов без счета, не торопясь, вторую - под счет, третью - считают сами (шепотом), четвертую - под счет вслух (считает ученик), строку дописывают самостоятельно. На второй строке записывается буква, ее соединения с соседними буквами и слова с непроверяемым написанием. Упражнения в письме сложных букв включаются в работу как можно чаще. При проверке тетрадей обязательно нужно подчеркнуть неправильные соединения, буквы неправильной формы, прописать их на полях или на строке. Работа по чистописанию тесно связаны с содержанием работы по русскому языку. Перед записью слов можно проводить следующую устную работу: звуко-буквенный анализ слова, называние слов, которые нельзя перенести, разбор по составу одного слова, составление предложения со словом и т.д. Если слова для отработки письма буквы и ее соединений уже брались для запоминания, то можно их написать с пропущенной безударной гласной.
Работу над каллиграфией можно включать и в другие моменты урока. Так, например, перед списыванием текста из учебника выписываются на доске трудные соединения. В течение всего урока учитель обязательно следит за посадкой ребят, положением тетради, ручки.
Игровые моменты на уроках чистописания
I. - Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского Мойдодыр:
тАжОдеяло убежало,
Улетела простыня,
Кто же пришел к нам в гости? (Мойдодыр)
Кто написал сказку?
Как вы думаете, почему у Мойдодыра грозный вид?
Ребята, а что мы можем сделать, чтобы Мойдодыр стал добрым? (постараться писать красиво и грамотно)
II. - Понравилась ли вам сказка про Золушку?
Да.
А чем? Какая она была?
Сегодня, ребята, Золушка пришла к нам в гости, чтобы посмотреть, как вы умеете красиво писать.
III. Иван-Царевич приглашает всех учеников в трудное, но увлекательное путешествие. Что помогло Ивану-Царевичу преодолеть трудности? (смелость, доброта, великодушие). Все эти качества мы возьмем с собой. А также прихватим внимание, старание, зоркость, организованность.
IV. Новую букву нашего урока лягушонок спрятал. Но вы сможете узнать, о какой букве идет речь, если отгадаете загадки:
Падают с ветки
Золотые монетки (листья).
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Сама не ем, а людей кормлю (ложка).
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок (лиственница).
С какой буквы начинаются эти слова?
Кто расскажет написание этой буквы?
V. Сегодня будем писать согласную букву. Отгадайте, какая буква пропала?
VI. Сова обрадовалась, что в этой букве вас все известно, и быстренько написала эти буквы. Оцените ее работу. Объясните ее ошибки.
VII. Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой. Он пришел к нам из сказки и зовут еготАж А где же он?
У него всегда есть ложка,
Он играет на гармошке.
Не копает он картошку,
А зовут еготАж.
А вот и наш гость. Что у него в руке? (конверт)
Хотите узнать, что в нем? (буква т).
VIII. Бурундук пришел к нам в гости,
Научиться очень просит,
Нас писать красиво У,
Догадались почему?
IX. Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать.
Отгадать легко и быстро:
Легкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет (холодильник)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу (петух).
Что есть общего во всех этих словах - отгадках?
X. (Стук в дверь, приносят конверт)
Ребята, нам письмо! Но от кого? Из лесной школы, от Мишки и Мышки. У них для нас сюрприз. (в конверте ребусы)
Как вы думаете, почему Мышка и Мишка прислали нам именно эти ребусы? (в загаданных словах есть буква ш).
Ребята, на обратной стороне ребуса письмо.
Дорогие ребята, мы очень рады, что вы отгадали ребусы. Хотим, чтобы вы всегда ее писали красиво и правильно.
XI. - К нам приехал Емеля на печи. Он хочет красиво писать букву щ. Давайте ему поможем.
Какие волшебные слова забыл Емелюшка. Давайте их вспомним.
(По щучьему веленью, по Емелиному хотенью хотим научиться писать букву щ).
XII. Стихотворение Всегда маленькие
Сказала й сестре родной:
Вот ты, сестра-соседка,
Бываешь часто прописной,
А я - ужасно редко.
Ну редко - это не беда,
Иные буквы никогда!
И много их?
Да целых три:
Сестра и с ней два брата,
Зовут их тактАж
Не говори!
Скажите вы, ребята.
(ь, ъ, ы)
XIII. Сегодня в гости к нам пришел Вини-Пух. Он отправился на поиски своего друга.
Преодолевая путь, Вини-Пух запел одну из своих ворчалок.
По горам то тут, то там
Кто-то бродит по холмамтАж
Кто же там?...
А ему в ответ: Ам-ам-ам!
Ребята, кто повторял за медвежонком? (эхо)
Давайте расскажем Винни-Пуху как писать эту букву.
XIV. Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось,
Получилась букватАж.
XV. Игра, вставь букву.
тАж.корьтАж.хта
тельнтАж.шкатАжна
Какое слово лишнее? (Яна)
Почему? (написано с большой буквы, остальные слова относятся к морю).
В конце изучения курса чистописания:
Всем ребятам мой приветик!
Это я - ваш друг Секретик!
Вот решил письмо прислать,
О себе все рассказать.
К нашей новой встрече с вами
Я готовлюсь вечерами.
В это время спите вы
И не видите, увы,
Как в тетрадки залезаю
В них ошибки - проверяю.
Я, признаюсь вам, друзья,
Вы работали не зря -
Почерк стал красивый, ровный,
Четкий, просто бесподобный.
Чтоб пополнить ваши знанья,
Я в конверт вложил заданья.
Кто напишет без помарок,
Тот откроет мой подарок.
И замечу: вас, друзья,
Ждет вторая часть письма.
(задания по выбору)
Очень рад я встрече с вами,
Стали мы теперь друзьями.
Открывайте мой сюрприз -
За работу ждет вас приз.
И, прошу, на мой привет
Напишите мой ответ.
(открывает посылку, там подарки)
? еще в посылке тетради. На первых строчках каждой тетради пожелание от Секретика. Когда вы придете домой, подумайте о подарке, который сделал Секретик, и напишите ему письмо.
Тщательная и последовательная работа по совершенствованию всех качеств письма ведет к становлению у детей разборчивых почерков.
Физкультминутки, которые можно проводить на занятиях по чистописанию.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусьтАж (далее смотри в Приложении)
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
.1 Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
2.2 Материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся 2-3 классов
Предлагаем материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся, мы исходим из того, что во 2-3 классах специальных уроков чистописания не выделяется.
Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут.
Совершенствование навыков графического письма во 2-3 классах происходит в условиях перехода на новую разлиновку тетрадного листа, более мелкого начертания букв, постепенного ускорения письма.
Условия выполнения каллиграфических упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям, поэтому письмо предлагается с одновременным решением нескольких задач:
по каллиграфии и орфографии;
по каллиграфии и выделению частей или построению слова, фразы и т.п.
Таким образом, графические навыки формируются не изолированно, а совместно с орфографией и развитием речи.
В подборе лексического материала для упражнений мы руководствовались желанием усилить культурологический компонент урока.
класс
. а Аа Аа А Аа Аа
ас ал ра ан ак
Ассамблея Адмиралтейство
Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы.
. бб Бб Ббб Бб
би бм аб лб бб (Упражнения см. в Приложении)
Все это способствует формированию осознанного навыка каллиграфически правильного письма.
Основное назначение упражнении, по мнению психологов А.Н.Леонтьева, Д.Н.Богоявленского, С.Ф.Жуйкова, состоит в применении правил к практической деятельности: усвоение любого знания возможны лишь в процессе применения этого знания. Только в этом случае возможно такое усвоение знания, которое адекватно сущности этого знания.
Именно об этом писал Н.С.Рождественский в своей монографии: Обучение каллиграфии в начальной школе: Первоначальное обучение по мере того, как в сферу его влияния вливаются новые языковые факты, начинает терять свою первоначальную схематичность и наполняется новым, конкретным содержанием. Понятие, лежащее в основе правила, все более углубляется, связывается с другими понятиями, образуя некую систему.
Впервые предложени?/p>
Вµ из нескольких слов учащиеся списывают с Прописи.
Работа осуществляется в несколько этапов:
) выясняется смысл предложения
) проводится слого-звуко-буквенный анализ каждого слова предложения
) повторяются правила о раздельном написании слов в предложении, о написании с большой буквы первого слова предложения и имен людей, о постановке точки в конце предложения
) предложение записывается учителем на доске или составляется из букв классной разрезной азбуки
) учащиеся читают предложение и стараются запомнить его
) дети записывают по памяти это предложение
В заключении проводится проверка написанного детьми.
Такой порядок обучения предохраняется учащихся от побуквенного списывания и будет способствовать письму без пропусков и перестановки букв.
Со второго полугодия первого класса все большее распространение получают виды списывания, осложненного различными заданиями. Суть такого списывания состоит в том, что задания вызывают активность мысли ученика и направляют ее на решение различного рода полученных задач:
графических;
грамматических;
орфографических;
логических;
стилистических;
каллиграфических и других.
Кроме того, при списывании любого вида надо детям напоминать о правильной посадке, также напоминать психологическую установку хорошего выполнения задания - быть внимательным, собранным и аккуратным, что способствует выработке нужных в любой деятельности личностных качеств - внимания, воли, целеустремленности, укрепления памяти и т.д.
В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, отдельные, и связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные тексты.
Соответственно возникают упражнения по списыванию разной полноты - полное списывание и выборочное списывание.
Полным будет называться списывание с разными заданиями, когда списыванию подлежат все слова и упражнения отбирают для записи части текста, соответствующее поставленному учителем условию. После любого вида списывания можно предлагать поменяться тетрадями и найти друг у друга каллиграфические ошибки.
При отборе материала из текста для выборочного списывания за основу можно брать графические, грамматические, орфографические, лексические, логические и стилистические задания.
Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем самым, более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.
Для выяснения уровня сформулированности умения списывать производится контрольное списывание.
Число итоговых контрольных наблюдений, представляющих собой списывание текста, определено нормативными документами министерства образования России:
в 1 классе - 3,
во 2 классе - 3,
в 3 классе - 2.
Итоговые контрольные работы учащихся, представляющие собой списывание с доски, учебника, других материалов, оцениваются в соответствии с применяемыми в современной начальной школы нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по грамматике, правописанию и развитию речи.
При проведении контрольного списывания учащиеся выполняют и контрольные грамматические задания, связанные с изученным грамматико-орфографическим материалом. За выполнение этих заданий оценки выставляются отдельно.
При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы ученики не только безошибочно записывали обозреваемое, но и умели обосновать правильность написанного.
Универсальные прописи и работа по ним
Существует методика В.А.Илюхиной, по которой учат детей письму, но не все ее используют в настоящее время.
С помощью универсальных прописей, обучая детей каллиграфии, можно воздействовать на ребенка в воспитательном плане.
Через обучение письму формируются такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом.
А работая над постановкой почерка, можно содействовать формированию характера.
Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к людям.
Универсальная просись, составленная В.Г.Горецким, В.А.Илюхиной, способны учить ребенка созидать, думать, развивать логику мышления. Эта пропись помогает сделать урок письма неизнурительным. В прописи большое разнообразие упражнений, при работе над словом, предложением, текстом.
Свободные пространства в прописи можно использовать по усмотрению учителя. Это могут быть диктанты букв по элементам, игры в Угадай-ку - письмо букв по устному их описанию или дописыванию недостающих элементов, это и письменные ответы на вопросы, и переписывание печатного текста, диктанты, самодиктанты, минидиктанты и даже минисочинения, это и запись столбиков слов по определенному принципу.
Для учителей начальных классов не секрет, что сложнее всего написать те буквы, которые включают в себя овал. Здесь же он заменяется прямой наклонной линией с поворотом на месте, оставляя овалы в основном только в верхней части буквы. Полностью овалы сохраняются в буквах: о, б, ю, в, ы, ъ, ь. В остальных написание построено на основе крючка. Обязательное условие при написании: поворот на месте (качалочку) выполнять после того, как прямая наклонная линия коснется нижней линии рабочей строки.
В этой методике присутствует алгоритм письма букв и их элементов. В процессе обучения письму дети с первого дня проговаривают вслух все, что пишут, постоянно проводят анализ, сравнение.
Суть алгоритма раскрывается в его названии: Письмо с открытыми правилами. Под словом открытие подразумевается, с одной стороны, открытие детьми, принятие ими, осознание правил написания букв, их соединений; с другой стороны - под этим словом понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде элементов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.
При письме самых первых слов очень подробно анализируются не только элементы букв, но и точное место их соединения (нижнее, верхнее и среднее соединения). Места соединения можно определить даже на незнакомом слове, заранее написанном на доске крупными буквами.
Работая по универсальным прописям на уроке, дети получают радость от соприкосновения со школой, у них появляется интерес, который пробуждает желание, развивает волю, что необходимо для получения знаний.
Обучение каллиграфии с применением методики В.А.Илюхиной
графический каллиграфический почерк школьник
Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.
Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк - это характер, поэтому сформировать его (почерк) невозможно. Но, если почерк отражает характер (что не вызывает сомнения), разве можно в таком случае отрицать тот факт, что, работая над постановкой почерка, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть. Работая над каллиграфией, мы воздействуем на ребенка в воспитательном плане. Обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехов формировать в процессе обучения письму.
Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным.
Дети с первого дня проговаривают вслух все, что пишут, постоянно проводят анализ, сравнения, большую часть новых букв разбирают самостоятельно. Сложнее всего написать те буквы, которые включают в себе овал. По возможности можно заменить прямой наклонной линией с поворотом на месте, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Полностью овалы сохраняются в буквах о, б, ю, в, ы, ь, ъ, в остальных написание построила на основе крючка. Обязательное условие при написании: поворот на месте (качалочку) выполнять после того, как прямая наклонная линия коснется нижней линейки рабочей строки. Дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. В присутствующей методике алгоритм письма не только помогает обучать, но и дает возможность корректировать почерк у учащихся разного возраста.
Помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология - деликатная и тонкая наука, требующая большого опыта. Поэтому всякий раз надо быть крайне осторожным, переучивая ребенка, меняя его почерк. Необходимое условие: желание детей и умение учителя побудить это желание, зажечь эту искорку в душе ребенка. И успех может прийти в любой из дней, начиная с третьего урока, посвященного отработке каллиграфии.
По прописям, поняв принцип письма, можно работать в разноуровневых классах. Причем работу в коррекционных классах можно проводить на более доступном для них уровне, получая при этом хорошее качество написания, а в классах, где дети с более высоким интеллектом развития, эту же работу можно проводить на возрастающем уровне трудности. Надо видеть, что переживает ребенок и его родители, когда из трудно читаемого его письмо превращается в письмо, способное доставить радость всем, в письмо с более высокой грамотностью. Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс, который, к сожалению, в последнее время получил ослабление в учительской среде. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.
Практику я проходила во 2 классе. Дети учатся по традиционной методике . В классе 18 детей с разным уровнем подготовленности.
Сам по себе урок чистописания в школе не проводится, а проводятся минутки чистописания. В рабочей тетради у детей написан показ (у всех одинаковый), выбирается то соединение, т.е. каллиграфические ошибки, которые дети в большинстве допускают. Учитель на доске показывает, как нужно правильно делать соединения,
дети смотрят и записывают в своих тетрадях. До проведения минутки чистописания детьми были допущены такие ошибки:
) По нарушению форм букв - 12 детей
) Неумение писать буквы с овалами - 9 детей
) Нарушение наклона - 11 детей
) Размашистый почерк - 7 детей
) Отрывистое письмо - 9 детей (более подробно см. вПриложении)
После проведения минуток чистописания, дети значительно лучше стали писать. Это после 2-х недельного проведения:
) По нарушению форм букв - 2 ребенка
) Неумение писать буквы с овалами - 2 ребенка
) Нарушение наклона - 4 ребенка
) Размашистый почерк - 2 ребенка
) Отрывистое письмо - 2 ребенка
Вывод: Проводя каждый день на уроке русского языка минуток чистописания, помогли получить не только хорошее качество работ, но и грамотное письмо, помогли выработать в детях внимание и, несомненно, породил радость от соприкосновения со школой, у детей появился интерес, который побудил желание, развил волю, что необходимо для получения знаний. Информацию к написанию должен давать руке прежде всего мозг, а не глаза. Только тогда, когда ребенок может писать осознанно, по сигналу, он овладевает не только красивым письмом, но и получает значительное продвижение в развитии мышления.
Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс, который, к сожалению, в последнее время получил ослабление в учительской среде. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъективизация в процессе обучения русскому языку и каллиграфии предполагает использование множества упражнений, которые именуются комплексными. Они направлены на существенное увеличение интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку и чистописания и как следствие этого - на усиление эффективности его изучения.
Комплексность данных упражнений многоаспектна.
Во-первых, она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся.
Во-вторых, формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно.
Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи и т.д.)
В свою очередь, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и письменную, монологическую и диалогическую.
Комплексное воздействие на сознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специальный набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий.
Если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников, то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся, если при обучении школьников чистописанию неформально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2007.
. Бакулина Г.О. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа, 2008, №1.
. Доренская Л.И. Как хорошо уметь писать! Урок-утренник по письму. // Начальная школа, 2008, №4.
. Илюхина В.А. Письмо с Секретом // Начальная школа, 2005, №6.
. Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - Л., 1965.
. Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка // Учебник пед.училищ. - М., 2006.
. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. пос. 1987 г.
. Луданая А.М. Универсальные прописи и работа по ним. // Начальная школа, 2007, №1.
. Метонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Начальная школа, 2007, №7.
. Петрова Т.А., Ложкова Т.Г. Чистописание 2-3 класс. // Начальная школа, 2009, №5.
. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3). М., 1998.
. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1960.
. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.// Теория и практика обучения, М., 2008.
. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию. Под ред. Бурнова Т.В. - М., 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки, которые можно проводить на занятиях по чистописанию:
К нам пришел Буратино.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
* * *
Дерево кончается где-то в облаках,
Облака качаются на его руках.
Эти руки сильные рвутся в вышину,
Держат небо синее, звезды и луну.
* * *
На уроке буквы пишем,
От старанья еле дышим!
Раз - два, раз - два
Наклонилась голова.
Мы нежножечко устали,
Но писать не перестали!
Раз - два, раз - два,
Буква новая видна.
Отдохнув, начнем все то же,
Гном Секретик нам поможет.
Раз - два, раз - два,<
/p>
Пишем буквы - кружева.
* * *
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Тот - топ - топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп - хлоп - хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
* * *
Положили обе ладони на парту, поочередно поднимем каждый пальчик несколько раз.
* * *
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают ручки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (руки как бы подпрыгивают над партой) и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту).
* * *
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке,
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
* * *
Все выходят по порядку (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз, два, три, четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот!
Наклон назад,
Наклон вперед.
* * *
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь, вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
* * *
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
* * *
У кошкиной дочки
На лапках коготочки,
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
* * *
Раз - нагнулись, потянулись;
Два - поднялись, разогнулись;
Три - в ладоши три хлопка;
Головою три кивка;
На четыре - руки шире;
Пять, шесть - тихо сесть;
Семь, восемь - лень отбросим.
УРОК-УТРЕННИК ПО ПИСЬМУ КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!
Класс оформляется говорящими буквами, содержание для которых учитель может взять из книги С.Я.Маршака Про все на свете, из разрезной азбуки, из журналов Веселые картинки, Мурзилка и т.д. На доске плакат - большое улыбающееся солнышко с лучами, на которых написана тема утренника. Для детей приготовлены: маски Пишичитая и жирафы, шапочки с эмблемами, ручки, тетради. Для награждения приготовлены вымпелы и медали с силуэтами букв. В утреннике принимают участие родители и старшие учащиеся. Учитель - ведущий этого утренника.
Ведущий: Что на земле трудней всего?
Я обратился к Васе.
Вася: Трудней всего - учиться в первом классе.
Ведущий: Да, ребята, трудно учиться в первом классе. Учеба - это большой труд.
Я спросила у Галочки:
Что трудней всего?
Галя: Палочки писать трудней всего.
Ведущий: Давайте вспомним первый урок письма. Все вы писали в тетрадках палочки. И Катя тоже писала палочки. На каждой странице - одну палочку. У нее быстро кончилась вся тетрадка. Катя взяла другую тетрадку. И эта скоро кончилась. Катя заплакала.
Катя: Я не знаю, куда теперь палочки детьтАж
Ведущий: (смотри в ее тетрадь) А разве на первой странице нет места?
Катя: Ой, много места. Теперь мне тетрадки надолго хватит. И как я сразу не догадалась!
Ведущий: Но вот вы научились писать не только палочки, но и буквы. И с помощью ручки - своей верной помощницы, старательно выводите в своих тетрадях все, что задает учитель.
Ручка:
Хочешь со мной
Научиться писать?
Нужно меня
Научиться держать.
Очень хочу я
С тобой подружиться.
С первого слова,
С первой страницы.
Буквы печатные - очень аккуратные,
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки!
Тетрадь:
Всем, кто учится писать,
С первых дней нужна тетрадь.
А тетрадная строка -
Это труд ученика.
Нам она дает ответ,
Кто старается, кто - нет.
Ведущий: И очень обидно, ребята, бывает тем тетрадкам, в которых ученики пишут небрежно, с помарками.
-й ученик:
Ругают Машеньку
За буквы маленькие,
Ругают - охают,
А буквы крохотные.
В ее тетрадке
Играют в прятки.
-й ученик:
Вот О малюсенькое
Так притаилось,
Как будто бусинка
В траву свалилась.
-й ученик:
Ругают Ванечку
За буквы длинные,
За буквы разные -
Кривые, грязные.
-й ученик:
А буквы - чертики -
Ну не иначе! -
Резинкой тертые
По строчкам скачут.
Ведущий: Вот и первоклассник Душан идет домой хмурый: не получается у него с письмом. Как только берется за ручку, пальцы у него потеют, бумага рвется под нажимом ручки. А буквы, буквы - никак не хотят слушаться! Одна наклонилась вправо, другая влево. Одна буква узкая и высокая, другая толстая, неуклюжая, расползлась на постранички.
Душан: Да, буквы писать - это потрудней, чем стихи учить. Стихи учили в детском саду и дома, слушали их по радио. Когда читаешь их вслух и забудешь словечко, всегда кто-нибудь подскажет. А когда пишешь, помощи ждать не от кого, тут уж приходится рассчитывать только на себя. (Душан садится за стол, открывает тетрадь и начинает писать. Подходит мама, смотрит в его тетрадь и качает головой).
Мама: Ой-ой-ой!
Душан: Мама, ну скажи сама, кому нужно это занятие?
Мама: Какое занятие?
Душан: Ну, письмо.
Мама: Ах, вот оно что! А скажи, кем ты будешь, если не научишься писать?
Душан: Да, в самом деле. Летчики пишут, я сам видел в кино. И врачи пишут. Рабочие тоже пишут. Это же надо! Неужели нет на свете работы, при которой можно обойтись без ручки и бумаги?<
/p>
Ведущий: А как вы думаете, ребята? (Ответы детей). Вы правы, нет ни одной профессии, чтобы не надо было уметь писать правильно и красиво. И этому умению вас учат с первых дней пребывания в школе. Вот послушайте, что рассказала нашим ученикам обыкновенная ручка.
-й ученик:
Да, буквы писать -
Очень трудное дело!
Другие вон
Пишут легко и красиво.
А я что ни сделаю -
Косо да криво!
-й ученик:
Заглянешь, бывает,
В чужие тетради -
Слова, как солдаты,
Стоят на параде!
А туттАж
-й ученик:
Словно буря
Прошла по странице.
Пора, эх, пора бы
И мне научиться.
Обидно ведь, братцы!
-й ученик:
И я бы не прочь,
Постараться, собраться, налечь
И - добиться успехов в наукетАж
Вот только попасть бы
В хорошие руки!
Ведущий: Посмотрите, ребята, на свои руки. Какие они у вас старательные, трудолюбивые. Так считает и наш друг Пишичитай, который пришел на наш утренник, чтобы предложить вам несколько заданий. Он награды принес для победителей.
Пишичитай: Здравствуйте! Ребята, давайте вспомним, как правильно сидеть при письме. Вместе со мной выполним несколько упражнений для кистей рук. (Дети выполняют упражнения).
Пишичитай достает из своей сумки конверты с заданиями и читает их детям.
Пишичитай: Вот ваше первое задание. На этом плакате я написал вам свое пожелание. Но что-то случилось с буквамитАж А, я думаю, что это проделки буквоеда. Но все-таки постарайтесь прочесть его. (Разворачивает плакат). Поднимите руку, кто смог прочитать. (Пишичитай написал: Ребята! Желаю вам успеха! Дети читают пожелание).
Пишичитай: А вот и второе задание. Надо отгадать несколько загадок и записать отгадки:
Белый камешек растаял - на доске следы оставил (мел).
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (пальцы)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет. (карандаш)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком ь)
Пишичитай: Молодцы, вы хорошо справились с загадками. Сейчас я раздам вам конверты. В них я нес слова, но они рассыпались. Вам надо собрать их и записать. Это и будет вашим третьим заданием: И, М, З, А; С, В, О, О, Л; Н, И, Г, А, А; С, С, О, М, О, К, О; О, Л, К, Ш, А. (Как вы уже догадались, это слова: зима, слово, книга, космос, школа).
Пишичитай: И, наконец, последнее задание. Надо старательно списать с печатного текста предложение (вывешивает плакат):
Азбука - к мудрости ступенька.
Пишичитай: А теперь соберем ваши работы, и члены жюри скажут, кто постарался лучше всех. Пока жюри оценивает работы, предлагают вам инiенировку по книге В.Пронина Почему у Жирафы длинная шея?
Ведущий: Жирафа, пока была маленькая, не очень отличалась от других обитателей леса. Вместе со всеми она загорала на солнце, играла в прятки, а когда ходила в кино, брала билет в первом ряду, чтобы лучше видеть. Когда Жирафе исполнилось шесть лет, родители отдали ее в школу. Как-то на уроке письма учительница похвалила ее за красивый почерк.
Учительница: Дети, посмотрите, как красиво пишет Жирафа!
Ведущий: Жирафа очень загордилась собой.
Жирафа: Посмотрите на слона, он выводит букву О будто колесо от коляски. А какой некрасивый почерк у Ушастика!
Ведущий: Жирафа постоянно вытягивала шею, чтобы заглянуть в тетради своих соседей, и смеялась над ними. У нее совсем не оставалось времени, чтобы смотреть в свою тетрадь. В конце года каждый ученик получил подарок: Ушастик - кочан капусты, Косолапый - корзину малины. Только Жирафа осталась без подарка итАж с длинной шеей, похожей на телеграфный столб.
Пишичитай: Ребята! Жюри подвело итоги нашей работы. На этом стенде помещены тетради победителей. Поприветствуем их! (Все аплодируют), Их я награждаю медалями. А все остальные участники получают памятные вымпелы. Спасибо всем за работу! Теперь я убедился в том, что вы научились писать красиво и аккуратно. Желаю вам успехов в дальнейшей учебе! До свидания!
До проведения минутки чистописания
Фамилии и имена учащихсяКаллиграфические ошибкиНаруше- ния форм буквНеумение писать буквы с оваламиНарушения наклонаРазма- шистый почеркОтрывистое письмо1. Аникьев Сережа+++2. Болдырева Настя++3. Бот Слава++4. Волков Максим++5. Егорова Катя+++6. Кудреватых Кирилл++7. Куст Настя++8. Ланцев Саша+++++9. Лесникова Настя++10. Максименко Вика+++11. Подкорытов Витя++12. Радьков Вова+++++13. Рачкова Вика++14. Степанова Женя++15. Устюженко Вика++16. Фролов Миша++17. Хананов Вася++++18. Хороших Витя+++
После проведения минутки чистописания
Фамилии и имена учащихсяКаллиграфические ошибкиНаруше- ния форм буквНеумение писать буквы с оваламиНарушения наклонаРазма- шистый почеркОтрывистое письмо1. Аникьев Сережа+2. Болдырева Настя+3. Бот Слава+4. Волков Максим+5. Егорова Катя6. Кудреватых Кирилл+7. Куст Настя8. Ланцев Саша++9. Лесникова Настя10. Максименко Вика11. Подкорытов Витя12. Радьков Вова++13. Рачкова Вика14. Степанова Женя+15. Устюженко Вика16. Фролов Миша17. Хананов Вася++18. Хороших Витя
Образцы упражнений по каллиграфии с культурологической направленностью
. а Аа Аа А Аа Аа
ас ал ра ан ак
Ассамблея Адмиралтейство
Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы.
. бб Бб Ббб Бб
би бм аб лб бб
ботик бастион Балтика
От берегов Невы к Балтике шли русские корабли
. вв вв Вв В в
Северная Венеция наводнение
В нашем городе часто бывают наводнения.
. гг Гг г Г
га го ГД гв Ге
город Гавань Гостиный двор
Первые Гостиный
двор и Гавань были на Березовом острове.
. дд Дд Д
до де ди дэ дв До Дл
дворец двор домик
Домик Петра I - первая жилая постройка нашего города.
. ее ее Ее Ее Е е
ел ев ем ек ез
Петр Еропкин был известным градостроителем.
. ж Жж Жж Ж Жж Ж ж
же жа жд ож еж
жители набережная
На Петровской набережной строились именитые жители.
. зз Зз Зз
за зо зе зд зы
здание зодчий Заячий остров
Многие здания созданы русским зодчим Захаровым.
. Ии Ии Ии И и
ти ри ли ви ни
Исаакиевский мост империя
Исаакиевский мост был первым наплавным мостом через Неву.
й Ий
ай ой ей Ий ый
Зимний дворец Петр Великий
. к К к К Кк
как кто Ки ку
крепость куртина кронверк кронверк - укрепление
. л Лл ЛлЛ лЛ Лл
ла ле ля ли лю
Летний сад Лебяжья канавка лебеди аллеи
В аллеях Летнего сада растут липы и клены.
. мМ МмМ Мм М м
мо Мб ам мА ми
мост Мойка
Все мосты на мойке имеют цветные названия.
. Нн нн Нн
на не ну нл он нн лн
Нева Ниеншанц
Небываемое - бывает.
. оо оо Оо О о
аи ов но во
остров Охта обводной канал
Обводной канал служил для отвода невской воды при наводнении.
. пп п П Пп
по пл пи пт пе
Парадиз Петрополь Петроград Петербург
Поэт Батюшков впервые употребил название Петроград.
. рр Рр Рр
ра ро ру ре ри
река решетка герб Россия
Как красива решетка Летнего сада!
. СсС сСс СС Сс
са се си ос яс
Смоляной двор - Смольный собор - Смольнинский район
. тт ТТ Тт
те то тр ТВ Тл
Доминико Трецини - первый архитектор Санкт-Петербурга.
. уу Уу У у
ум уп ус ту бу Лу
устье рукав излучина
Устье реки Невы - у Финского залива.
. ф Фф Ф ф
фо фе уф фи
фасад фонари Фонтанка
Фасады первых домов украшали фонари.
. х Х ХхХ Ха Х х
архитектор храм
Великие архитекторы возводили храмы в нашем городе.
. Ц цц Цц Ц ц
ца цы ци цу
царь центр
Царское Село Царский лицей
. чч Чч Чч чЧ
ча чи чу уч
ночь очарование
Как очаровательны белые ночи!
. шш Шш Ш ш
ши ша шо ше шу
Кронштадт Кроншлот
Кронштадт - город на острове.
. щщ Щщ Щ щ
ща щи ще щу
Первые строители - подкопщики, каменщики. Кто еще?
. ы ь ъ ьъ ыь ъ
Давно стихами говорит Нева, страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад - Онегина глава, о Блоке вспоминают острова, и по Разъезжей бродит Достоевский (С. Маршак)
. Ээ Э э
эж эм эт эс
Эрмитаж экскурсия экспонаты
Наш класс был на экскурсии в Эрмитаже.
. Юю Ю ю
Юм юв юг лю бю
Петровский собор освещен пятью люстрами.
. Яя Я яЯ
ял яв яр мя вя зя
Я Петербург люблю с его красою стройной, с блестящим поясом роскошных острововтАж (П. Вяземский).
класс
. аа ая ар кА
ансамбль архитектор арка аркада
. АА Аа Ая
Ахилл Аякс Александр Македонский
. б бм Бб Бе
берег набережные побережье
На берегу пустынных волн стоял он дум великих полнтАж (А. Пушкин)
. вв вм вк
Слоновая улица переименована в Суворовский проспект.
. В Вв Ва Во Вд
Вален - Деламот Воронихин
В литературе, живописи и гравюре воспет Невский проспект.
. г гу Гг
галерея галера гавань
В Угольной гавани Гутцевского острова находится морской порт.
. д дв Д Дд
блокада длина
Ладога - дорога жизни.
. е ее Ее Ер Ес
Из египетских Фив были доставлены сфинксы на берега Невы.
. жи ж Жж Жи
живопись живопиiы
Ижора - древние поселения края.
. зз Зз Зи
здание закладка замковый камень
Зимний дворец Зимняя канавка
. Ии Ии Ис
искусство интерьер Исаакиевский собор
История нашего города полна удивительных событий.
. к км Кк Ка
классицизм колониада купол
Казанский собор был построен крепостным архитектором.
. Лл лтл
лоджия ансамбль
Аллеи Летнего сада украшены скульптурами работы итальянских мастеров.
. Л Лл Ле Лу Лю
Леблон, Львов, Лидваль строили в Петербурге.
. м мм мА му
музей мастера искусств
Санкт-Петербург - город-музей под открытым небом.
. М мм Мд Ми Ме
Мойка Монастырка Смоленка
. н Нн но Нв Не
наличник ниша
Нет ничего лучше Невского проспектатАж (Н.В.Гоголь)
. о оо оло
полотно
Простотой планировки отличается стиль петровского барокко.
. О ОО Ог ОВ Од
оранжерея Орангинбаум Ломоносов
. пп пу па оп
памятник память
Петровский ворота - триумфальный памятник.
. Пп Пе Пр Пв
Прошло сто лет - и юный град, полночных стран краса и диво вознесся пышно, горделивотАж (А. Пушкин)
. р рр Рр Ро
картина репродукция
Русский музей - сокровищница русского искусства.
. Сс Си См
статуя скульптура
Последним творением России стало здание Сената и Синода.
. т Тл Т Тт
творение творец творчество
На Театральной площади находится Мариинский театр
. у уу Уу ул
украшение убранство
. ф фа фо фв
фасад фриз фронтан флигель
В 1707 году в нашем городе на фасадах домов появились фонари.
. Ф фф Фм Фр
Фальконе Фельтен Фонтанка
. хх хм Х Хх Хо
художник хореограф
хореографическое училище Академия художеств
. ца це цы ци
цирк церковь
Первое в России каменное здание цирка появилось в Петербурге.
. Ц Цц Ца Цу Цв
В лицее в Царском Селе учились канцлер Горчаков и поэт Пушкин.
. чч ча чу Чч Чк
Часы мира установлены на здании Главпочтамта.
. ш шш Иш Шт
Штакенгинейдер построил несколько роскошных дв?/p>
?рцов в нашем городе.
. Щц ща Щщ Ще Щу Ща
Балеты П.И.Чайковского Щелкунчик и Спящая красавица идут на iене Мариинского театра.
. ъьъ ъьъ ьыъ вьл съл мья
И на узде в напряженье молчанья вечно застывший висел человектАж (А. Блок)
. ээлэ
экспонат экскурсия экспозиция
Этнография - культура и быт народов.
. й ей ай Ий, яй
Красуйся, град Петров, и стой непоколебимо, как РоссиятАж (А. Пушкин)
. ю Юл юн Юю Юя
юбилей юность
Люблю тебя, Петра творение, люблю твой строгий стройный видтАж (А. Пушкин)
Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Связь каллиграфических навыков с грамотностьюписьма.
«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» - так определил данное понятие М.Р.Львов. [ 2 ]
Само понятие письма делится на три составляющие:
Алфавит и каллиграфия;
Графика (правила обозначения звуков буквами);
Орфография (система действий по выбору правильного написания буквы в слове).
Основы правописания закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.
Обучение правописаниюведётся по трём направлениям:
Соотнесение фонемы и буквы на основе развития фонематического слуха.
Запоминание буквенного и морфемного состава слов, активизация словаря учащихся.
Решение грамматико-орфографических задач, через которые осуществляется связь всех сторон языка: фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики, семантики.
Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:
Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;
Формирование орфографических умений по ступеням;
Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;
Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;
Формирование осознанности письма;
Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;
Формирование каллиграфических навыков.
Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить,какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.
Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.
Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика. [ 3 ]
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников.
Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.
Конечно, в первую очередь, формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:
- височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух);
- заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями;
- затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);
- премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова;
- левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме.[ 1 ]
К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.
Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.
Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля.
На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной и опорно-двигательной систем ребёнка к новому виду деятельности – письму. Наблюдается неадекватная затрата энергии при письме, напряжение мышц кисти, лица, тела, трудности в зрительном и двигательном контроле, непрочность усвоенных приёмов письма букв и соединений, неритмичность движений, остановки во время написания буквы («дробное письмо»). Основные трудности при письме вызываются недостаточным распределением внимания между различными сторонами письма. Они устраняются в ходе специальных упражнений на отработку навыков.
Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.
М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода. [ 2 ]
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки:
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
«дрожащее письмо»
Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
Графические ошибки:
Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар.
Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки.
Замена букв
По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.
Например: Жучка ---Шучка.
По причине диалектного произношения:
Например: Взяла --- узяла.
По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)
Причины типичных ошибок письма у младших школьников:
Малый опыт чтения и письма;
Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
Влияние просторечия и диалектного произношения.
От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.
Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. [ 1 ]
Возрастные группы нарушений письма:
Ι. Трудности в овладении письмом (диагностируется в 1 полугодии 1-го года обучения).
1. Нечёткое знание букв алфавита.
2. Сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную
3. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
4. трудности в плавном чтении слов.
5. Трудности в письме отдельных букв.
ΙΙ. Нарушение формирования процесса письма (Диагностируется во 2 полугодии 1 класса и в 1 полугодии 2-го класса).
1. Смешение печатных и письменных букв.
2. Трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова.
3. Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова.
4. Побуквенное чтение.
5. Затруднения в письме на слух.
6. Написание слов без гласных.
7. Слияние или расщепление слов.
ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).
ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).
Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.
Причины стойких ошибок– в основном в нарушениях органического характера:
· Органические нарушения устной речи;
· Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;
· Задержка в осознании схемы тела;
· Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;
· Аффективные расстройства.
Методические основы обучения каллиграфии.
В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием обычно связаны непосредственно с видами ошибок.
I. Общие цели работы по чистописанию:
1. обеспечение условий для развития грамотной письменной речи;
2. развитие каллиграфической зоркости учащихся;
3. развитие речи и орфографической зоркости на материале по чистописанию.
I I. Цели работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков по классам:
Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
1 класс.
Цели:
1. усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;
2. усвоение графических и каллиграфических правил;
3. обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;
4. развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.
Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.
2 класс.
Цели:
1. тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;
2. ускорение темпа письма учащихся;
3. формирование безотрывности и ритмичности;
4. закрепление навыков, полученных в первом классе.
Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости.
В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.
3-4 классы.
Цели:
1. автоматизация навыка письма;
2. ускорение темпа с сохранением правильности.
Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.
Виды письменных упражнений по каллиграфии.
1 класс.
1. Письмо бордюров, узоров, росчерков.
2. Физические упражнения (на развитие мышц руки):
3. «ходьба пальчиками»;
4. «игра на пианино»;
5. «юла»;
6. «посолим суп»;
7. «человечек ходит»;
8. «дождик капает»;
9. «пилим дрова»;
10. «стреляем из лука»;
11. «рисуем в воздухе».
12. Игровые ситуации:
13. «Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;
14. «Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).
15. Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).
16. Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.
17. Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.
2 класс.
1. Регуляция наклона букв с помощью ориентира.
2. Письмо слияний и слов с заданной буквой.
3. Игровые ситуации:
4. «Буква заблудилась» (отработка написания букв).
5. «Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с буквы а:
6. «Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом):
7. Упражнения, направленные на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.
(Наблюдение за числом и родом им. прилаг.)
· Буква «н». Списываем слова и работаем с ними: зимняя, летнее, осенний, весенние.
· Сочетания «чн, чк». Составление цепочки слов: конец-конечный-кончить.
· Буквы «ц, щ». Слова с непроверяемыми написаниями: лисица, синица. Составление цепочки слов: защита, защищать - защитник. Образование пар слов: ученик-ученица, чистить-чищу.
· Работа над скороговорками:
· Работа с предложением или текстом.
3 -4 классы.
1. Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.
2. Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.
3. Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)
4. Специальные упражнения на развитие движений руки (используются индивидуально при исправлении почерка) – см. 1 класс.
5. Списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой.[ 2 ]
Литература.
1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой – С-Пб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, - 2004.
2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.