Принципы составления распорядка дня в ДОУ
- Соответствие
возрасту
детей. Объединение в группы третьего года жизни, четвёртого и т. д.
позволяет удовлетворить потребности воспитанников, которые меняются с
каждым годом. Например, с малышами раннего возраста проводят короткие
занятия, по 7–10 минут, в средней группе одно занятие длится 20 минут, а в
подготовительной — полчаса. Увеличивается и количество занятий, от двух в
день в младших группах до трёх в старшей и подготовительной. Младшим детям
отводится больше времени на приём пищи, подготовку к прогулке и сну. Все
эти моменты отражены в рекомендованных образовательными программами
распорядках дня, отдельно прописанных для каждой возрастной группы.
- Ритмичность. Длительность
и чередование режимных моментов (разных видов деятельности) в течение дня
соответствуют потребностям детского организма в еде, отдыхе, движении. Кроме
того, берутся во внимание периоды наибольшей активности, работоспособности
дошкольников и необходимость восстановления сил после умственной и физической
нагрузки. Поэтому занятия проводятся в первой половине дня после завтрака,
а в режиме присутствует время для сна и самостоятельной игровой
деятельности, которая способствует снятию нервного напряжения.
- Цикличность режимных
моментов. Приём пищи, организованная образовательная деятельность, сон,
гигиенические процедуры присутствуют в режиме каждый день и повторяются в
одно и то же время. Это способствует выработке у детей как полезных
рефлексов (аппетит приходит в определённое время), так и привычек: малыши
учатся мыть руки перед едой, делать зарядку по утрам, играть в подвижные
игры на свежем воздухе. Чтобы повторяемость режимных процессов не стала
для дошкольников скучной рутиной, воспитатели применяют для каждого
режимного момента педагогические приёмы (игровые, использование
художественного слова, иллюстративного материала).
- Чередование
видов деятельности.
Суточный режим ребёнка в целом построен на чередовании ночного сна и
дневного бодрствования. Дома дети не всегда спят днём, что негативно сказывается
на их самочувствии: они быстрее утомляются, становятся более капризными,
вялыми или, наоборот, слишком возбуждёнными. В дошкольном
учреждении дневной сон (2–2,5 часа) — обязательная составляющая
распорядка. В остальное время деятельность ребят организована
так, чтобы умственные нагрузки чередовались с физическими, кроме того,
обеспечивается потребность детей в игре и движении.
- Гибкость,
индивидуальный подход. Воспитатель группы обязан обеспечить соблюдение
режима, однако индивидуальные особенности малышей тоже берутся во
внимание. Есть дети, которые не любят шумных игр, быстрее утомляются,
нуждаются в дополнительном отдыхе. Для таких малышей предусмотрены в каждой
группе уголки уединения, где ребёнок может просто посидеть с любимой
игрушкой, посмотреть иллюстрации в книге. Ослабленных, часто болеющих
детей рекомендуется укладывать спать первыми, а будить последними.
Существуют у детей и предпочтения в еде, которые нужно учитывать.
Замечательно, если все воспитанники в группе съедают предложенную порцию
полностью. Но ребёнка, который категорически отказывается от определённого
блюда, нельзя кормить силком, это вызовет отвращение к процессу приёма
пищи в целом.
- Последовательность
и постепенность.
Все процессы идут один за другим, логически связаны между собой, и чтобы
перейти к следующему, нужно выполнить предыдущий (собрать игрушки, чтобы
выйти одеваться на прогулку, помыть руки перед едой). Когда ребёнок
начинает понимать, зачем всё это нужно делать, ему гораздо легче
привыкнуть к распорядку.
Виды
деятельности в режиме дня дошкольного учреждения
Распорядком дня предусмотрены различные виды деятельности детей,
наиболее значимыми из которых являются:
- Игровая.
Различают игры с правилами (подвижные, дидактические) и творческие
(режиссёрские, сюжетно-ролевые, импровизации, строительные,
фантазирования).
- Познавательно-исследовательская.
Сюда можно отнести экспериментирование, элементарные опыты, моделирование
предметов и ситуаций.
- Коммуникативная
(общение со взрослыми и сверстниками).
- Изобразительная
(рисование, аппликация, лепка).
- Конструирование
и художественный труд.
- Самообслуживание
и труд в природе, быту.
- Музыкальная
(пение, ритмические движения под музыку, игра на детских музыкальных
инструментах).
- Восприятие
художественной литературы (слушание, обсуждение, заучивание и
рассказывание).
- Двигательная
(спортивные игры, гимнастика, детский туризм).
Перечень
режимных моментов несколько меньше, в него входят сон, приём пищи, закаливание,
прогулки. Временные
интервалы, отводимые на режимные моменты, в разных группах отличаются.