Авдеева А. Н.
ПРИНЦЫПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выступая на Форуме молодежи и студентов, в июне прошлого года, Шавкат Мирзиёев объявил, что на территории Узбекистана внедрена система выдвижения молодых людей ключевыми кандидатами на руководящие должности. Это означает, что выпускники ВУЗов должны обладать не только знаниями основной профессии, но и личностными компетенциями, некоторыми из которых являются: обучаемость, организованность, реализация личностного потенциала, ответственность, самоконтроль и многие другие. Огромную роль в развитии этих качеств, играет самостоятельная работа студента, в процессе его обучения. Однако, чтобы самостоятельная работа дала эффективные результата, необходима правильная её организация.
Рассмотрим некоторые необходимые принципы реализации данной деятельности бакалавров.
Первый из принципов – это логическая связь внеаудиторной самостоятельной работы студентов с аудиторной. Закреплением лекционного материала может стать расширенный конспект, эссе или реферат с иллюстрированной презентацией. Продолжением практического занятия, в техническом ВУЗе, обычно является расчётно-графическая или курсовая работа.
Второй принцип – разработка чёткого алгоритма выполнения задания. Для составления конспекта и эссе, выдаётся список вопросов. Для рефератов – темы и ссылки на литературные источники. Для расчётно-графическая или курсовых работ – методические указания или пособия. «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу» (Ричард Олдингтон).
Третьем принципом успешного выполнения самостоятельной работы, является непрерывный контроль. Студенты должны получать консультации со стороны педагога, по заранее установленному расписанию. Эффективные результаты даёт открытый мониторинг.
Четвёртый принцип – адекватность. При подготовке задания для самостоятельного выполнения, преподаватель должен учитывать общий – средний уровень подготовки всей группы. Из того же параметра, определяется временя выполнения работы.
Пятый принцип – дифференциальный подход, учитывающий индивидуальные возможности каждого обучающего. Для этого, изначально, необходимо подготовить задания разной сложности, но в диапазоне стандарта высшего образования по данной специальности. Хорошо и отлично успевающим бакалаврам даются более сложные варианты, а если они быстро и с лёгкостью выполняют, то можно подключить их к научно -исследовательским проектам.
Шестой принцип – мотивация. Каждый студент, должен чётко осознавать, что, выполняя самостоятельную работу, он не только расширяет свой кругозор, он готовит фундамент своей будущей профессиональной работе, поэтому, выданное задание, на прямую или косвенно, должно быть связано не только с изучаемой дисциплиной, но и с производством.
Принцип седьмой – демократичный стиль общения при консультировании. Уважение, проявленное педагогом, по отношению к студенту, наладит эмоциональное взаимоприятие, настроит на сотрудничество, мотивирует на концентрацию сил и положительный конечный результат.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что подготовка к самостоятельным работам студентов – трудоёмкий и объёмный научный и методический процесс, требующий педагогического опыта, интеллекта и фундаментальных научных знаний. С другой стороны, выполняя задание самостоятельно, студент приобретает навык самостоятельного принятия решения, само организованности и многие другие личностные качества.
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Рубакин Н.А.).
Использованные источники:
1. Авдеева Анна Николаевна. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования. – 2020.
– №8-1 (86). – С.107-109.
2. Авдеева А. Н. Стратегия привлечения внимания в процессе аудиторного обучения //НАУКА 2020. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
– 2020. – С. 36-38.
3. Авдеева Анна Николаевна, Турсунов Нодиржон Каюмжонович. Самостоятельная работа бакалавров транспортного университета, при изучении дисциплины «Метрология и стандартизация» // Теория и практика современной науки. – 2022. №5(83). – С.189-193.
4. Авдеева Анна Николаевна. Техники конструктивного влияния в процессе интерактивного обучения в ВУЗе// МИРОВАЯ
НАУКА 2020. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2020. – С. 31-
33
5. Авдеева Анна Николаевна. Коллективная форма обучения на практических занятиях по модулю «Взаимозаменяемость» //
Теория и практика современной науки. – 2021. – № 11 (77).
6. Avdeeva A. N.*, Filimonova L. Yu. Interdisciplinary binary lecture as a method of teaching at Technical University // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. – 2021. – Volume: 11, Issue: – DOI: 10.5958/2249-7137.2021.01247.7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.