«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Оценка 5

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Оценка 5
docx
25.10.2020
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
статья.docx

Статья на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Чтение, как вид досуга, современный человек делит с музыкой, театром с телевидением и интернетом. Большая разница между читателем современным и читателем прошлых лет. Потому, что у него на чтение, зачастую, не хватает времени. [7] Дети дошкольного возраста являются своего рода читателями. Но в действительности они слушатели, где взрослый направляет интерес ребенка к выбору книги, ее содержанию и продолжительности общения с ней. Взрослому важно показать и объяснить, ребенку-дошкольнику ценность напечатанной книги, «вкус» тактильного общения с ней, привить интерес к литературе со смыслом. Важным аспектом так же является расставление приоритетов от взрослых к детям. Взрослый, как проводник в «мире» художественно – литературных произведений открывает ребенку возможности стать настоящим, увлеченным читателем и указывает границы дозволенности в чтении. [8] По мнению доцента кафедры «Дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания» Муратовой А. А.: «развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение социоэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг». [9] У ребенка интерес к книге появляется достаточно рано. Поначалу его привлекает перелистывать странички книги, слушать выразительное, 2 эмоциональное чтение взрослого, рассматривать красочные иллюстрации. Когда ребенок проявляет интерес к яркой картинке, то начинает возникать и интерес к тексту. А если мы поиграем с ребенком, вместе с ребенком превратимся в героев художественных произведений, примем на себя все эмоции и переживания, например, волнения кошки, когда «погорел ее дом» из произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом». Или отчаяние Мамы – Мышки из произведения «Сказка о Глупом Мышонке»…, станет ли это побуждающим мотивом к приобщению дошкольников к художественной литературе? На своем опыте я убедилась, что в работе педагога много аспектов, которые способствуют заинтересованности детей к литературным произведениям. Например: с помощью четкой, яркой, выразительной и многогранной речи – можно передать сказку так, что дети с большим желанием будут вслушиваться, хохотать над ситуациями или сопереживать герою, который попал в беду. А если дополнить речь большими живописными, содержательными картинками, ребенок будет лучше воспринимать текст, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так же важно, применить на себя перевоплощение в героев, когда при чтении сказки про «Кощея Бессмертного» и «Василису Прекрасную», мы меняем женственный голос Василисы, на скрипучий, приглушенный голос Кощея у детей происходит дифференциация доброго персонажа и злого в сказке, так мы знакомим и увлекаем в мир характеров героев. Так трусливый Лев из сказки «Волшебник Изумрудного города» - говорит грубым, но в то же время боязливым голосом. Выразительное чтение, как искусство всегда ценилось у слушателей. Выразительно читать – значит донести до слушателя, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями. М.М. Конина предлагает в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, 3 музыкальное сопровождение. Тем самым помогая дошкольнику, приобщится к художественной литературе. [1] Каждый педагог должен осознанно подходить к теме приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, в этом ему может помочь принцип систематичности и последовательности. Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает: - ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг; - специальные занятия; - свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы. [10] Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями, как описывалось выше. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждѐн в том, что детская литература, которую он ежедневно читает ребѐнку, - это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания малыша. Воспитатель должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. [5] З.А. Гриценко в авторской технологии по воспитанию грамотного читателя говорит о том, «что взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать еѐ роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств». [3] Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать: хорошие поступки от плохих, понимать истинные и ложные ценности. Чем старше ребенок, тем разнообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая полезные книги. А чтобы дошкольник учился ориентироваться в 4 мире печатного слова, приветствуется совместное посещение книжного магазина. [6] Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.[2] Примером служат дворянские семьи, в которых существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Польза семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – лучший друг». Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение, мышление ребенка, обогащает его эмоции, дает ему прекрасный образец. [4] Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенкудошкольнику, также оказывает огромное влияние на интеллектуальное, творческое, умственное, психологическое и психофизиологическое развитие. Оно развивает художественно-речевые навыки, передает представления о труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 5 Осознавая значение роли художественной литературы в развитии личности ребенка-дошкольника, я приняла решение попытаться изменить сложившуюся ситуацию в группе своих воспитанников. Для этого был разработан педагогический проект «Почитай-ка», участниками которого стали воспитанники, педагоги и родители (законные представители) воспитанников. Основной целью проекта «Почитай-ка» стало: способствование повышению интереса воспитанников к художественной литературе и «развитию предпосылок смыслового восприятия и понимания словесного искусства»; способствование развитию читательской культуры в семьях воспитанников. [11] Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной и творческой активности детей, это насыщенная среда, а так же возможность практической деятельности в ней. Но в нашем случае среду группы пришлось, наоборот, сделать менее насыщенной, в частности наличия детских книг. Из помещения группы я убрала все детские книги и стала ждать, как скоро дети обратят на это внимание. Только спустя несколько дней двое воспитанников обратились ко мне с просьбой почитать им… С этого и началась наша работа с детьми. Я объяснила воспитанникам, что все книги пропали, потому что дети не обращали на них внимания. Проблемная ситуация сработала, и уже не двое, а большинство детей группы стали интересоваться куда книги пропали и можно ли их вернуть. Мы обсудили с детьми так ли это важно, может книги и не нужны совсем, и зачем вообще читать? По окончании беседы дети пришли к твердому убеждению, что книги необходимо вернуть. На следующий день в группе появилось несколько книг со сказками, но в них не было ни одной иллюстрации. Мы обсудили с детьми эту проблему и поняли, что, вполне, сами могли бы нарисовать иллюстрации к сказкам, но чтобы это сделать, нужно знать, о чем в них рассказывается, а для этого сказки нужно выслушать очень внимательно. 6 С помощью такого рода различных проблемных и игровых образовательных ситуаций реализовывался наш педагогический проект. Например, после того, когда в группу «вернулись» старые, «больные» книги дети принимали участие в их реставрации и создании новых обложек к книгам. Брали книги домой, и «лечили» их дома вместе с родителями. А, однажды, нам принесли книгу, у которой была, наоборот, только обложка с названием «Сказки лесных жителей», без единой страницы внутри. Это подтолкнуло детей к сочинительству и совместному придумыванию сказок. Постепенно книга заполнилась детскими сказками и иллюстрациями. Просмотр диафильмов по содержанию детских литературных произведений, прослушивание аудиозаписей сказок, ежедневное чтение, организация творческих мастерских, создание книг своими руками и мн. другие виды совместной деятельности способствовали тому, что в группу каждый день «возвращались» книги. Дети находили их в своих шкафчиках, при подготовке к тихому часу находили книги под подушками, их возвращал почтальон. Бурю восторга вызвала акция «Книга в подарок», в которой приняли участие родители воспитанников, и благодаря которой пополнилась детская библиотека группы. А акция «Моя любимая книга», в ходе которой воспитанники презентовали книги, рассказывали о своих любимых литературных героях, демонстрировали иллюстрации, растопила лед даже самых стойких «не читателей» группы и способствовала повышению интереса воспитанников к книгам. [12] Накопленный детьми «читательский» опыт способствовал тому, что они начали активно проявлять себя в театральной и сюжетно-игровой деятельности. Сказками, которые дети любят разыгрывать оказались «Три поросенка», «Колобок», «Заюшкина избушка». [13] Родители стали активными участниками нашего проекта. Большой интерес вызвал у них конкурс видеороликов «Читаем вместе». Для данного конкурса практически все родители моих воспитанников записали домашнее видео, в котором читали сказку или детский рассказ вместе со своим 7 ребенком. Просмотр таких видеороликов в группе очень интересен детям. Воспитанники, видя себя и своих родителей на экране, испытывают чувство радости и гордости, а чувство присутствия семьи и дома в группе детского сада, успокаивает и раскрепощает детей. При подготовке к данному конкурсу многие родители попросили порекомендовать им материал для чтения. Так появились рекомендательные списки для семейного чтения с учетом интересов, склонностей детей, а также книг, способствующих решению образовательных задач. Например, из наблюдений за поведением одного своего воспитанника я отметила, что он неохотно делится чем-то с ребятами. И поэтому среди других книг в рекомендательном списке появились: «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка), «Яблоко в осеннем саду» (В. Сухомлинский), «Сказка про жадную старуху» (В. Шамонин) и др. [3] Развитие современного общества, так или иначе, приобщает нас к использованию современных информационно-коммуникационных технологий. И многим родителям и детям значительно удобней пользоваться гаджетами. Для того, что бы это взаимодействие оказывало полезной воздействие на развитие ребенка, родителям моих воспитанников был рекомендован электронный ресурс «Чудо-Книжка: сказки для детей». Программа призвана привить интерес ребенка к чтению, а также облегчить эту задачу их родителям. «Чудо-Книжка: сказки для детей» является самым большим сборником интерактивных русскоязычных книжек. Они предназначены для детей возрастом от 3-х до 12-ти лет. Основная особенность сказок заключается в том, что дети теперь могут их не только читать, а и играть, нажимать на клавиши и участвовать в историях. Ресурс ориентирован на детей-слушателей – книги можно слушать и просматривать красочные иллюстрации к ним на экране телефона или планшета. [14] Также, родительский комитет стал инициаторам акции «Читают родители», которая заключалась в том, что два раза в неделю в группе по вечерам для детей будут читать сказки их родители. Акция планировалась как временная, но процесс настолько увлек и детей, и родителей, что теперь 8 это стало доброй традицией нашей группы. У родителей даже появился своеобразный план-график, где распределено кто и когда проводит вечер чтения. [2] Процесс реализации педагогического проекта «Почитай-ка» принес свои положительные плоды. У воспитанников наблюдается повышенный интерес к слушанию литературных произведений, потребность в общении с книгой. Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своѐ отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной. Самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом взрослого. Процесс повышения интереса воспитанников к художественной литературе и развития читательской культуры в семьях воспитанников - это процесс разносторонний и долгий. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. При этом «взрослый» - это не только педагог, который приобщает ребенка к чтению, но и родители, которые подкрепляют интерес дошкольника к художественной литературе. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребѐнка со стороны окружающих его взрослых. Поэтому так важно помочь родителям приобщить детей дошкольно


 

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Так трусливый Лев из сказки «Волшебник

Так трусливый Лев из сказки «Волшебник

По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе

По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе

Например, после того, когда в группу «вернулись» старые, «больные» книги дети принимали участие в их реставрации и создании новых обложек к книгам

Например, после того, когда в группу «вернулись» старые, «больные» книги дети принимали участие в их реставрации и создании новых обложек к книгам

Чудо-Книжка: сказки для детей»

Чудо-Книжка: сказки для детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020