Статья на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Чтение, как вид досуга, современный человек делит с музыкой, театром с телевидением и интернетом. Большая разница между читателем современным и читателем прошлых лет. Потому, что у него на чтение, зачастую, не хватает времени. [7] Дети дошкольного возраста являются своего рода читателями. Но в действительности они слушатели, где взрослый направляет интерес ребенка к выбору книги, ее содержанию и продолжительности общения с ней. Взрослому важно показать и объяснить, ребенку-дошкольнику ценность напечатанной книги, «вкус» тактильного общения с ней, привить интерес к литературе со смыслом. Важным аспектом так же является расставление приоритетов от взрослых к детям. Взрослый, как проводник в «мире» художественно – литературных произведений открывает ребенку возможности стать настоящим, увлеченным читателем и указывает границы дозволенности в чтении. [8] По мнению доцента кафедры «Дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания» Муратовой А. А.: «развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение социоэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг». [9] У ребенка интерес к книге появляется достаточно рано. Поначалу его привлекает перелистывать странички книги, слушать выразительное, 2 эмоциональное чтение взрослого, рассматривать красочные иллюстрации. Когда ребенок проявляет интерес к яркой картинке, то начинает возникать и интерес к тексту. А если мы поиграем с ребенком, вместе с ребенком превратимся в героев художественных произведений, примем на себя все эмоции и переживания, например, волнения кошки, когда «погорел ее дом» из произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом». Или отчаяние Мамы – Мышки из произведения «Сказка о Глупом Мышонке»…, станет ли это побуждающим мотивом к приобщению дошкольников к художественной литературе? На своем опыте я убедилась, что в работе педагога много аспектов, которые способствуют заинтересованности детей к литературным произведениям. Например: с помощью четкой, яркой, выразительной и многогранной речи – можно передать сказку так, что дети с большим желанием будут вслушиваться, хохотать над ситуациями или сопереживать герою, который попал в беду. А если дополнить речь большими живописными, содержательными картинками, ребенок будет лучше воспринимать текст, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так же важно, применить на себя перевоплощение в героев, когда при чтении сказки про «Кощея Бессмертного» и «Василису Прекрасную», мы меняем женственный голос Василисы, на скрипучий, приглушенный голос Кощея у детей происходит дифференциация доброго персонажа и злого в сказке, так мы знакомим и увлекаем в мир характеров героев. Так трусливый Лев из сказки «Волшебник Изумрудного города» - говорит грубым, но в то же время боязливым голосом. Выразительное чтение, как искусство всегда ценилось у слушателей. Выразительно читать – значит донести до слушателя, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями. М.М. Конина предлагает в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, 3 музыкальное сопровождение. Тем самым помогая дошкольнику, приобщится к художественной литературе. [1] Каждый педагог должен осознанно подходить к теме приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, в этом ему может помочь принцип систематичности и последовательности. Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает: - ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг; - специальные занятия; - свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы. [10] Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями, как описывалось выше. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждѐн в том, что детская литература, которую он ежедневно читает ребѐнку, - это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания малыша. Воспитатель должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. [5] З.А. Гриценко в авторской технологии по воспитанию грамотного читателя говорит о том, «что взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать еѐ роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств». [3] Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать: хорошие поступки от плохих, понимать истинные и ложные ценности. Чем старше ребенок, тем разнообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая полезные книги. А чтобы дошкольник учился ориентироваться в 4 мире печатного слова, приветствуется совместное посещение книжного магазина. [6] Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.[2] Примером служат дворянские семьи, в которых существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Польза семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – лучший друг». Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение, мышление ребенка, обогащает его эмоции, дает ему прекрасный образец. [4] Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенкудошкольнику, также оказывает огромное влияние на интеллектуальное, творческое, умственное, психологическое и психофизиологическое развитие. Оно развивает художественно-речевые навыки, передает представления о труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 5 Осознавая значение роли художественной литературы в развитии личности ребенка-дошкольника, я приняла решение попытаться изменить сложившуюся ситуацию в группе своих воспитанников. Для этого был разработан педагогический проект «Почитай-ка», участниками которого стали воспитанники, педагоги и родители (законные представители) воспитанников. Основной целью проекта «Почитай-ка» стало: способствование повышению интереса воспитанников к художественной литературе и «развитию предпосылок смыслового восприятия и понимания словесного искусства»; способствование развитию читательской культуры в семьях воспитанников. [11] Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной и творческой активности детей, это насыщенная среда, а так же возможность практической деятельности в ней. Но в нашем случае среду группы пришлось, наоборот, сделать менее насыщенной, в частности наличия детских книг. Из помещения группы я убрала все детские книги и стала ждать, как скоро дети обратят на это внимание. Только спустя несколько дней двое воспитанников обратились ко мне с просьбой почитать им… С этого и началась наша работа с детьми. Я объяснила воспитанникам, что все книги пропали, потому что дети не обращали на них внимания. Проблемная ситуация сработала, и уже не двое, а большинство детей группы стали интересоваться куда книги пропали и можно ли их вернуть. Мы обсудили с детьми так ли это важно, может книги и не нужны совсем, и зачем вообще читать? По окончании беседы дети пришли к твердому убеждению, что книги необходимо вернуть. На следующий день в группе появилось несколько книг со сказками, но в них не было ни одной иллюстрации. Мы обсудили с детьми эту проблему и поняли, что, вполне, сами могли бы нарисовать иллюстрации к сказкам, но чтобы это сделать, нужно знать, о чем в них рассказывается, а для этого сказки нужно выслушать очень внимательно. 6 С помощью такого рода различных проблемных и игровых образовательных ситуаций реализовывался наш педагогический проект. Например, после того, когда в группу «вернулись» старые, «больные» книги дети принимали участие в их реставрации и создании новых обложек к книгам. Брали книги домой, и «лечили» их дома вместе с родителями. А, однажды, нам принесли книгу, у которой была, наоборот, только обложка с названием «Сказки лесных жителей», без единой страницы внутри. Это подтолкнуло детей к сочинительству и совместному придумыванию сказок. Постепенно книга заполнилась детскими сказками и иллюстрациями. Просмотр диафильмов по содержанию детских литературных произведений, прослушивание аудиозаписей сказок, ежедневное чтение, организация творческих мастерских, создание книг своими руками и мн. другие виды совместной деятельности способствовали тому, что в группу каждый день «возвращались» книги. Дети находили их в своих шкафчиках, при подготовке к тихому часу находили книги под подушками, их возвращал почтальон. Бурю восторга вызвала акция «Книга в подарок», в которой приняли участие родители воспитанников, и благодаря которой пополнилась детская библиотека группы. А акция «Моя любимая книга», в ходе которой воспитанники презентовали книги, рассказывали о своих любимых литературных героях, демонстрировали иллюстрации, растопила лед даже самых стойких «не читателей» группы и способствовала повышению интереса воспитанников к книгам. [12] Накопленный детьми «читательский» опыт способствовал тому, что они начали активно проявлять себя в театральной и сюжетно-игровой деятельности. Сказками, которые дети любят разыгрывать оказались «Три поросенка», «Колобок», «Заюшкина избушка». [13] Родители стали активными участниками нашего проекта. Большой интерес вызвал у них конкурс видеороликов «Читаем вместе». Для данного конкурса практически все родители моих воспитанников записали домашнее видео, в котором читали сказку или детский рассказ вместе со своим 7 ребенком. Просмотр таких видеороликов в группе очень интересен детям. Воспитанники, видя себя и своих родителей на экране, испытывают чувство радости и гордости, а чувство присутствия семьи и дома в группе детского сада, успокаивает и раскрепощает детей. При подготовке к данному конкурсу многие родители попросили порекомендовать им материал для чтения. Так появились рекомендательные списки для семейного чтения с учетом интересов, склонностей детей, а также книг, способствующих решению образовательных задач. Например, из наблюдений за поведением одного своего воспитанника я отметила, что он неохотно делится чем-то с ребятами. И поэтому среди других книг в рекомендательном списке появились: «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка), «Яблоко в осеннем саду» (В. Сухомлинский), «Сказка про жадную старуху» (В. Шамонин) и др. [3] Развитие современного общества, так или иначе, приобщает нас к использованию современных информационно-коммуникационных технологий. И многим родителям и детям значительно удобней пользоваться гаджетами. Для того, что бы это взаимодействие оказывало полезной воздействие на развитие ребенка, родителям моих воспитанников был рекомендован электронный ресурс «Чудо-Книжка: сказки для детей». Программа призвана привить интерес ребенка к чтению, а также облегчить эту задачу их родителям. «Чудо-Книжка: сказки для детей» является самым большим сборником интерактивных русскоязычных книжек. Они предназначены для детей возрастом от 3-х до 12-ти лет. Основная особенность сказок заключается в том, что дети теперь могут их не только читать, а и играть, нажимать на клавиши и участвовать в историях. Ресурс ориентирован на детей-слушателей – книги можно слушать и просматривать красочные иллюстрации к ним на экране телефона или планшета. [14] Также, родительский комитет стал инициаторам акции «Читают родители», которая заключалась в том, что два раза в неделю в группе по вечерам для детей будут читать сказки их родители. Акция планировалась как временная, но процесс настолько увлек и детей, и родителей, что теперь 8 это стало доброй традицией нашей группы. У родителей даже появился своеобразный план-график, где распределено кто и когда проводит вечер чтения. [2] Процесс реализации педагогического проекта «Почитай-ка» принес свои положительные плоды. У воспитанников наблюдается повышенный интерес к слушанию литературных произведений, потребность в общении с книгой. Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своѐ отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной. Самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом взрослого. Процесс повышения интереса воспитанников к художественной литературе и развития читательской культуры в семьях воспитанников - это процесс разносторонний и долгий. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. При этом «взрослый» - это не только педагог, который приобщает ребенка к чтению, но и родители, которые подкрепляют интерес дошкольника к художественной литературе. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребѐнка со стороны окружающих его взрослых. Поэтому так важно помочь родителям приобщить детей дошкольно
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.