Приобщение дошкольников к техническому творчеству на занятиях робототехники

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приобщение дошкольников к техническому творчеству.docx

Сенникова Лариса Владимировна

Педагог дополнительного образования

МУДО «ДЮЦ «Максимум»

г.Магнитогорск

 

Приобщение дошкольников к техническому творчеству

 на занятиях робототехники

 

        Аннотация. В статье обсуждаются вопросы подготовки детей дошкольного возраста к инженерно- техническим специальностям, выдвигается проблема обучения дошкольников через системно-деятельный подход. Рассмотрены виды обучения детей в структуре системно-деятельного подхода.

        Ключевые слова: системно-деятельный подход, робототехника,       лего – конструирование.

         Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами развития технологий и техники. В настоящее время наше государство испытывает существенный дефицит высококвалифицированных инженерно-технических кадров, стоит отметить, что инженерное направление является первоисточником активного роста и развития экономического потенциала страны. Подъем производства, достижения в науке и технике возможны  лишь при всестороннем и структурированном подходе к данному вопросу.

          В современных социально-экономических условиях актуальной становится довузовская подготовка детей и подростков по инженерно-техническому направлению, которая реализуется путем внедрения робототехники и лего- конструирования в дошкольную и школьную систему образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельный подход.

        Системно-деятельный подход подразумевает специфическую организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной  деятельности ребенка. Такой подход  лежит в основе реализации общеразвивающей программы по лего- конструированию «Образовательное конструирование» для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

        Общеразвивающая программа «Образовательное конструирование» опирается на основные дидактические принципы системно-деятельного подхода:

1.     Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок , получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознает содержание т формы своей деятельности, понимает и принимает  систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельных способностей, инженерно-технических умений.

2.     Принцип непрерывности реализуется в преемственности между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик. Первичные знания в области инженерно- технической направленности приобретаются ребенком на дошкольном этапе обучения при прохождении общеразвивающей программе по лего-конструированию «Образовательное конструирование».

3.     Принцип целостности реализуется в формировании у детей обобщенного системного представления о мире, природе, технике, обществе, себе самом, мире деятельности, о роли и месте технических наук в общей системе.

4.     Принцип психологической комфортности подразумевает снятие всех стрессооборазующих факторов учебного процесса. На занятия по лего- конструированию создается доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5.     Принцип вариативности помогает сформировать у детей способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6.     Принцип творчества максимально ориентирует дошкольника на самореализацию в учебном процессе (приобретение собственного опыта инженерно-технической направленности).

   Такая система принципов способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

   Активная, самостоятельная и успешная деятельность дошкольника ( при освоении программы «Образовательное конструирование») обусловлена включением в нее современных видов детской деятельности.

  Одним из ведущих видов выступает игровая деятельность, являющаяся одним из важнейших средств познания окружающего мира, способствующая развитию воображения, речи, мышления и логики ребёнка. В ходе игры закладываются основы для технического творчества.

  Вторым по значимости видом деятельности является познавательно-исследовательская, которая представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующих формированию целостной картины мира (установление причинно – следственных связей).

   Также выделяют коммуникативную деятельность, направленную на взаимодействие ребенка с другим человеком как субъектом, предполагающую согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата ( развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели).

   Профессиональный вид деятельности  - конструирование. Он представляет собой форму активности ребёнка, которая позволяет развивать пространственное мышление, даёт возможность для приобретения навыков инженерно-технического творчества, обогащает речь, то есть объединяет в себе все перечисленные виды деятельности.

  Ключевым показателем освоения общеразвивающей программы «Образовательное конструирование» является высокий уровень овладения основными видами учебной деятельности детьми (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование).

   Системно- деятельностный подход, включающий в себя основные виды учебной деятельности, позволяет обеспечить освоение программного материала на высоком уровне и создать основу для дальнейшего самостоятельного углубления знаний и получения новых умений, компетенций, видов и способов действий в инженерно-технической сфере.

 

Список литературы:

1.     Андриянова, Д.В. Детский сад будущего- галерея творческих проектов. – 2016.- №5.- С.13-14

2.     Баранова, В.И. Система работы по развитию творческих способностей обучающихся средствами цифрового прототипирования и робототехники / В.И. Баранова //Методист.-2016.-№4.-С.18.20.

3.     Ваграменко, Я.А. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Педагогико- технологический аспект/

Я.А. Ваграменко, Т.Б. Казиахмедов, Г.Ю.Яламов // Педагогическая информатика.-2016.-№1.-С.30-44.