Сенникова Лариса Владимировна
Педагог дополнительного образования
МУДО «ДЮЦ «Максимум»
г.Магнитогорск
Приобщение дошкольников к техническому творчеству
на занятиях робототехники
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы подготовки детей дошкольного возраста к инженерно- техническим специальностям, выдвигается проблема обучения дошкольников через системно-деятельный подход. Рассмотрены виды обучения детей в структуре системно-деятельного подхода.
Ключевые слова: системно-деятельный подход, робототехника, лего – конструирование.
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами развития технологий и техники. В настоящее время наше государство испытывает существенный дефицит высококвалифицированных инженерно-технических кадров, стоит отметить, что инженерное направление является первоисточником активного роста и развития экономического потенциала страны. Подъем производства, достижения в науке и технике возможны лишь при всестороннем и структурированном подходе к данному вопросу.
В современных социально-экономических условиях актуальной становится довузовская подготовка детей и подростков по инженерно-техническому направлению, которая реализуется путем внедрения робототехники и лего- конструирования в дошкольную и школьную систему образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельный подход.
Системно-деятельный подход подразумевает специфическую организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Такой подход лежит в основе реализации общеразвивающей программы по лего- конструированию «Образовательное конструирование» для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Общеразвивающая программа «Образовательное конструирование» опирается на основные дидактические принципы системно-деятельного подхода:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок , получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознает содержание т формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельных способностей, инженерно-технических умений.
2. Принцип непрерывности реализуется в преемственности между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик. Первичные знания в области инженерно- технической направленности приобретаются ребенком на дошкольном этапе обучения при прохождении общеразвивающей программе по лего-конструированию «Образовательное конструирование».
3. Принцип целостности реализуется в формировании у детей обобщенного системного представления о мире, природе, технике, обществе, себе самом, мире деятельности, о роли и месте технических наук в общей системе.
4. Принцип психологической комфортности подразумевает снятие всех стрессооборазующих факторов учебного процесса. На занятия по лего- конструированию создается доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5. Принцип вариативности помогает сформировать у детей способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6. Принцип творчества максимально ориентирует дошкольника на самореализацию в учебном процессе (приобретение собственного опыта инженерно-технической направленности).
Такая система принципов способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Активная, самостоятельная и успешная деятельность дошкольника ( при освоении программы «Образовательное конструирование») обусловлена включением в нее современных видов детской деятельности.
Одним из ведущих видов выступает игровая деятельность, являющаяся одним из важнейших средств познания окружающего мира, способствующая развитию воображения, речи, мышления и логики ребёнка. В ходе игры закладываются основы для технического творчества.
Вторым по значимости видом деятельности является познавательно-исследовательская, которая представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующих формированию целостной картины мира (установление причинно – следственных связей).
Также выделяют коммуникативную деятельность, направленную на взаимодействие ребенка с другим человеком как субъектом, предполагающую согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата ( развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели).
Профессиональный вид деятельности - конструирование. Он представляет собой форму активности ребёнка, которая позволяет развивать пространственное мышление, даёт возможность для приобретения навыков инженерно-технического творчества, обогащает речь, то есть объединяет в себе все перечисленные виды деятельности.
Ключевым показателем освоения общеразвивающей программы «Образовательное конструирование» является высокий уровень овладения основными видами учебной деятельности детьми (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование).
Системно- деятельностный подход, включающий в себя основные виды учебной деятельности, позволяет обеспечить освоение программного материала на высоком уровне и создать основу для дальнейшего самостоятельного углубления знаний и получения новых умений, компетенций, видов и способов действий в инженерно-технической сфере.
Список литературы:
1. Андриянова, Д.В. Детский сад будущего- галерея творческих проектов. – 2016.- №5.- С.13-14
2. Баранова, В.И. Система работы по развитию творческих способностей обучающихся средствами цифрового прототипирования и робототехники / В.И. Баранова //Методист.-2016.-№4.-С.18.20.
3. Ваграменко, Я.А. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Педагогико- технологический аспект/
Я.А. Ваграменко, Т.Б. Казиахмедов, Г.Ю.Яламов // Педагогическая информатика.-2016.-№1.-С.30-44.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.