На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду.
Для дошкольного учреждения воспитание толерантности актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Прививая детям толерантность, можно использовать разнообразные методы и приемы, используя в работе мудрость народной педагогики.
Приобщение детей к национальной культуре.docx
Приобщение детей к национальной культуре.
«Живи с другими так, чтобы
твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями».
Пифагор
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности
объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической,
культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований
фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения,
конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей,
способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. Актуальность формирования толерантности у детей
дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия
окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере
роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и
поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся
тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования
толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в
дошкольном учреждении.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых
первых дней пребывания дошкольника в детском саду.
Для дошкольного учреждения воспитание толерантности актуально само по себе. На этом
жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных
микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной
деятельностью.
Прививая детям толерантность, можно использовать разнообразные методы и приемы,
используя в работе мудрость народной педагогики.
Приобщение детей к традиционной национальной культуре народов, проживающих на
территории независимого Казахстана, способствует гармоничному формированию человеческой
личности, способной осуществлять свою принадлежность к родному народу, жить в согласии с
окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного
отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития
ребенка, формирования патриотических чувств, духовнонравственных качеств, развития
творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем детям войти в мир
прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем
возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к
культуре и традициям других народов. Основной акцент делается на построение современной
системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе
народного искусства. Знакомя с народным искусством мы способствуем глубокому воздействию
на мир ребенка, формируя нравственные, эстетические и познавательные ценности.
Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к
национальной культуре формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно бытовой, учебновоспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и
специфику воздействия на дошкольника. Культурнодосуговая сфера позволяет сформировать
базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для
воспитания толерантных начал.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была более плодотворной,
задействуется большой спектр мероприятий, содержащих разные виды деятельности
дошкольников:
– проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и
традициями своего народа; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в
основе которых народные сказки;
– сюжетноролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
– использование народных подвижных игр, таких как «Тюбетейка», «Гори, гори ясно», «Заря
заряница» и многие другие;
– проведение народных праздников, например таких, как «Наурыз», «Масленица», «Сабантуй»,
«Рождество» в соответствии с народным календарем;
– проведение игрзанятий, созданных на материалах различных народных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия через сказочные ситуации;
– знакомство с бытом и историкокультурным наследием и былинным эпосом.
Задачи воспитания толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к
национальной культуре решаются во всех режимных моментах: в процессе бесед,
изобразительной деятельности, просмотра фильмов, дидактических игр и других формах.
Для того, чтобы обращение к народной культуре не носило случайный характер, не
превращалось в некое «декоративное излишество», необходимо наладить систему работы,
благодаря которой воспитательные возможности народной национальной культуры были бы
максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы –
это процесс «погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация
занятий, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в
атмосфере иной культуры, услышать голос предков.
При «Погружении в культуру» решаются основные задачи толерантного воспитания детей
дошкольного возраста:
1.
Формирование у детей представление о себе, как о уникальной, самоценной,
неповторимой личности.
2.
3.
Развитие представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя
сходства и различия.
Ознакомление с окружающим миром, с традициями и особенностями культуры, бытом,
укладом народов, проживающих на территории Республики Казахстан.
Воспитание активной жизненной позиции.
4.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода,
когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обязательным сохранением основных
общепедагогических принципов:
– принцип гуманизации, предполагающий ценностное отношение к каждому ребенку. Это
обеспечивает его психологопедагогическую защищенность.
– принцип демократичности, предполагающий ненасильственное, уважительное отношение,
гармонизацию отношений в детском коллективе, воспитание толерантности, способствующий
развитию сотрудничества.
– принцип интегративности, определяющий взаимосвязь разных видов искусств разнообразной
художественнотворческой деятельностью, устного народного творчества.
– принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов
эмоциональнотворческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
– принцип успешности, способствующий высокой активности, хорошему настроению, желанию
дальнейшего участия в творчестве.
– принцип единства и постепенности погружения в мир искусства.
– принцип доступности и простоты изучаемого материала. Работа по толерантному воспитанию на основе приобщения детей к национальной культуре
народов предусматривает наличие содержания с опорой на принцип региональной
образовательной политики; многоаспектность в раскрытии специфики региона, сотрудничество
на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного
процесса; компетентностного подхода, предусматривающего реализацию требований
личностноориентированного подхода к организации образовательной деятельности; раскрытие
человекотворческой сущности всего познавательного процесса. Поскольку дети
дошкольного возраста обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем
развития, в структуру и содержание проводимых занятий необходимо включать
дифференцированные занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая
ситуацию успеха для каждого из них. Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра
«Погружение в культуру», которая проводится в игровой форме. Большое внимание уделяется
развитию образного мышления и творческих способностей детей.
Предметная среда групповых помещений организуется с учетом того, что детская деятельность
выступает способом вхождения ребенка в миры природы, социума, культуры. Побудительные
силы детской деятельности находятся в пространстве будущего, в области внутренней свободы,
обеспечивающей самостоятельное познание ребенком закономерностей взаимоотношений с
миром. Предметы и другие элементы в пространстве группы сгруппированы как
модели игровых ситуаций, что позволяет детям разворачивать как отдельные сюжетные линии
общей игры, так и последовательные логические цепочки.
Важно отметить, что в играх происходит взаимодействие детей разной национальности в группе.
Именно в данной деятельности дошкольники учатся уважать культуру другого народа, учатся
видеть красоту и самобытность другой культуры, понимают неповторимость и индивидуальность
людей другой национальности.
Невозможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения,
прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю, Отечеству.
Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.
“Воспитывайте наших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их
многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества.
Прививайте грядущим поколениям чувства альтруизма, открытости и уважения к другим,
солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей самобытности и способности
к признанию множественности существования в различных культурных и социологических
контекстах” – с таким обращением к главам государств и правительств мира, чиновникам,
ответственным за образования, журналистам, и учителям почти десять лет назад выступил
бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Таким образом, в данный момент
толерантность призвана быть социальной нормой.
Приобщение детей к национальной культуре
Приобщение детей к национальной культуре
Приобщение детей к национальной культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.