Приобщение детей к национальной культуре
Оценка 4.6

Приобщение детей к национальной культуре

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
16.06.2019
Приобщение детей к национальной культуре
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду. Для дошкольного учреждения воспитание толерантности актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Прививая детям толерантность, можно использовать разнообразные методы и приемы, используя в работе мудрость народной педагогики.
Приобщение детей к национальной культуре.docx
Приобщение детей к национальной культуре.                                                                «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». Пифагор                      Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности  объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической,  культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований  фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения,  конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире  разных людей и идей,  способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. Актуальность формирования толерантности у детей   дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия  окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере  роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и  поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся  тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования  толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в  дошкольном учреждении. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых  первых дней пребывания дошкольника в детском саду. Для дошкольного учреждения  воспитание толерантности актуально само по себе. На этом  жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной  деятельностью. Прививая детям толерантность, можно использовать разнообразные методы и приемы,   используя в работе мудрость народной педагогики. Приобщение детей к традиционной национальной  культуре народов, проживающих на  территории независимого Казахстана, способствует гармоничному формированию человеческой  личности, способной осуществлять свою принадлежность к родному народу, жить в согласии с  окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного  отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития  ребенка, формирования патриотических чувств, духовно­нравственных качеств, развития  творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой,  мы помогаем детям войти в мир  прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем  возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к  культуре и традициям других народов. Основной акцент делается на построение современной  системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе  народного искусства. Знакомя с народным  искусством мы  способствуем глубокому воздействию  на мир ребенка, формируя нравственные, эстетические и познавательные ценности. Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к  национальной культуре формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно­ бытовой, учебно­воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и  специфику воздействия на дошкольника. Культурно­досуговая сфера позволяет сформировать  базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для  воспитания толерантных начал. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была более плодотворной,  задействуется большой спектр мероприятий, содержащих  разные виды  деятельности  дошкольников: – проведение праздников  и других массовых форм  с целью знакомства детей с культурой и  традициями своего народа; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в  основе которых народные сказки; – сюжетно­ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и  практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; – использование народных  подвижных  игр, таких как «Тюбетейка», «Гори, гори ясно», «Заря­ заряница» и многие другие; – проведение народных праздников, например таких, как  «Наурыз», «Масленица», «Сабантуй»,  «Рождество» в соответствии с народным календарем; – проведение игр­занятий, созданных на материалах различных народных сказок, с целью  решения проблем межличностного взаимодействия через  сказочные ситуации; – знакомство с  бытом и историко­культурным наследием и былинным эпосом. Задачи  воспитания толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к национальной культуре решаются во всех режимных моментах:  в процессе бесед,  изобразительной деятельности, просмотра фильмов, дидактических игр и других формах. Для того,  чтобы обращение к народной культуре не носило случайный характер, не  превращалось в некое «декоративное излишество», необходимо наладить систему работы,  благодаря которой воспитательные возможности народной национальной культуры были бы  максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы  –   это процесс «погружение в культуру».   Под «погружением» понимается такая организация  занятий, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в  атмосфере иной культуры, услышать голос предков. При  «Погружении в культуру» решаются  основные задачи толерантного воспитания детей  дошкольного возраста: 1. Формирование у детей представление о себе, как о уникальной, самоценной,  неповторимой личности. 2. 3. Развитие представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя  сходства и различия. Ознакомление с окружающим миром, с традициями и особенностями культуры, бытом,  укладом народов, проживающих на территории Республики Казахстан. Воспитание активной жизненной позиции. 4. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода,  когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного  анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обязательным  сохранением основных  общепедагогических принципов: – принцип гуманизации,  предполагающий  ценностное отношение к каждому ребенку. Это  обеспечивает его психолого­педагогическую защищенность. – принцип демократичности,  предполагающий  ненасильственное, уважительное отношение,  гармонизацию отношений в детском коллективе, воспитание толерантности, способствующий  развитию сотрудничества. – принцип интегративности, определяющий  взаимосвязь разных видов искусств разнообразной  художественно­творческой деятельностью, устного народного творчества. – принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов  эмоционально­творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей  каждого ребенка. – принцип успешности, способствующий  высокой активности, хорошему настроению, желанию  дальнейшего участия в творчестве. – принцип единства и постепенности погружения в мир искусства. – принцип доступности и простоты изучаемого материала. Работа по толерантному воспитанию  на основе приобщения детей  к национальной культуре   народов предусматривает наличие  содержания с опорой на принцип региональной  образовательной политики;  многоаспектность  в раскрытии специфики региона, сотрудничество  на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного  процесса;  компетентностного подхода, предусматривающего реализацию  требований  личностно­ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;  раскрытие  человекотворческой сущности всего познавательного процесса.                Поскольку дети  дошкольного возраста обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем  развития, в структуру и содержание проводимых занятий необходимо включать  дифференцированные занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая  ситуацию успеха для каждого из них. Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра  «Погружение в культуру», которая   проводится в игровой форме. Большое внимание уделяется  развитию образного мышления и творческих способностей детей. Предметная среда групповых помещений организуется с учетом того, что детская деятельность  выступает способом вхождения ребенка в миры природы, социума, культуры. Побудительные  силы детской деятельности находятся в пространстве будущего, в области внутренней свободы,  обеспечивающей самостоятельное познание ребенком закономерностей взаимоотношений с  миром. Предметы  и другие элементы в пространстве группы сгруппированы как  модели игровых ситуаций, что позволяет детям разворачивать как отдельные сюжетные линии  общей игры, так и последовательные логические цепочки. Важно отметить, что в играх происходит взаимодействие детей разной национальности в группе. Именно в данной деятельности дошкольники учатся уважать культуру другого народа, учатся  видеть красоту и самобытность другой культуры, понимают неповторимость и индивидуальность  людей другой национальности. Невозможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю,  Отечеству.  Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей. “Воспитывайте наших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их  многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества.  Прививайте грядущим поколениям чувства альтруизма, открытости и уважения к другим,  солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей самобытности и способности к признанию множественности существования в различных культурных и социологических  контекстах” – с таким обращением к главам государств и правительств мира,  чиновникам,  ответственным за образования, журналистам, и учителям почти десять лет назад выступил  бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Таким образом, в данный момент  толерантность призвана  быть  социальной нормой.

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2019