Приоритетные направления деятельности социального государства
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие социального государства............................................................... 4
2. Современные представления о сущности социального государства.......... 10
3. Основные направления деятельности социального государства............... 14
Заключение.................................................................................................... 26
Список использованной литературы.............................................................. 27
Государство - политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощьюспециального государственного аппарата.
Социальное государство представляет собой особый тип
высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальнойзащищенности всех граждан посредством активной деятельности государствапо регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной
справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целейи гармонизации отношений государственных институтов и общества.
В настоящее время вопрос о социальной защищенности общества остро стоит во многих государствах, в том числе и в России,и является особенно актуален.
Целью выполнения контрольной работы является рассмотрение понятий социального государства, его признаков и функций, а также понятие социальной политики государства и ее основных направлений.
Реализации цели осуществлялась путем решения следующих задач:
- исследование сущности социального государства и социальной политики в целом;
- определение и описание приоритетных направлений деятельности социального государства.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства.[1]
Процесс возникновения и становления социального государстваимеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трехосновных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном- как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный вОсновных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом- как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Идейная основа социального государства восходит к представлениямантичных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства врегулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Понятие “социальное государство”впервые было выдвинуто в серединеХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцемфон Штейном (1815 - 1890),чья теория социального государства сложиласьпод влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, врезультате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых исильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условиеми следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну,должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательнослужить интересам народа.
Идея социальной государственности, сформировавшаяся в конце XIX начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда все острее сталопроявляться противоречие между двумя важнейшими принципами — принципом свободы и принципом реального равенства, является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Понятие «социальноегосударство», введенное в науку Л. фон Штайном, содержит ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания государства.
Первая треть XX в. ознаменовалась принятием социальных законов иинкорпорированием в политику многих стран принципов социального государства. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло насебя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступностьсоциальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующимсубъектом социальных функций в обществе.
Приобретение социальным государством правового обоснования (Г.Геллер) стало вехой в развитии представлений о государстве и его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав иобязанностей личности и общества получили формальное закрепление, ставосновой дальнейшей эволюции государственных социальных функций.
Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но иматериально и морально поднять низшие классы через широкие социальныереформы.
Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистскогосоциального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист АдольфВагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры ивсеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций”.[2]
Идеи социальных реформ через превращение буржуазного
государствав народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались широкой поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождейнемецкого рабочего класса.
Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-
экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века встране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственногои общественного характера по защите социальных интересов низших классов. Так, например, в 1910 г. в Германии было введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений вэтот период имели место и в других индустриальных странах и прежде всегов Англии и Франции.
Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 – 1933гг. и Вторая мировая война. “Новый курс” президента Ф.Рузвельта в СШАвключил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятияпо борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства,предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства.[3]
Особую роль в создании в западных странах социального государствасыграл так называемый “План Бевериджа”, представленный в конце 1942 г.британскому парламенту председателем одного из его комитетов УильямомБевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с1945 г. План рассматривался его автором как часть “всеохватывающей политики социального прогресса” и предусматривал новую организацию всейсистемы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальнойполитики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контрользаработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности насредства производства и другие меры. План Бевериджа был использован всоциальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспеченияШвеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждениивопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.
После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип,его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию “демократическим и социальным федеративным государством”. Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, “Франция является неделимой, светской,социальной, демократической Республикой”.
С переходом (после второй мировой войны) ряда государств к практическому воплощению идей социального государства содержание исследуемого понятия обогащается, исследователи рассматривают его как государство, в котором каждый имеет возможность обрести достойные условия жизни.
В несколько иных терминах положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 года. В соответствии со ст.2, “Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как лица, так и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающихиз политической, экономической и социальной солидарности”.
В последующие годы практика конституционного закрепления статусасоциального государства получила дальнейшее распространение. Послесвержения диктаторских режимов и установления демократии Испания провозгласила себя в 1978 г. правовым демократическим социальным государством, а Португалия в 1975 году - суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.
Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены Конституцией Швеции 1974 года. Этутенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы.
Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере является достижением отнюдь не только европейских стран. Даже раньше, чем в ФРГ, в Конституции Японии 1947 г. в статье25 было провозглашено: “Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья.[4]
Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Различают два основных подхода к сущности государства:
- классовый
- общесоциальный
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по-разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.
Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.
В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.
Одной из важных причин появления государства явилась
необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.
В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).
Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.
Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:
- это территориальная организация людей
- им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения
- создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.[5]
Значительный научный интерес представляют подходы к
трактовкесущности социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно прежде всего увязывание деятельности такого государства по социальной защите граждан и рыночной экономики, покоящейсяна частной инициативе и приносящей средства для социальных программ.
По мнению Х. Байера, “современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”.
Более сложные научные схемы выстраивают испанские специалистыпо теории социального государства. Так, например, М. А. Гарсия Эррера рассматривает его в контексте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рынком, когда капиталистическое развитие экономикисочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. При этом фундаментом, лежащим в основании социального государства, является пакт между политическими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после заключения которого согласовываются основные документы, радикальным образом затрагивающие форму государства, экономическую структуру и условия жизни граждан. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные идеи.
Другой испанский исследователь, М. Арагон, подчеркивает отсутствиечеткого определения того, что можно было бы назвать социальным государством и невозможность точной его идентификации как конкретной политической формы, обращает внимание на такую, безусловно, присущую, по егомнению, социальному государству черту, как его “открытый характер, когда все подлежит обсуждению и нет места никакому абсолютизму - ни абсолютизму свободы, ни абсолютизму равенства.Оно ведет себя как государство,которое претендует на поддержание равновесия между свободой и равенством, причем равновесие находится в постоянном напряжении и потому является динамическим, а не статическим, восприимчивым к постоянным усовершенствованиям и интерпретациям, как это и присуще политической форме, основанной на демократическом плюрализме” Далее М. Арагон отмечает,что “конституционный принцип социального государства сам по себе не требует особых изменений состава и функционирования государственных органов и действует только как принцип, направляющий деятельность государства на уменьшение социальной несправедливости”.
Успешное функционирование социального государства возможно лишьна основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной,социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.
Примером конституционного обеспечения экономической базы социальногогосударства может служить Конституция Испании, согласно которой “всевиды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам” (ст.128), а по ст.131 государство наделяетсяправом “посредством издания закона планировать общую экономическуюдеятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатств, а также наиболее справедливого их распределения”.[6]
Многие международно-правовые документы (Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др.), конституции различных стран определяют деятельность социального государства – с теми или иными вариациями – как попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Однако, в этих актах, в комментариях к ним нет единой и строго однозначной трактовки того, каким конкретно (по степени и насыщенности предоставляемыми государством благами) надлежит быть упомянутому уровню. В одних – «достойный», в других – «достаточный», в третьих – «удовлетворительный», в четвертых – «минимальный».
Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество (т.е. всю массу входящих в него граждан) заставляет осознание необходимости:
а) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества как непреложное условие существования и функционирования самой
государственности;
б) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной
напряженности, предотвращать социальные расколы и конфликты в нем;
в) соблюдать (как участнику мирового сообщества государств)
гуманитарные нормативы цивилизованного общежития;
г) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь
моральные установки – принципы: альтруизм, милосердие, благотворительность и т. п.
Конечно, не все причины, которые побуждают современное государство к социальной деятельности, здесь перечислены. Скорее всего, есть еще и другие, не менее весомые факторы, обусловливающие ее появление.
Основные направления деятельности социального государство – это, иными словами, функции социального государства. Эти функции, а также цели и задачи достигаются с помощью социальной политики.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Целями социальной политики являются:
- Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
- Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
- Повышение благосостояния и культуры
Разумеется, в ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.
Ряд важных вопросов, связанных с содержанием и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией РФ, которая создала правовую основу для проведения этой политики.
Главной задачей деятельности Российской Федерации как социального государства являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов
социального государства в Российской Федерации. В их число входят:[7]
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социального обслуживания;
- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Следует рассмотреть каждое из направлений подробнее.
1. Охрана труда и здоровья людей. Труд – основа жизни любого общества, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. Однако в демократическом обществе труд не может быть принудительным. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора.
Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству
Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.
Занятыми считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних, железнодорожных и пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в этой области; координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации мер, касающихся занятости населения, и контроле за их выполнением, обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории РФ.[8]
Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию
(специальность).[9]
Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного.
Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.
Разрешение коллективных трудовых споров регулируется законом.
Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, вводит для лиц, занятых в отраслях или на участках производства с особо тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, льготы, которые служат формой компенсации за работу, наносящую ущерб здоровью человека.
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.[10]
Одним из средств удовлетворения этой потребности является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Такой размер зависит от многих факторов, и прежде всего от экономических возможностей общества в данный период и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен. Однако главное его предназначение состоит именно в достижении этой цели, и Российская Федерация, последовательно увеличивая гарантированный минимальный размер оплаты труда, стремится к ее достижению.
3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.
Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.
Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но "качества населения", которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей.
В Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять в интересах ребенка, с учетом его мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения.
Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
В условиях равноправия всех граждан в РФ дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.
Детям как гражданам РФ принадлежат от рождения некоторые основные права и свободы. Ребенок имеет право на выражение своего мнения, ему гарантируются свобода мысли и слова и свобода совести.
В нашей стране далеко не все дети имеют возможность жить в семье и пользоваться заботой родителей. Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Они обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, поощряют благотворительную деятельность по отношению к детям.[11]
Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гражданах. Оно обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры, протезами и т.п. Важно развитие системы социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны; расширение сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышение уровня их благоустройства и социально-бытового обслуживания в них.[12]
4. Развитие системы социального обслуживания. Правовым актом, регулирующим систему социального обслуживания, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб. Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации. Кроме того, социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг
несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.[13]
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, в число которых входят материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.
Социальное обслуживание в РФ осуществляется социальными службами как бесплатно, так и за плату.
Согласно статье 16 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РоссийскойФедерации, в котором они проживают; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.[14]
5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий. Более подробно речь об этом пойдёт в следующей части нашей работы[15].
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах.[16]
В контрольной работе рассмотрены такие вопросы, как понятие социального государства, его признаки и функции, приоритетные направления его деятельности.
Основные направления деятельности социального государство – это, иными словами, функции социального государства. Эти функции, а также цели и задачи достигаются с помощью социальной политики.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальное государство обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. Государство содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам, проявляет особую заботу о социально незащищённых, уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В такой стране человек признаётся высшей ценностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи контрольной работы достигнуты.
1. Голубева Т.Б. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Б. Голубева. — Электрон.текстовые данные. —
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. — 172 c. — 978-5-
7996-1565-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66184.html
2. Гончаров Ю.М. Основы социального государства[Электронный ресурс]: учебное пособие /Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с. URL: https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
3. Основные направления деятельности социального государства. [Электронный ресурс].- URL: http://poisk-ru.ru/s6752t4.html
4. Приоритетные направления деятельности социального
государства. [Электронный ресурс].-
URL:https://vuzlit.ru/117841/prioritetnye_napravleniya_deyatelnosti_sotsialnogo_ gosudarstva
5. Приоритетные направления социальной политики государства. [Электронный ресурс]. - URL:http://zdamsam.ru/a23789.html
6. Современные представления о сущности социального
государства. [Электронный ресурс]. -
URL:https://studwood.ru/803783/pravo/sovremennye_predstavleniya_suschnosti_s otsialnogo_gosudarstva
7. Социальное государство: условия возникновения и этапы
развития.[Электронный ресурс]. - URL:https://studfiles.net/preview/3000186/
8. Социальное государство.[Электронный ресурс]. - URL:
https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnye-funkciigosudarstva.html
28
[1] Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. https://studfiles.net/preview/3000186/
[2] Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. https://studfiles.net/preview/3000186/
[3] Социальное государство. https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnyefunkcii-gosudarstva.html
[4] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное пособие /Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с. https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
[5] Современные представления о сущности социального государства.
https://studwood.ru/803783/pravo/sovremennye_predstavleniya_suschnosti_sotsialnogo_gosudar stva
[6] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное пособие / Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с. https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
[7] Основные направления деятельности социального государства. http://poiskru.ru/s6752t4.html
[8] Приоритетные направления социальной политики государства. http://zdamsam.ru/a23789.html
[9] Основные направления деятельности социального государства. http://poiskru.ru/s6752t4.html
[10] Приоритетные направления деятельности социального государства.
https://vuzlit.ru/117841/prioritetnye_napravleniya_deyatelnosti_sotsialnogo_gosudarstva
[11] Приоритетные направления социальной политики государства. http://zdamsam.ru/a23789.html
[12] Приоритетные направления деятельности социального государства.
https://vuzlit.ru/117841/prioritetnye_napravleniya_deyatelnosti_sotsialnogo_gosudarstva
[13] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное пособие / Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с. https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
[14] Приоритетные направления социальной политики государства. http://zdamsam.ru/a23789.html
[15] Приоритетные направления деятельности социального государства.
https://vuzlit.ru/117841/prioritetnye_napravleniya_deyatelnosti_sotsialnogo_gosudarstva
[16] Основные направления деятельности социального государства. http://poiskru.ru/s6752t4.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.