«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)
Оценка 4.8

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

Оценка 4.8
Документация +3
doc
библиотека +1
Взрослым
09.04.2018
«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)
Какова роль школьной библиотеки в современном школьном пространстве?Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки.
модель библиотеки.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан «Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения»                                            (из опыта работы) Содержание  Пояснительная записка................................................................................................................................3 Модуль «Одаренные дети»..........................................................................................................................7 Модуль «Сотрудничество с родителями»..................................................................................................9 Модуль «Художественно­эстетическое воспитание».............................................................................13 Модуль «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС»............................................................................14 Проблемы в реализации модели деятельности в работе школьной библиотеки и пути их решения. .14 Эффективность работы.............................................................................................................................16 Список использованной литературы.........................................................................................................18 Приложение................................................................................................................................................19 ЧТЕЦ......................................................................................................................................................21 Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...»...............................................................................21 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1» Чистопольского  муниципального района РТ........................................................................................................................24 сценарий, посвященный Дню героев Отечества.......................................................................................25 2 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и  представьте ему возможность читать, и Вы  неизбежно сделаете его счастливым…» Джона Хершела Эффективное использование достижений новых информационных технологий стало   ключевым   фактором,   определяющим   конкурентоспособность   современного образовательного учреждения. Школу постоянно нацеливают на использование всех возможностей, воспитательного процесса.    всех   ресурсов   для   повышения   эффективности   учебно­ Какова роль школьной библиотеки в этих условиях? До недавнего времени вся деятельность   школьной   библиотеки   вращалась   вокруг   книжного   фонда   и   фонда учебников. Внедрение компьютеров и информационных  технологий в образование резко   меняет   ситуацию.   Библиотека   превращается   из   хранилища   учебной   и художественной   литературы   в   информационный   центр,   осуществляющий оперативный доступ не только к печатным изданиям, но и ко всему многообразию информационных ресурсов. В таком центре должен быть предоставлен свободный доступ   к   сети   Интернет   для   самообразования   всем   участникам   педагогического процесса; здесь накапливаются и систематизируются все виды информации: книги, журналы, аудио и видеосредства.  Современный читатель должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать   информацию,   но   и   уметь   ее   оценить   и   применить   для   себя,  сделать   ее полезной.  Перефразируя   слова   академика   С.И.   Вавилова   «…   современный   человек находится   перед   Гималаями   информации   в   положении   золотоискателя,   которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Необходима  специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний.  Формирование 3 информационной   культуры   начинается   в   школе.  Формирование   информационной культуры   учащихся   в   образовательном   учреждении   невозможно   без   четкого взаимодействия ученика ­ учителя – библиотекаря­ родителей.  Высокое   качество   образования   невозможно   без   высокого   уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся   новые   программы,   технологии   обучения.   Но   главным   остается   умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки. В связи с этим школьная библиотека должна сегодня стать жизненно важным компонентом образования и воспитания. Цель работы школьной библиотеки: формирование у детей  потребности в книге, в духовном и интеллектуальном росте,  самосознании и самообразовании. Обеспечить информационную  подготовку гимназистов, включая обучение навыкам поиска,  извлечения, критического анализа и самостоятельного  использования информации для удовлетворения многообразных  информационных потребностей.                                                                                                                                  Задачи:  Содействовать в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения.   Пропагандировать   книги   и   культуру   чтения.   Укреплять   интерес   к познанию окружающего мира, к учебным предметам.  Расширять   диапазон   познавательных   интересов,   углублять   нравственные   и эстетические чувства читателей.  4  Научить самостоятельно, производить поиск информации в различных видах изданий   научной,   художественной,   справочной   и   энциклопедической литературы, в том числе с использованием информационно­коммуникационных технологий.  Научить бережно, обращаться с произведениями печати, формировать интерес к книге.   Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и поль­ зованию библиотеками на протяжении всей жизни. Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции: 1. Образовательную­ содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством   предоставления   информационных   ресурсов   и   услуг;   формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе. 2. Информационную ­ обеспечение доступа к информации, удовлетворение ин­ формационных   потребностей   учащихся,  учителей   и   других   категорий   работников общеобразовательных   учреждений   с  использованием   как   собственных  информаци­ онных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем. 3. Культурную ­ обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям   отечественной   и   мировой   культуры,   создание   условий   для   репродук­ тивной и продуктивной культурной деятельности. 4.Досуговую   ­   содействие   содержательному   проведению   свободного   времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки. 5 6 Модуль «Одаренные дети» В   условиях   развития   новых   технологий   резко   возрос   спрос   на   людей, обладающих  нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. В Государственной   программе   «Дети   России»   одно     из   направлений   ­   забота   об одаренных детях. У библиотекаря есть уникальный ресурс для взращивания таланта­ книги.   Они   являются   незаменимыми   помощниками   в   развитии   творческого   дара ребенка.   Постоянное   общение   с   книгой,   всматривание   в   нее   делает   работу   с одаренными детьми гимназии в условиях библиотеки более эффективной еще и в том смысле,   что   сама   атмосфера   обилия   книг   настраивает   на   творчество,   поиск,   на вдохновение.   Нравственно­   эстетические   и   духовные   потребности   современных школьников – категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудиовидеокультуры. Педагогов и библиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьезного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности,   не   дает   пищи   для   работы   ума   и   души.   Культуру   ребенка,   его художественные   и   творческие   способности   и   интересы   развивают     и   семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно же, книги. Библиотека   гимназии   ­   место,   где   любой   ученик   может   получить   книги   и информацию   бесплатно,   осуществляя   свое   право   на   культурное   и   творческое развитие   личности,   право   на   специализированную   помощь   в   образовании   и приобщении к источникам мировой культуры. Задачи библиотеки:  Помощь в формировании активной жизненной позиции.  Расширение кругозора и приобщение к книге.  Обеспечение помощи во внешкольной деятельности и выполнение домашней работы.   Ведение летописи достижений одаренных детей. 7 Проблема одаренности детей волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. И задача библиотекаря ­ не погасить, а помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажег учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребенке, то очень важно относиться к каждому ребенку как к бедующему гению! 8 Модуль «Сотрудничество с родителями» Демократические   преобразования   в   жизни   общества   повлекли   за   собой изменения   образовательных   парадигм, взаимодействия.   провозглашающих   педагогику Большое   внимание   в   настоящее   время   уделяется   активизации   читательской деятельности гимназистов в условиях школьной библиотеки посредством работы с семьями учащихся.  Воспитательные возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей,   использование   специальных   форм   и   методов   работы   способствуют   к возникновению   у   школьников   интереса   к   самостоятельной   читательской деятельности,   создают   атмосферу   творческой   заинтересованности   чтением. Взаимодействие   с   родителями   должно   быть   в   активе   библиотечных   методов приобщения к чтению. Основные требования при работе библиотекаря с родителями  Доброжелательность.  Не конкурировать за право влияния на ребенка.  Передать свой профессиональный опыт.  Опираться на положительный читательский опыт.  Завоевывать доверие родителей к библиотеке.  Ориентировать родителей на чтение литературы детьми в соответствии  с их  возрастом. Методы и формы работы   Участие в родительских собраниях, пропаганда литературы.  Анкетирование.   Выявление   читательских   интересов   обучающихся   в   целях изучения и активизации чтения учащихся.  Конкурсная программа  «Папа, мама, я – читающая семья» 9  Стенд­выставка «Родители советуют»  Конкурс рисунков «Моя семья и книга»  Литературно­познавательный   вечер   «Семья   в   жизни   и   творчестве   русских писателей». Модуль «Гражданско ­ патриотическое воспитание» Гражданско ­патриотическое воспитание учащихся ­ это комплексная система, включающая   множество   направлений   и   сфер   деятельности.   Главная   цель   этого модуля   является   развитие   у   подрастающего   поколения   гражданственности   и патриотизма   как   важнейших   духовно­   нравственных   и   социальных   ценностей. Гражданско   ­   патриотическое   воспитание   –   это   систематическая   деятельность   в гимназии по формированию у учащихся патриотического сознания, нравственности к выполнению   гражданского   долга,   формирование   духовно   и   физически   здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны способного  встать на защиту государственных интересов.  10 Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива,   школьного   библиотекаря,   семьи   гимназистов.   Цели   и   задачи патриотического воспитания в гимназии представлены в виде «дерева целей». Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает библиотека, и главный ресурс­книга. В гимназии ведется целенаправленная работа  и  используются разнообразные пути, средства и формы по патриотическому воспитанию. 11 12 Модуль «Художественно­эстетическое воспитание» Мир искусства вторгается в чувства детей, активизирует их духовный мир. Учащиеся   познают   в   произведениях   искусства   себя   и   свою   жизнь,   свою   душу, окружающую   действительность,   формируют   свое   мировоззрение,   развивают художественную  культуру, проявляют свои нравственные качества, в т.ч. и в любви и уважении к своей малой Родине.  Литературно­ музыкальные композиции, построенные на принципах гармонии и цельности, мобилизуют силы организма. Появляется желание творить, созидать в гармонии   с   миром,   что   положительно   сказывается   на   развитии   учащихся гимназии.  Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового 13 мероприятия,   вызывают   в   ребенке   желание   вернуться   к   книге,   чаще   посещать библиотеку, обсуждать с друзьями прочитанное, искать интересное дело в работе читательского актива. И тогда он становится постоянным посетителем читального зала,   увлеченным   читателем,   книголюбом.   Обязательно   в   большинстве мероприятий используется театрализация, игровые моменты, видеоматериалы.  Модуль «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС» Проблемы в реализации модели деятельности в работе школьной библиотеки и пути их решения 14 Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же   время   она   выполняет   одновременно   функции   специальной   библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом   в   отличие   от   публичной   и   специальной,   школьная   библиотека   не самостоятельна, а является структурным  подразделением  школы. Особая острота сегодняшней   ситуации   определяется,   прежде   всего,   сложным   финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Это сказывается на комплектовании ­ нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд   школьных   библиотек   стремительно   ветшает   и   не   отвечает   требованиям современного образования и воспитания. Пополнение фонда происходит в основном не за счет официальных источников комплектования (бюджета), а за счет родителей, учащиеся, выпускников, педагогов, которые  дарят книги ­ причем, судя по ответам, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда.  Но   нам   удалось   найти   пути   решения   этой   проблемы.   В   течение   4  лет   фонд художественной   литературы   библиотеки   удалось   увеличить  на   961   экз.   за   счет внебюджетного фонда и привлечения спонсорской помощи   при проведении акции «Помоги   своей   школе»,  так   же   увеличился   фонд   периодическими   изданиями   и цифровыми ресурсами. Это видно из представленной  диаграммы. Поступление  художественной Поступление художественной    литературы литературы 15 Эффективность работы Школьная   библиотека   –   это   особая   педагогическая   среда,   и   библиотекарь   в своей   профессиональной   деятельности   выступает     как   источник   информации, организатор   индивидуального   и   коллективного   труда,   при   этом   он   развивает, обучает,   воспитывает     детей,   т.е.   библиотечными   формами   и   методами   осуществляет   педагогическую   деятельность.   Наша   школьная   библиотека   делает многое,   чтобы   книги   стали   для   ребят   сначала   источником   интересного,   а   потом постепенно источником образовательной информации, ведь школьная жизнь должна быть   привлекательной   и   интересной   для   ученика,   потому   что   детство   ­   игра. Повышение уровня активности чтения видно из диаграмм. Количество детей, посещающих школьную библиотеку  Охват читателей стабильный и составляет в среднем  91% от общего числа  обучающихся. Количество выданных книг 16 Посещаемость библиотеки Немаловажную   роль   играет     и   имидж   библиотеки.   Современная   система образования     призвана   формировать   умение   учиться   ориентироваться   в   массивах информации, извлекать знания. В этих условия особое значение имеет организация информационного   образования   и   повышения   библиотечно­библиографической   и информационной   культуры   учащихся,   перед   которыми   открываются   широкие перспективы     эффективного   использования   накопленных   человечеством информационных ресурсов.   Библиотека так же должна быть и   дополнительным кабинетом   психологической разгрузки, как для педагогического коллектива, так и для учащихся школ. Все это и составляет имидж библиотеки.  Наша   библиотека   ­   культурный   центр,   позволяющий   детям   развиваться   за пределами   учебных   программ.   Будущее   поколение   растет   и   умнеет   здесь,   в библиотеке.    17 Список использованной литературы 1 Акулич Н. Роль школьной библиотеки в осуществлении программы «Одаренные  дети»//Школьная библиотека.­2001.­№3.­с.16. 2.Афанасьева А.Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного  школьника// Музыка в школе.­2006.­№4.­С.9 3.Кирдянкина С.В. Подпрограмма «воспитания гражданина»//Научно­методический  журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.­2007.­№4.­С.39 4.Мастер­классы для школьных библиотекарей.Вып.2.Спецкурсы, методики работы,  библиотечные мероприятия/М.: «Глобус»,2009.232с.  5.Недвецкая М.Н. педагогические условия, обеспечивающие активизацию  читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и  библиотеки// Образование в современной школе.­2001.0№5.­ №С.5. 6.Степанькова О. мамы и папы на диванчике в библиотеке //Библиотека в кшоле.­ 2001.­№7.­С.41 7. Фокеева И.М. историческое краеведение в начальной школе// Начальная школа  плюс До и После.­2007.­№2.С.2 18 Приложение  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1» Чистопольского муниципального района ««БытьБыть знаменитым знаменитым некрасиво…» некрасиво…» Литературно – музыкальная композиция,  посвященная 120­летию со дня рождения Б.Л. Пастернака литературно­музыкальную композицию  подготовили : зам.директора по  художественно­ эстетическому воспитанию  19 Шамсутдинова Л.Е.; зав.библиотекой Кубышкина Л.В.  ВЕДУЩИЙ.   Борис Пастернак ­   русский писатель и поэт XX века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули   его   на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия. Борис   Леонидович   Пастернак   –   поэт,   прозаик,   переводчик,   теоретик   литературы ­необыкновенно яркий и одаренный человек. Сегодня мы будем читать его стихи, петь его стихи. Пусть эта свеча горит в память о Борисе Леонидовиче Пастернаке ЧТЕЦ    Стихотворение « Во всем мне хочется дойти …» Во всем мне хочется дойти  До самой сути.  В работе, в поисках пути,  В сердечной смуте.  До сущности протекших дней,  До их причины.  До оснований, до корней,  До сердцевины.  Все время, схватывая нить  Судеб, событий,  Жить, думать, чувствовать, любить,  Свершать открытья.  О, если бы я только мог  Хотя отчасти,  Я написал бы восемь строк  О свойствах страсти.  О беззаконьях, о грехах,  Бегах, погонях,  Нечаянностях впопыхах,  Локтях, ладонях.  Я вывел бы ее закон,  20 Ее начало.  И повторял ее имен  Инициалы ... ВЕДУЩИЙ «Второе   рождение»­   так   он   назвал   одну   из   своих   поэтических   книг.   В   творческой   жизни Б.Пастернака много было таких рождений. Его никогда  не смущали потери, они только вели его к новым высотам духа. Музыка­ его первое рождение, его первая потеря.  Музыке отдано пятнадцать лет .  Поэзии –более полувека.  Музыка   связана   для   него   с   потерями,   поэзия­   с   завоеваниями.   Он   всю   жизнь   любовь   к   музыке,   пронес   сквозь       мелодичность   поэзии,   саму   музыку   в   стихе. ЧТЕЦ   Стихотворение «Импровизация» Я клавишей стаю кормил с руки  Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.  Я вытянул руки, я встал на носки,  Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.  И было темно. И это был пруд.  И волны. И птиц из породы люблю вас,  Казалось, скорей умертвят, чем умрут  Крикливые черные крепкие клювы.  И это был пруд. И было темно.  Пылали кубышки с полуночным дегтем.  И было волною обглодано дно  У лодки. И грызлися птицы у локтя.  И ночь полоскалась в гортанях запруд.  Казалось, покамест птенец не накормлен,  И самки скорей умертвят, чем умрут  Рулады в крикливом, искривленном горле.  ЗВУЧИТ РОМАНС  НА СТИХИ ПАСТЕРНАКА   «Никого не будет в доме, Кроме сумерек…»  ВЕДУЩИЙ  Почему он стал поэтом? Вопрос выглядит странно. «То в вышнем суждено совете», как наивно, но  очень верно выразилась пушкинская Татьяна. Уж если искать ответа, то лучше всего с помощью  самого Пастернака. ЧТЕЦ   Стихотворение  «Быть знаменитым некрасиво...» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. 21 Цель творчества ­ самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, что бы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.  ВЕДУЩИЙ. Музыка и живопись – те стихии , которые окружали Пастернака и которые оказали сильнейшее воздействие на его духовный рост. Пастернак в поэзии ­ живописец. Его стихи – живое письмо.. Живое­ имеющее цвет, вкус, звук. Стихи Пастернака  «срываются» и «обрушиваются»  и надо или отойти в сторону от этого потока или выдержать его , не захлебнувшись. Пастернак воссоздает для нас мир озвученный , переполненный звуками, «изрытый им». ЧТЕЦ   Февраль. Достать чернил и плакать!  Писать о феврале навзрыд,  Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит.  Достать пролетку. За шесть гривен  Чрез благовест, чрез клин колес  Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей  Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей.  22 Под ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И, чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.   ВЕДУЩИЙ. Очень много стихотворений у Пастернака посвящено природе. В таком постоянном и пристальном внимании поэта к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю кроется едва ли не главная тема всего его творчества­ благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней.  ВЕДУЩИЙ.  Вечным спутником, духовным примером и собеседником  Бориса Леонидовича Пастернака стал В.  Шекспир.  Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но давали Борису  Пастернаку нравственную опору. С начальной школы мы знакомимся с переводами Бориса  Пастернака произведений Шекспира в театре «Возрождение» Сцена Джульетты и кормилицы.   ВЕДУЩИЙ Всеми поэтами при создании лучших лирических стихов двигала любовь. Пастернак не исключение. «Доктор Живаго»… Роман стал почти автобиографическим. В основу любовного треугольника в  романе легла личная драма поэта, история его любви с Ольгой Ивинской. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью. ЗВУЧИТ РОМАНС  «Мело, мело по всей земле…»   ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки) Жить и сгорать у всех в обычае,  Но жизнь тогда лишь обессмертишь,  Когда ей к славе и величию. Своею жертвой путь прочертишь. Эти  строки  Бориса   пастернака  как  нельзя лучше  отражают  суть  его  жизни,  жизни  художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.  Сегодня состоялось наше первое знакомство с Борисом Пастернаком. Я знаю, что впереди нас ждет много интересных   встреч с его произведениями , пусть они станут нашими помощниками и советчиками. Свеча – символ жизни, судьбы, творчества. Хочется , чтобы сегодня  все мы унесли с собой тепло и свет этой свечи и пронесли любовь к творчеству Бориса Пастернака через свою жизнь      23 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1» Чистопольского муниципального района РТ 24 сценарий, посвященный Дню героев Отечества  Юноша: Добрый день, уважаемые гости, дорогие учителя и гимназисты! Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Девушка: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг   георгиевских   кавалеров.   В   настоящее   время   страна   чествует   Героев   Советского   Союза, кавалеров   ордена   Святого   Георгия   и   ордена   Славы,   Героев   Социалистического   труда,   Героев Российской Федерации. Юноша: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Девушка:  Во   все   времена   все   народы   защищали   свою   страну,   поэтому   и   мы   должны   быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества. (Кадеты исполняют песню) 1 ученик: Россия! Не искать иного слова. Иной судьбы на свете нет. Ты вся ­ сплошное поле Куликово На протяженье многих лет. 2 ученик: Россия! Зарождалось это слово В звучании разбуженных мечей, 25

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)

«Приоритетные направления работы  школьной библиотеки: поиск, находки, решения» (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018