Реализация программы «Казахстанская карта чтения» и школьного проекта «Чтение – вот лучшее учение» .План мероприятий «Летнего клуба чтения» для учащихся школы.
Оганизация досуга детей и подростков в летние каникулы посредством популяризации лучшей детской литературы и создания условий для реализации творческих способностей юных читателей.
Организация системной, совместной работы по формированию и совершенствованию читательской грамотности учащихся школы. Привлечение к чтению малочитающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению. Привития любви к книге
формы методы привлечения детей к чтениюя.doc
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. И.Алтынсарина
Казахстанская карта детского чтения
в аспекте формирования
функциональной грамотности школьников
(методическое пособие)
Астана
2013
Рекомендации по составлению
«Казахстанской карты
детского чтения»
Сегодня важным компонентом определения уровня функциональной
грамотности личности и общества является их читательская культура. К сожалению,
как мы с вами знаем, современные дети все меньше читают и чтению предпочитают либо
телевизор, либо компьютер. Результаты международных исследований PISA
демонстрируют недостаточный уровень сформированности читательской грамотности
школьников.
Глава государства Н.А. Назарбаев отметил необходимость пересмотра
содержания и формы преподавания литературы в школе.
В учебных программах по казахской и русской литературе внесены
определенные изменения с учетом направленности на формирование
функциональной грамотности школьников, исключены сложные для восприятия
произведения.
В связи с этим во исполнение поручения Администрации Президента
Республики Казахстан № 3122 от 1 августа 2013 года к записке «О преподавании
литературы в средних школах Казахстана» и согласно поручению Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Национальная академия образования им.
Ы.Алтынсарина проводит работу по составлению проекта «Казахстанская карта детского чтения».
ПРОЕКТ
«Чтение – вот лучшее учение»
по реализации «Казахстанской карты детского чтения»
Цели: Организация системной, совместной работы по формированию и совершенствованию
читательской грамотности учащихся школы. Привлечение к чтению малочитающих, нечитающих детей,
формирование устойчивого интереса к чтению.
Задачи:
Учебные:
повысить интерес к чтению, сделать чтение привлекательным для школьника;
формировать читательские умения и навыки;
формировать навыки самостоятельной работы;
обогатить словарный запас;
формировать умение выразить собственную точку зрения.
Воспитательные:
развивать духовно нравственный мир посредством чтения книги;
формировать гражданскую ответственность, национальное самосознание и казахстанский патриотизм
путем знакомства с лучшими образцами художественной литературы;
организовать досуг обучающихся во внеурочное время.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать у школьников полиязычие через чтение произведений на трех языках .
Актуальность:
социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:
заметное снижение интереса к чтению у школьников. Резкое сокращение доли чтения в структуре
свободного времени детей изза того, что телевидение, видео, аудиотехника, а также компьютер
вытеснили книгу из жизни;
исчезновение традиций семейного совместного чтения с детьми.
Ни для кого не секрет, что последние десятилетия ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному
сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей.
Проблема чтения в наши дни приобрела мировой характер. Общественность бьёт тревогу по поводу
падения общего уровня культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа чтения.
Результаты тестирования в рамках PISA свидетельствуют, что казахстанские школьники в значительной
мере уступают своим сверстникам в умении работать с текстом, демонстрируют недостаточный уровень
читательских умений и навыков (из 65 странучастниц в 2009 г. – 59 место, в 2012 – 63 место).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
определение системной и повсеместной работы по формированию читательской грамотности
школьников с учетом приоритетов государства и на основе мирового и отечественного опыта;
усиление тесного сотрудничества школы и библиотеки по формированию читательской грамотности
школьников;
повышение уровня вовлеченности семьи в процесс чтения;
повышение у школьников интереса к чтению хороших книг посредством организации и проведения ряда
системных мероприятий;
через чтение художественной литературы будет дополнен и обогащен словарный запас школьника на
трех языках(казахском, русском, английском), повышен уровень сформированности читательских
навыков, умений выражать свою собственную точку зрения и творческого мышления и воображения,
уровень развития духовнонравственных качеств, гражданственности и патриотизма;
пополнение библиотечного фонда в школе с учетом предложенного списка художественной литературы
для самостоятельного чтения. Срок реализации проекта: 20152016 учебный год.
План мероприятий:
мероприятия
«Книги, которые помогают жить»
«С книгой поведешься – ума наберешься»,
«Занимательно – познавательно» (книжные выставки);
«Уголок для родителей» (постоян.действующая выставка)
«Советы библиотекаря» (рекоменд. советы на стенд, сайте
школы)
«Калейдоскоп сказок»
«Книгиюбиляры»
«Юбилей писателей»
«В мире словарей» (библиотечные уроки, выставки)
«Уроки библиотечной грамотности»
«Самый активный читатель года» (номинация, награждение)
«Как хорошо уметь читать (экскурсия в библиотеку)
«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (беседа)
«Кто хочет стать отличником» (интеллектуальная игра)
«Там на неведомых дорожках» (играпутешествие)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
сроки
сентябрь
май
кл.
1
11
ответственные
библиотекарь
в течении
года
библиотекарь,
родители
октябрь
15
библиотекарь
март
в течении
69
библиотекарь
года
конец
учебного
года
декабрь
январь
февраль
1
11
12
3
4
56
14
8
11
библиотекарь
учителя нач.
классов, актив
библиотеки,
родители
кл. рук.,
библиотекарь
кл. рук.,
библиотекарь
родители,
учащиеся
учителя нач.
классов, актив
библиотеки,
библиотекарь
учителя рус. и
каз. языка
актив
библиотеки,
библиотекарь
вожатые,
актив
библиотеки,
«С маминой подсказкой сочиняю сказку» ( домашнее совместное
сочинительство взрослого и ребенка)
«Неделя Детской книги» (сценки, викторины, громкие чтения)
март
апрель
март
«Я хочу написать о книге» (составление отзыва на прочитанную
книгу).
Издательская деятельность в библиотеке, изготовление печатно
рекламной продукции посвященной библиотеке и книге
(стенгазеты, буклеты, экслибрис)
апрель
в течении
года
Летний Клуб Чтения:
«Друг библиотеки» (ремонт книг, помощь библиотекарю);
«Веселый участник конкурсов» (активное участие в мероприятиях);
«Самый активный читатель» (самое большое количество книг,
прочитанных за лето);
«Читаем всей семьей» (количество прочитанных семьей книг);
на летних
каникулах
17 «Волшебная кисточка» (рисунки и иллюстрации к книгам);
«Проба пера» (отзывы на прочитанные книги, сочинения и стихи,
посвященные книге, чтению, библиотеке, родному краю);
«Капелька моей Родины» (участие в оформлении альбома «Село мое
– Свободное!)
Акции: «Подари библиотеке книгу», «Бросай все и читай» (чтение
по 30 мин.)
14.
учителя,
родители
Библиотекарь школы: Копылова Г.В.
План работы «Клуба читателей» дворового клуба «Жастар»
по КГУ «Свободненская СШ
Лето – замечательное пора, это смех, улыбки и просто хорошее настроение. А ещё лето – это время
читать! В целях реализации программы «Казахстанская карта чтения» и школьного проекта «Чтение –
вот лучшее учение», разработан план мероприятий «Летнего клуба чтения» для учащихся школы.
Цель: организация досуга детей и подростков в летние каникулы посредством популяризации лучшей
детской литературы и создания условий для реализации творческих способностей юных читателей.
Задачи:
Привлечь читателей к активному участию в мероприятиях клуба;
Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения
детей и подростков с помощью книг;
Целенаправленная организация чтения и культурного досуга детей в летний период.
Содержание
Рекомендательный список литературы
для чтения летом
Читальный зал под открытым небом
Книжная выставка восторг
Время
проведения
26.05
28.05
30.05
Литературные игры на солнечной поляне 2.06
4.06
6.06
Час сказок Пушкина. Видеофильмы
Литературный час с любимым героем
детворы Незнайки. Интерактивная
викторина
Урок безопасности
Мультимедиопутешествие «Спасайка и
Умейка»
Ремонт книг, помощь библиотекарю
Познавательный час. Экскурсия в музей.
Участие в оформлении альбома «Мое
село родное»
Занимательный час с элементами игры 29.06
8.06
10.06
12.06
Час поделок
Рисунки и иллюстрации к любимым
книгам
Проба пера сочинения, стихи
Конкурс (самое большее колво
прочитанных книг за лето)
Закрытие клуба читателей
1.07
3.07
6.07
8.07
10.07
№п/п Названия мероприятий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
«Я все это, прочитаю за лето».
«С собой в поход берём мы книгу»
« Летняя карусель».
«Чтобы было интересно – и тебе, и мне,
и всем»
«Мимо острова Буяна»
«Веселая страна фантазеров»
«Есть правила на свете, должны их
знать все дети!».
«Друг библиотеки»
«Капелька моей Родины Казахстан»
«Дракоша и правила дорожного
движения».
«Творческая мастерская»
«Волшебная кисточка»
«С маминой подсказкой – сочиняю
сказку»
«Самый активный читатель», «Читаем
всей семьей»
«До встречи в новом учебном году» Руководитель Г.Копылова
«« Реализация проекта «Казахстанская карта детского чтения»
в условиях сельской школы»».
Сегодня идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и
подростков, особенно у тех, кто живет в неблагополучных условиях и лишен доступа к книжной
культуре.
Если у родителей отсутствует культура чтения, дети также формируются вне её. Наша школа
обеспокоена сложившейся тенденцией.
С какими проблемами при реализации проекта мы сталкиваемся в условиях сельской школы?
Недостаточная укомплектованность библиотечного фонда в организациях образования.
(Ежегодно ухудшается положение с комплектованием библиотечного фонда. Библиотеки района , и не
только нашего, годами не получают новинок художественной литературы, особенно детской, также
ощущается нехватка литературы на казахском, английском языках или литература поступает в одном
двух экземплярах. Среди так называемых новых поступлений большую часть составляет литература
прежних лет издания, подаренная или сданная взамен утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих
детей, изнашиваются.
Затруднение в приобретении нужной литературы (отсутствие в сельской местности книжных киосков,
магазинов или низкий социальный статус семьи). Отсутствие домашних библиотек.
(Почти у трети семей нет личных домашних библиотек, а в сельской местности – единицы семей имеют
личные библиотеки.)
Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов
приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом, не выполняются, учебный материал
плохо усваивается, учащиеся обращаются не к художественному тексту, а к его краткому содержанию.
Отсутствие широкополосного Интернета в школах.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не
читает,»писал Д.Дидро.
Причины, по которым школьники редко читают:
Нехватка времени (большие нагрузки в школе, много дополнительных заданий).
Сложно найти подходящую (нужную) книгу.
Увлечение электронной культурой, видеопродукцией и разнообразной мультимедией.
Несоответствие интересов программного материала и интересов школьников (востребованными
являются приключения, фантастика, юмор, «весёлые» книги, ужастики, детские детективы, романы о
любви. Поэзию и классику предпочитают лишь некоторые).
Лень, нежелание.
Что же можно сделать, чтобы книга стала другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?
Приобщить его к книге, тем самым помочь ему стать успешным в жизни должны, в первую очередь
учителя литературы, семья, библиотека. Они должны влиять на ребёнка взаимосвязано и дополнять друг
друга. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеется талант писателя и талант читателя.
Талант читателя мы должны развивать, раскрывать, поощрять. Для того, чтобы своеобразить систему работы, прививая интерес к художественной литературе,
формируя литературный вкус, необходимо использовать разнообразные, в том числе нетрадиционные
формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке,
проектная деятельность и т. д.), так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых,
окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Система активной разнообразной
творческой внешкольной деятельности поможет проявить живой личный интерес к посещению
библиотек, занятиям в кружках.
Планируемые формы работы:
Занятия:
культурнодосуговая деятельность: литературные конкурсы, праздники, интеллектуальные игры и т. д.
свободная от занятий деятельность: экскурсии в местную, районную детскую библиотеку.
оформление тематических выставок, макетов;
проведение «Недели книги»;
игровая деятельность: сюжетноролевые игры, игры драматизации, режиссерские игры.
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
родительские собрания;
индивидуальные консультации;
фотопрезентации;
участие родителей в проектной деятльности, литературных конкурсах, в создании библиотечного
фонда, в оформление выставок.
Сотрудничество учителей со школьной библиотекой:
совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, выставок, занятий и т. д.
Полагаю, что поставленные цели также можно достичь, через использование новых, соответствующих
времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных
мероприятий, и интересных для современных школьников –это использование информационных
технологий, которые мы сегодня уже используем и которые идеально подходят для передачи знаний и
информации, с их помощью повысится эффективность работы библиотеки, в том числе и по
привлечению обучающихся к чтению.
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Формы и методы привлечения детей к чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.