Библиотека и школа:
партнерство в информационном обществе.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника.
Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом «Об образовании», Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы, должностными обязанностями.
Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.
Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:
Ø целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.
Ø Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Ø Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.
Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки :
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.
- Развитие духовных и физических возможностей личности,
- формирование чтения,
- подборку художественной, научной и методической литературы,
- постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.
- Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.
• Работа с одаренными детьми.
• Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
• изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,
• их роли и последствий для последующих поколений;
• формировании аналитический и рефлексивных умений общения.
Формы работы
По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:
Ø - библиотечные уроки;
Ø книжные выставки;
Ø циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой,
Ø об авторах, о содержании и жанре произведений;
Ø обзоры литературы по вопросам культуры чтения;
Ø тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;
Ø литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.
Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.
Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.
В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.
Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.
Используются такие интерактивные формы как:
Ø Электронные презентации книжных выставок
Ø Электронные библиотечные уроки
Ø Виртуальные конференции,
Ø Устные журналы - презентации
Ø Слайд - фильмы
Ø Литературные гостиные с электронными презентациями.
Итог:
- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?
Ø Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.
Ø Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.
Ø Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.
Ø Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.
Ø Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.
- Почему библиотекарь и учитель объединяются?
Ø Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
Ø Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.
Ø Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.
Ø Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях.
- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?
Ø Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).
Ø Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)
Ø Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).
Ø Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).
Доклад «« Деятельность работы библиотеки по реализации проекта «Казахстанская карта детского чтения»
в условиях сельской школы»».
Сегодня идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагополучных условиях и лишен доступа к книжной культуре.
Если у родителей отсутствует культура чтения, дети также формируются вне её. Наша школа обеспокоена сложившейся тенденцией и в связи с этим в библиотеке составлен проект «Чтение –вот лучшее учение», а также примерный план проведения мероприятий на 2015- 2016 учебный год. Проект составлен на основе проекта «Казахстанская карта детского чтения», согласно посланию Президента РК и реализации Государственной программы образования РК на 2011-2020 годы, Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
Главная цель этого проекта – организация совместной работы по формированию читательской грамотности учащихся нашей школы. Привлечение и привитие интереса к чтению малочитающих и нечитающих детей.
Задачи проекта –повышение интереса к чтению, формирование навыков самостоятельной работы с книгой, умение выражать собственную точку зрения, а также формирование у детей гражданской ответственности и казахстанского патриотизма через чтение.
Ожидаемые результаты этого проекта – усиление тесного сотрудничества учителей и библиотеки, вовлечение родителей в процесс чтения. А также повышения интереса к чтению, посредством проведения ряда мероприятий (отдельный план прилагается). Вот основные из них:
- «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (проведение экскурсий и бесед в библиотеке для учащихся начальных классов;
- « Книги-юбиляры», «В мире словарей», «Юбилей писателя», «Калейдоскоп сказок» - проведение библиотечных уроков;
- создание уголка для родителей «Библиотека советует»;
- совместное проведение с классными руководителями интеллектуальных игр и игр-путешествий;
- совместная работа с ученика и родителя в составлении отзыва о прочитанных книгах;
-создание в библиотеке рекламной продукции (буклеты, стенгазеты);
- номинация и награждение в конце каждой четверти «Самый активный читатель».
На летних каникулах организация «Летнего клуба чтения», с проведением таких мероприятий, как:
- «Веселый участник конкурсов и викторин», «Друг библиотеки», «Волшебная кисточка» - т.е. рисование иллюстраций к прочитанной книге, «Проба пера» - сочинения и стихи, посвященные библиотеке, родному краю;
- «Капелька моей Родины» - участие детей в оформлении альбома «Село мое – Свободное».
С какими проблемами при реализации проекта мы сталкиваемся в условиях сельской школы?
-Недостаточная укомплектованность библиотечного фонда в организациях образования.
(Ежегодно ухудшается положение с комплектованием библиотечного фонда. Библиотеки района, и не только нашего, годами не получают новинок художественной литературы, особенно детской, также ощущается нехватка литературы на казахском, английском языках или литература поступает в одном-двух экземплярах. Среди так называемых новых поступлений большую часть составляет литература прежних лет издания, подаренная или сданная взамен утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих детей, изнашиваются.
-Затруднение в приобретении нужной литературы (отсутствие в сельской местности книжных киосков, магазинов или низкий социальный статус семьи). Отсутствие домашних библиотек.
(Почти у трети семей нет личных домашних библиотек, а в сельской местности – единицы семей имеют личные библиотеки.)
-Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом, не выполняются, учебный материал плохо усваивается, учащиеся обращаются не к художественному тексту, а к его краткому содержанию.
-Отсутствие широкополосного Интернета в школах.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Ни о чём не думает лишь тот,
кто ничего не читает,»-писал Д.Дидро.
Причины, по которым школьники редко читают:
- Нехватка времени (большие нагрузки в школе, много дополнительных заданий).
- Сложно найти подходящую (нужную) книгу.
- Увлечение электронной культурой, видеопродукцией и разнообразной мультимедией.
- Несоответствие интересов программного материала и интересов школьников (востребованными являются приключения, фантастика, юмор, «весёлые» книги, ужастики, детские детективы, романы о любви. Поэзию и классику предпочитают лишь некоторые).
- Лень, нежелание.
Что же можно сделать, чтобы книга стала другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?
Приобщить его к книге, тем самым помочь ему стать успешным в жизни должны, в первую очередь - учителя литературы, семья, библиотека. Они должны влиять на ребёнка взаимосвязано и дополнять друг друга. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеется талант писателя и талант читателя. Талант читателя мы должны развивать, раскрывать, поощрять.
Для того, чтобы своеобразить систему работы, прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, необходимо использовать разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке, проектная деятельность и т. д.), так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности поможет проявить живой личный интерес к посещению библиотек, занятиям в кружках.
Планируемые формы работы:
Занятия:
-культурно-досуговая деятельность: литературные конкурсы, праздники, интеллектуальные игры и т. д.
-свободная от занятий деятельность: экскурсии в местную, районную детскую библиотеку.
- оформление тематических выставок, макетов;
- проведение «Недели книги»;
- игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации, режиссерские игры.
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
-родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- фотопрезентации;
-участие родителей в проектной деятльности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда, в оформление выставок.
Сотрудничество учителей со школьной библиотекой:
-совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, выставок, занятий и т. д.
Полагаю, что поставленные цели также можно достичь, через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, и интересных для современных школьников –это использование информационных технологий, которые мы сегодня уже используем и которые идеально подходят для передачи знаний и информации, с их помощью повысится эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению обучающихся к чтению.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.