Школьная библиотека - звено образовательной среды
Оценка 5

Школьная библиотека - звено образовательной среды

Оценка 5
Лекции
doc
библиотека +1
Взрослым
14.02.2018
Школьная библиотека - звено образовательной среды
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра - оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.Взаимодействие работы школы и библиотеки.
Библиотека и школа партнерство в информационном обществе 1.doc

 

 

Библиотека и школа:

 партнерство в информационном обществе.

 

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.  

 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества»,  где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего               индивидуальная работа, построенная в форме диалога и  внеурочная жизнь школьника.

Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом «Об образовании», Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы, должностными обязанностями.

  Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать  творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

 Отсюда и основная цель школьных библиотек  содействовать формированию навыков  информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

 Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:

Ø целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

Ø     Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Ø Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным   средством сохранения института культуры.

 

  Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки :

-  Формирование прочных основ нравственного и  здорового образа жизни  через  организацию  внеклассных мероприятий.  

-  Развитие духовных  и  физических возможностей личности,

-         формирование чтения,

- подборку  художественной, научной  и  методической литературы,

- постоянный  мониторинг  читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

-  Развитие духовно - нравственного  и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.  

                        Работа  с  одаренными  детьми. 

           Помощь  в  обучении учащихся конструированию  и  моделированию  в сфере общения с помощью организации  активных  форм деятельности;

            изучении исторического опыта организации общения людей  в человеческих сообществах, 

           их роли  и  последствий  для  последующих   поколений;   

           формировании аналитический и рефлексивных умений общения. 

 

Формы работы

   По  воспитанию  культуры чтения детей и подростков в  школьных библиотеках  используются различные формы работы:

Ø - библиотечные уроки;

Ø  книжные выставки;      

Ø   циклы рекомендательных бесед о правилах  и приемах работы с книгой,

Ø  об авторах,  о содержании и жанре произведений;      

Ø  обзоры  литературы по вопросам культуры чтения;                   

Ø  тематические  вечера,         устные  журналы,          литературные гостиные; 

Ø  литературные конкурсы, викторины, игры;     проектная и исследовательская деятельность. 

    Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

    Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

 

 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях  учебно-образовательной деятельности.

        Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

               Используются такие интерактивные формы как:

Ø Электронные  презентации книжных выставок

Ø Электронные  библиотечные уроки

Ø Виртуальные  конференции,

Ø Устные  журналы - презентации

Ø Слайд - фильмы

Ø Литературные  гостиные с электронными презентациями.

Итог:

                - Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

Ø  Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е.  предоставление информации,  методической  и  консультационной  помощи работникам  школы.

Ø Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

Ø Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

Ø Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

Ø Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

Ø  Чтобы разделить ответственность  за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.

Ø  Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

Ø Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

Ø  Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях.

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

Ø Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

Ø Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

Ø Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

Ø Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

 

 

Доклад «« Деятельность работы библиотеки  по реализации  проекта «Казахстанская карта детского чтения»

 в условиях сельской школы»».

Сегодня идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагополучных условиях и лишен доступа к книжной культуре.

Если у родителей отсутствует культура чтения,  дети  также формируются  вне её. Наша школа обеспокоена сложившейся тенденцией и в связи с этим в библиотеке составлен   проект «Чтение –вот лучшее учение», а также примерный план  проведения мероприятий на  2015- 2016  учебный год. Проект составлен на основе проекта «Казахстанская карта детского чтения», согласно посланию  Президента РК и реализации Государственной  программы образования РК на 2011-2020 годы, Национального плана действий по развитию  функциональной  грамотности школьников на 2012-2016 годы.

Главная цель этого проекта – организация совместной работы по формированию читательской грамотности учащихся нашей школы. Привлечение  и привитие интереса к чтению малочитающих и нечитающих детей.

Задачи проекта –повышение интереса к чтению, формирование навыков самостоятельной работы с книгой, умение выражать собственную точку зрения, а также формирование у детей гражданской ответственности и казахстанского патриотизма через чтение.

Ожидаемые результаты этого проекта – усиление тесного сотрудничества учителей и библиотеки, вовлечение родителей в процесс чтения. А также повышения интереса к чтению, посредством проведения ряда мероприятий (отдельный план прилагается). Вот основные из них:

-  «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (проведение экскурсий и бесед в библиотеке для учащихся начальных классов;

- « Книги-юбиляры», «В мире словарей», «Юбилей писателя», «Калейдоскоп сказок»  - проведение библиотечных уроков;

- создание уголка для родителей «Библиотека советует»;

- совместное проведение с классными руководителями интеллектуальных игр и игр-путешествий;

- совместная работа с ученика и родителя в составлении отзыва о прочитанных  книгах;

-создание в библиотеке рекламной продукции (буклеты, стенгазеты);

- номинация и награждение  в конце каждой четверти «Самый активный читатель».

На летних каникулах организация «Летнего клуба чтения», с проведением таких мероприятий, как:

- «Веселый участник конкурсов и викторин», «Друг библиотеки», «Волшебная кисточка» - т.е. рисование иллюстраций к прочитанной книге, «Проба пера» - сочинения и стихи, посвященные библиотеке, родному краю;

- «Капелька моей Родины» - участие детей в оформлении альбома «Село мое – Свободное».

  С какими  проблемами при реализации проекта мы сталкиваемся в условиях сельской школы?

-Недостаточная укомплектованность библиотечного фонда в организациях образования.

(Ежегодно ухудшается положение  с комплектованием  библиотечного  фонда. Библиотеки района, и не только нашего, годами не получают  новинок художественной литературы, особенно детской, также ощущается нехватка литературы на казахском, английском языках или литература поступает  в одном-двух экземплярах. Среди  так называемых  новых поступлений большую часть составляет литература прежних лет издания, подаренная или  сданная взамен  утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих детей, изнашиваются.

-Затруднение в приобретении нужной  литературы (отсутствие в сельской местности  книжных киосков, магазинов  или низкий социальный статус семьи). Отсутствие домашних библиотек.

(Почти у трети семей нет личных домашних библиотек, а в сельской  местности – единицы семей имеют личные библиотеки.)

-Перенасыщение школьной программы  по литературе  при ограниченном  количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом, не выполняются, учебный материал  плохо усваивается, учащиеся обращаются  не к художественному тексту, а к его краткому содержанию.

-Отсутствие широкополосного Интернета в школах.

 

«Люди перестают мыслить,

 когда перестают читать.

 Ни о чём не думает лишь тот,

 кто ничего не читает,»-писал Д.Дидро.

Причины, по которым школьники редко читают:

- Нехватка времени (большие нагрузки в школе, много дополнительных заданий).

- Сложно найти подходящую (нужную) книгу.

- Увлечение электронной культурой, видеопродукцией и разнообразной мультимедией.

- Несоответствие интересов программного материала и интересов школьников (востребованными являются приключения, фантастика,  юмор, «весёлые» книги, ужастики, детские детективы, романы о любви. Поэзию и классику предпочитают лишь некоторые).

 - Лень, нежелание.

Что же можно сделать, чтобы книга стала другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

Приобщить его к книге, тем самым помочь ему стать успешным в жизни должны, в первую очередь -   учителя литературы, семья, библиотека. Они должны влиять на ребёнка взаимосвязано и дополнять друг друга. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеется талант писателя и талант читателя. Талант читателя мы должны развивать, раскрывать, поощрять.

Для  того, чтобы своеобразить  систему работы, прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус,  необходимо использовать разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы  с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке, проектная деятельность и т. д.), так как только кропотливая  совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности  поможет проявить живой личный интерес к посещению библиотек, занятиям в кружках.

 

Планируемые формы работы:

Занятия:

-культурно-досуговая деятельность: литературные  конкурсы, праздники, интеллектуальные игры и т. д.

-свободная  от занятий деятельность: экскурсии в местную, районную детскую библиотеку.

- оформление тематических выставок, макетов;

- проведение «Недели книги»;

- игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации, режиссерские игры.

 

Сотрудничество с родителями.

Формы работы:

-родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- фотопрезентации;

-участие родителей в проектной деятльности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда, в оформление выставок.

 

Сотрудничество  учителей со школьной библиотекой:

-совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, выставок, занятий и т. д.

Полагаю, что поставленные цели  также можно достичь, через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, и интересных для современных школьников –это использование  информационных технологий, которые мы сегодня уже используем и которые идеально подходят для передачи знаний и информации,   с их помощью повысится эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению обучающихся к чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Библиотека и школа: партнерство в информационном обществе

Библиотека и школа: партнерство в информационном обществе

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность

Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников)

Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников)

Ежегодно ухудшается положение с комплектованием библиотечного фонда

Ежегодно ухудшается положение с комплектованием библиотечного фонда

Занятия: -культурно-досуговая деятельность: литературные конкурсы, праздники, интеллектуальные игры и т

Занятия: -культурно-досуговая деятельность: литературные конкурсы, праздники, интеллектуальные игры и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018