Класс: 3
Учитель: Чекунаева Е.Г.
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: Природа и наша безопасность. Опасности природного характера. Экологическая безопасность.
Цель урока: дать первоначальные представления о терминах «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр, «эколог»; обобщить знания о правилах личной экологической безопасности, о том, что Земля - наш дом, бережем дом - бережем здоровье.
Цель деятельности учителя: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье; научить выполнять правила личной экологической безопасности.
Планируемые результаты:
Личностные: умеют слушать собеседника, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения;
- формируют личностное отношение к экологической проблеме.
Предметные: узнают:
- что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;
- как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;
- некоторые способы защиты от вредных веществ;
- термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения».
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь, конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения; ролика «Как прекрасен этот мир!», жетончики с цветами, цветные карандаши.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
Этап урока. Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Орг. момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог |
2 мин |
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. |
Приветствовать учителя |
Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2.Актуализация опорных знаний. Метод: словесный, практический. Прием: повторение правил безопасности |
5 мин. |
Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Наша безопасность». - Как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность - защита от опасности.) 1. Вспомним правила безопасности: 1.Предвидеть опасность. 2.По возможности избегать опасность. 3.При необходимости действовать решительно и чётко. 4.Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать. 2.Фронтальный опрос. Приём «Интервью» - Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека? - По каким признакам можно узнать о приближении грозы? - Как уберечься от удара молнии? - Как избежать отравления растениями и грибами? - Как избежать укуса змеи? - Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой? -Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными? Вывод: Мы узнали как вести себя во время грозы, научились распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. |
Отвечать на вопросы Вспоминать правила |
П: Ориентация в собственной системе знаний. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
3.Постановка и решение учебной задачи Метод – словесный; практический; Прием – прослушивание рассказа; подведение к теме урока; постановка цели задач. |
2 мин. |
1.Сообщение темы и цели урока. Сценка Ученица: -Вчера дома я услышала от родителей такой разговор. Мама: -Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова! Папа: -Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять. Ученица: -Кто такая экология? -Что она сделала? 2. Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность» 1. Вступительная беседа учителя. - Давайте попробуем вместе сформулировать учебную задачу урока, постарайтесь продолжить предложения. Мы узнаем…( что такое «экологическая безопасность») Мы обсудим…..(экологические проблемы) Попробуем найти…..(пути решения некоторых из них) Познакомимся с правилами…(экологической безопасности) - Также мы узнаем что такое «цепь загрязнения», будем учиться их составлять; познакомимся с профессией эколога, проведем практическую работу по очищению загрязненной воды. - А кто знает что такое «экология»? 2. Словарная работа «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение». – Экология – это наука о доме. – А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля) – Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля. - А что мы называем «окружающей средой»? (То, что нас окружает: вода, почва, воздух) - Кто из вас знает, а чем занимается эколог? Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает немалые потрясения и чтобы ее сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все общество будет жить в согласии с природой. - Сегодня на уроке вы будете не простыми учениками, а учеными-экологами и мы попытаемся с вами исследовать некоторые экологические проблемы и найти пути их решения, чтобы защитить нашу Землю. Хочу обратиться к мудрым словам Маленького принца - героя произведения Антуана де Сент-Экзюпери «…Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету". Можем ли мы использовать эти слова как девиз сегодняшнего урока? - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. А какая же тема сегодняшнего нашего урока? (Экологическая безопасность) А какую цель и задачи мы поставим перед собой? Цель: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; научить выполнять правила личной экологической безопасности. Задачи: - узнать, что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека; - узнать, как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды; -рассмотреть некоторые способы защиты от вредных веществ. |
Слушать рассказ Ставить цель уроки и задачи Отвечать на вопросы |
Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
4. Решение частных учебных задач Метод - словесный; практический Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы, работа с учебником, самостоятельная работа с конвертами; работа с иллюстрацией и с понятием цепь. |
20 мин. |
1. Беседа учителя -Что необходимо для жизни? Давайте мы поздороваемся с нашей планетой: «Здравствуй, планета Земля! -Здравствуйте, люди! Здравствуйте, леса и горы! Здравствуйте, птицы и звери!» -Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, были бы хоть немного счастливы. -Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? -Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу). – Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас. Самостоятельная работа. – На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить. 1. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. (Да, загрязняется окружающая среда.) 2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.) 3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д.) 4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.) А теперь мы проверим со слайда, правильно ли вы ответили на вопросы. Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?». – А как влияет природа на жизнь человека? Откройте учебник на стр. 31 – Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло? (мужчина ловил рыбу на загрязнённом водоёме, затем приготовил и съел её, после чего попал в больницу) – Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (Цепь.) – Почему её назвали цепь? (Последовательно передаётся от одного к другому.) Экологическая безопасность. - Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность. - Что означает этот термин? (это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды) - Прочитайте определение в учебнике на с. 32. - Запишите в свою рабочую тетрадь. Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. |
Слушать учителя Участвовать в беседе Работать с правилами Слушать учителя и отвечать на вопросы Работать с конвертами Работать с иллюстрацией Работать с понятием «Цепь загрязнения» |
Познавательные: построение логической цепи рассуждений. П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
5. Физминутка |
2 мин. |
Здравствуй,
солнце! (Встают на носочки,
руками в вверху описывают круг) Впереди
из-за куста (Приседают,
выглядывают) Зайчик
быстро скачет в поле, Здравствуй, школа! (Встают на носочки, руками в вверху
описывают круг) |
Выполнять упражнения. |
|
6. Первичное закрепление Метод - словесный; практический; наглядный Прием – работа по учебнику; составление правил по учебнику работа с правилами экологической безопасности; работа в рабочей тетради; работа с игрой «Живи, Земля» |
10 мин. |
А теперь, я приглашаю вас стать участниками Экологической службы. Давайте попробуем вывести правила личной экологической безопасности. Работа с учебником стр. 33 - 35. 1 ряд будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха, ведь мы не можем закрыть заводы, запретит работать машинам. Ваша служба называется «Небесный патруль». (стр33) - 2 ряд поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа - «Чистая капля».( стр34) - 3 ряд. Вы будете «Врачами - экологами» и дадите рекомендации, как защитить себя от загрязненных продуктов питания.(стр35) Как же защититься от грязного воздуха? 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. Как же защититься от загрязненной воды? 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 5.Более надёжное средство - вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода. Как же защититься от некачественных продуктов питания? 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки. 4. Ешь экологически чистые продукты. 5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. Теперь посмотрите на правила, которые составила я, если у вас чего-то не хватает то запишите это. - Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему? 1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде! 2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленьком пруду. Ёе там столько, что можно руками ловить! 3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила. 4. – А мои грибочки из берёзового лесочка! 5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться. 6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки! ( После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет.) Игра «Живи, Земля» Я называю правило, а вы поднимаете жетончики с цветами (красный-если вы не согласны, зеленый-если это правильно и вы согласны).
- Эти знания важны лично для каждого из вас. - Как вы думаете почему? (Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека) |
Работать по рядам Составлять правила экологической безопасности Участвовать в беседе Работать с правилами Дополнять правила, которых нет в учебнике Отвечать на вопросы Выполнять упражнения Производить проверку Играть в игру «Живи, Земля» Обобщать и делать вывод |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания. П: Ориентация в собственной системе знаний. П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, К: умение излагать свое мнение. |
7. Рефлексия (итог урока) |
3 мин. |
-Что такое экологическая безопасность? -Что такое цепь загрязнения? -А какие экологические проблемы возникают на Земле? – Чему мы научились сегодня на уроке? Кто принял решение для себя выполнять правила экологической безопасности, поднимите зелёный карандаш, а кто не уверен, что будет выполнять эти правила - красный карандаш, ну , а кто сомневается – желтый карандаш. – Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? Желаю вам, ребята Быть честными, быть верными И каждый день следить, Чтобы своей планете Ничем не навредить! |
Подводить итоги урока Отвечать на вопросы |
Р:осуществлять итоговый контроль Л: самооценка на основе критерия успешности; |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.