"Природа как ключ к гармоничному воспитанию детей"

  • docx
  • 16.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ребенок и природа.docx

«Ребенок и природа»

        Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на ребёнка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что он начинает чувствовать её своей душою.   

     Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.

       Маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства-в семье и в детском саду. Мы, педагоги должны воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.

Рассматривая на прогулке с детьми цветы, траву, листья, я обращаю внимание на их красоту, нежность. Учу любоваться ими.

В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен уметь жалеть всё живое.

Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.

 

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и наблюдения, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, походы и конечно экспериментирование.

Одним из средств полученных знаний о природе являются словесные, дидактические игры и речевые задачи. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств; участвовать в создании жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу на нашей планете, за ее здоровье.

         Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

        Дошкольный возраст этот тот период, который важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 

 

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

·                     в стремлении познать природу;

·                     в чтении книг о природе;

·                     в деятельности по защите природы;

·                     в изображении природы в картинках, рисунках, аппликации, лепке.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются:

·                     прогулки и экскурсии на природу;

·                     фенологические наблюдения;

·                     использование элементов исследовательской работы;

·                     изучение загадочных явлений природы;

·                     деятельность по оказанию помощи природе;

·                     чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;

·                     проведение бесед о природе.