«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».
Оценка 4.8

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

Оценка 4.8
docx
29.11.2019
«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».
Методическая разработка 2016.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 36 г.Курганинска муниципального образования Курганинский район

 

Методическая разработка по теме:

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

                                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                                             Шульгина Н.В.

 

 

2016г.

Тема: «Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

Предисловие.

Данная методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Материалы, предлагаемые Вашему вниманию, используются мною в работе. Надеюсь, что и для Вас они будут полезны.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Я считаю, что данная разработанная система методических приёмов и занятий по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру даёт положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования её в детских дошкольных учреждениях.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов в не простом, но очень важном деле эстетического воспитания детей, радости и удовлетворения в труде!

Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом,

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

Введение.

Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания всё чаще можно прочитать на страницах газет и журналов, услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, «которая спасёт мир». А мир действительно надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила проблемы глобального характера: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. п. Я считаю, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда всё вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он ходит, дома, в которых живёт, школа, в которой учится и т. д.

Д.С. Лихачёв говорил: « человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Необходимо, чтобы безликая серая архитектура уступила место уютным и тёплым жилищам, чтобы улицы сияли чистотой и дворы утопали в цветах. Наши дети живут в этом мире, поэтому особые надежды возлагаются на эстетическое воспитание, как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как, зло безобразно. Я считаю, что начинать приобщать человека к прекрасному надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причём, воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». Проблема эстетического воспитания вызывает у меня интерес, так как глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: Л. Шлегер, В. Шмидт, Е. Тихеева, Р. Орлова и другие. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет иначе взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Поскольку данная проблема актуальна, я занялась темой эстетического воспитания дошкольников средствами природы.

Актуальность: определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель разработки в определении наиболее эффективных путей и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников

Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников

Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

Методы:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

Наблюдение за деятельностью дошкольников

Опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Теоретическая и практическая значимость:данной разработки заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приёмы формирования у детей  дошкольного возраста эстетического вкуса, определены последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и даёт возможность широко использовать эту систему в педагогическом процессе.

Содержание проблемы.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие и наслаждение, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры – одна из важнейших задач. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и к искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия с детьми способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания М. М.Рукавицин, который считает: « … конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства»

Эстетическое воспитание – процесс приобщения ребёнка ко всему прекрасному, формирование возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть своя специфика – это приобщение к искусству. В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребёнок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Поэтому необходимо знать особенности эстетического воспитания:

Рассказывая о прекрасном, акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство необходимо связывать с сенсорным развитием, так как, красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию

Ребёнок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания

Для выполнения намеченных задач можно воспользоваться следующими средствами:

Окружающая действительность. Больше внимания уделять положительному настроению ребёнка, развивать желание действовать и развивать воображение

Природа

Занятия музыкой, изобразительной деятельностью, развитием речи

Эстетика быта

В данной разработке я остановлюсь на природе, как средстве эстетического воспитания дошкольников.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев. С этой целью, мы проводим сезонные экскурсии, во время которых учимся воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц, замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов и т. п.) Дошкольники постепенно начинают проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, делая поделки из природного материала. Эстетическое воспитание активизирует ребёнка до творческой деятельности по законам красоты. Богатейший эмоциональный опыт даёт детям природа. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало, помогают занятия по развитию речи (рассказ, чтение наизусть, словесные игры). Знания, полученные на прогулках и экскурсиях, дополняются на художественно-речевых занятиях.

Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений. Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если его не изменяет человек, остаётся практически постоянным. Поэтому, в системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Умение видеть красоту природы – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Вот почему педагогические воздействия требуют постоянного общения с природой. В нашем дошкольном учреждении дети ухаживают за цветами, которые есть в каждой группе и в экологическом центре, наблюдают за рыбками в аквариумах. На территории детского сада учатся видеть деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки листьев, лепестков; наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья; как расцветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребёнок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое кажется ему самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к другу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

В весенний период можно показать детям особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму лапок и тела, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи. Важно научить детей помогать птицам: устраивать кормушки на окне или на дереве и пусть дети сами подкармливают птиц. У детей поднимается настроение от сделанного доброго дела.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В процессе наблюдения за явлениями природы, у ребёнка включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и т.д.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы важно знать возрастные особенности детей. У детей дошкольного возраста наблюдается стремление к самостоятельности и независимости. Они всё хотят открыть и увидеть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но её направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнёзда, стрелять из рогатки по птицам, а другие – разводить рыбок, ухаживать за животными. Поэтому необходимо организовывать деятельность ребёнка, т.е. постараться дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определённой цели. Задача педагога состоит в том, чтобы направить в нужное русло появившийся интерес, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, видеокамерой. Такой вид охоты обогатит эстетический, эмоциональный мир ребёнка, разовьёт в нём наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию детей важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия: воспринимая явления окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Эстетическое восприятие – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом, эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объёмом жизненного опыта детей.

Дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них ещё отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но, если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание, чтобы дети не остались глухи и слепы к красоте природы.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребёнка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Только тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за животное, за растение перед природой и обществом, а, следовательно, природа – один из важных факторов эстетического развития личности.

На пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, я поставила перед собой цель - определить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо проанализировать работу, осуществляемую в детском саду, изучить основы эстетического воспитания, выявить основные пути и методы эстетического воспитания дошкольников, раскрыть значение природы в эстетическом воспитании.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной были выявлены элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире: животными и их средой обитания. Исследование имело целью – определить уровень эстетического развития дошкольников и наметить пути совершенствования работы в этом направлении.

Для определения уровня эстетического развития, детям двух старших групп было предложено два задания. Первое задание опиралось на методику «Нелепицы». При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире; о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. А также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребёнок получал картинку, в которой имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными, а также следующую инструкцию: « внимательно рассмотри эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе кажется не так, то укажи на это и объясни, почему неправильно. Далее – дай правильный ответ». Время показа картинки и время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Система вопросов:

У какого животного есть иголки?

Кто в лесу всю зиму спит?

В какое время года на деревьях распускаются листочки?

Лев – дикое или домашнее животное?

Назови домашних птиц, которые умеют плавать?

Когда собирают урожай с полей и с огородов?

Чем выделяется берёза зимой среди других деревьев?

Для того, чтобы повысить результаты в подготовительной группе, я занимаюсь разработкой комплекса занятий, направленных на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. Большое внимание уделяется экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, а также работе с родителями, т.к. в семьях дошкольников недостаточное внимание уделяется эстетическому воспитанию средствами природы. С родителями мы проводим беседы, консультации, практические занятия, анкетирование, выставки, конкурсы, презентации, Дни открытых дверей и многое другое.

В основе отношения ребёнка к окружающему миру природы должны лежать следующие базовые положения:

Я – часть природы.

Я восхищаюсь природой, которая меня окружает,

Я сострадаю живому и неживому, как живому.

Я умею видеть красивое рядом с собой и любоваться им.

Я оказываю посильную помощь природе.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств, а в возрасте 6-7 лет основным из них является зрение. Мир, окружающий ребёнка, разноцветен, Разноцветна и природа. Вот почему мне представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребёнка к разноцветной природе.

И увидишь, как от света и от нашей доброты

Лес поёт, ручей смеётся, распускаются цветы.

Для работы по эстетическому воспитанию средствами природы Вашему вниманию предлагается целенаправленная система занятий. Каждое занятие ощущается детьми, как увлекательное путешествие, которое, чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приёмы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

Основной путь эстетического развития ребёнка – это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать частью любого другого вида воспитания. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью. Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоничному развитию подрастающего поколения.

Планирование занятий.

Сентябрь.

1.Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа»

2.Занятие на тему: «Солнце и волшебная радуга».

3.Экскурсия по городу «Где растут растения»?

4. Занятие на тему: «Многообразие осенних листьев».

Октябрь.

1.Занятие на тему: «Разноцветные плоды растений».

2. Занятие на тему: «Многообразие плодов в природе».

3.Открытое занятие на тему: « Осень - прекрасная пора!»

Ноябрь.

1. Занятие на тему: «Зима в окно стучится».

2. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

3. Занятие на тему «Подготовка животных к зиме».

4. Занятие на тему: «Как зимуют домашние животные»?

Декабрь.

1.Занятие на тему: «Разнообразие птиц в природе».

2. Занятие на тему «Птицы зимой».

3. Экскурсия в парк «Птицы и их следы».

4. Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев».

Январь.

1.Занятие на тему: «Кора и её значение в жизни деревьев».

2. Занятие на тему: «Зелёные растения зимой в природе».

3. Занятие на тему: «Комнатные растения».

4. Экскурсия в зимний лес « В гостях у зимушки – зимы».

Февраль.

1.Открытое занятие: «Здравствуй, гостья – зима!»

2. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (1)

3. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (2)

4. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (3)

Март.

Занятие на тему: «Природа просыпается».

Занятие на тему: «Особенности ночного неба».

Занятие на тему: «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Экскурсия в парк «Наблюдение за разноцветным небом».

Апрель.

Занятие на тему: «День Земли»,

Экскурсия в весенний лес «Весна красна».

Занятие на тему: «Природные краски».

Май.

Занятие на тему: «Красота цветущей ветки».

Открытое занятие на свежем воздухе: «Разноцветная жизнь вокруг нас».

Приложение:

«Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год –

Ребята будут рады,

Хлопот весёлых полон рот,

Готовят ей наряды».

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают её от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской:« Ёлочка.

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки голые стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен,

Видно смелая она».

Проводится игра «Угадай-ка!», с целью упражнения детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребёнком, раскрывающим особенности строения. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребёнком, а остальные дети должны узнать о каком дереве идёт речь, найти и подбежать к нему.

Структура всех предлагаемых занятий и экскурсий.

Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».

Цель: формирование знаний у детей о многоцветности окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя?

Желательно, чтобы преобладающий в эту пору был зелёный цвет. К концу занятия подвести детей к выводу, что цвет живой природы – зелёный, т.е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зелёного растения. Но оттенков зелёного цвета очень много, это мы тоже наблюдаем, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. А цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени в любую пору и в любом месте – разноцветный.

Занятие «Солнце и волшебная радуга».

Цель: воспитание понимания природы, формирование знаний о причине разноцветности мира.

Солнце и его лучи – мастера раскрашивания. Проводим эксперимент: ловим солнечный зайчик и наблюдаем за ним. Дети узнают, из каких цветов состоит солнечный луч. Эксперимент проводится в солнечный день. Наполняем водой противень и ставим около окна так, чтобы на него падал утренний свет солнца. Зеркальце помещается внутри противня, верхней стороной на край, а нижней в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Одной рукой берём лист бумаги, держим его перед зеркалом, а другой рукой слегка подвигаем зеркальце. Регулируем положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Итог: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Экскурсия по городу: «Где растут растения»?

Цель: формирование знаний детей о том, что растения можно найти везде, но в разной среде обитания они разные.

Вводится понятие «среда обитания». Выяснить, чем отличаются растения леса и луга? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке?

Наблюдать цветовые различия.

Занятие на тему: «Многообразие осенних листьев» Конспект.

Ознакомление с природой и изобразительная деятельность.

Цель: расширение представлений детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев, представлений о процессах, происходящих в природе.

В процессе проведения занятия воспитывать у детей умение видеть красоту в осенней природе. Познакомить с новой техникой изображения листьев – печать листочками или техника изображения «набрызгом», на усмотрение воспитателя. Методические приёмы: показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ новой техники рисования. Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться, как шуршат листья; рассмотреть листья разных деревьев. Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре «Мы - осенние листочки», листы жёлтой бумаги, листья с деревьев, гуашь, разведённая в тарелочках, зубные щётки (б/у).

Ход занятия: воспитатель: «О том, как хороша природа, нечасто говорит народ. Но, глядя с берега крутого на розовеющую гладь, порой одно он скажет слово, и это слово – благодать!» И, действительно, ребята, природа даёт нам благо или добро. Обратим внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу. Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся – это время года осенью зовётся! Дети разбрасывают осенние листья под ноги. Читают наизусть стихи об осени. «Вот художник, так художник! Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку, просим: кто художник этот – осень!» Ребёнок читает стихотворение с букетом осенних листьев: «День осенний так хорош! Сколько листьев соберёшь! Золотой большой букет – нам от осени привет! Затем передаёт букет воспитателю. Воспитатель: обратите внимание, какие в букете листья, Жёлтые, оранжевые, багровые и бурые. Почему осенние листья окрашены в различные цвета? Ответы детей. Действительно, осенние листья слетели с разных деревьев, а разные деревья осень окрашивает в разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им любоваться. Сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют – с какого дерева листок. Проводится игра «Мы – осенние листочки». Ребята говорят слова и делают движения: дети стоят кружком с листочками в руках и говорят: «Мы – листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок – мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут). Воспитатель читает детям стихотворение М.Авдеевой, дети усаживаются на стульчики. «Разноцветный парк, разноцветный сад. Листопад начался! Начался листопад! Под ногами у ребят листья весело шуршат». Воспитатель предлагает детям вспомнить, как шуршат листья под ногами. Дети отвечают. Задаёт вопросы: почему осенью листья опадают?; нравятся ли вам цветные листочки?; любите ли вы их собирать? Почему? Что вы с ними делаете? Воспитатель рассказывает о том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут. Опавшие листья убирают только с асфальта и твёрдых покрытий. Сегодня мы научимся очень интересному способу изображения. Раньше мы рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щёткой. Рисовать мы будем осенние листья, из которых потом соберём большой осенний ковёр. Воспитатель демонстрирует технику исполнения. На лист жёлтой бумаги кладём свой осенний листочек. Опускаем щётку в тарелочку с краской, излишки краски стряхиваем. Держа щётку перед листом, быстро проводим палочкой по щётке по направлению к себе. Передвигаем щётку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставляем бумагу и листочек сохнуть, а потом убираем листья. Дети увидят силуэты листьев, окружённые брызгами краски. После полного высыхания можно вырезать листья, оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив силуэты на лист бумаги.

Занятие на тему: «Разноцветные плоды растений».

Цель: формирование знаний детей о том, что у разноцветных растений дети – плоды тоже разноцветные.

Показ картинок из серии «Родители-дети». Люди, животные, фрукты, овощи, другие растения и т. д. Дети – это плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды» на соотношение дерева и плода.

Аппликация из разноцветных семян (орнамент или узор)

Экскурсия в природу «Многообразие плодов».

Цель: знакомство с многообразием плодов.

На экскурсии мы использовали игровые приёмы – запускали семена-летучки, отгадывали, какие семена какому растению принадлежат и т.п.

Открытое занятие на тему «Осень – прекрасная пора!»

На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, овощи и фрукты и т.п.

Занятие на тему: «Зима в окно стучится».

Цель: показ смены разноцветного мира на другую гамму.

На основе басни «Стрекоза и муравей» мы рассмотрели смену условий существования живых существ в разных средах обитания, выяснили причину смены времён года, используя игру «Солнце – Земля». Дети составили мозаику: подбирали цветовую гамму разных времён года.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых насекомых и др.), наблюдения за изменением цвета.

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зелёным? Почему нет ярких цветов?

Проводится игра «Что я вижу»? на ориентировку в пространстве (слева, справа, прямо и по кругу)

Занятие на тему: «Подготовка животных к зиме».

Цель: формирование понятия о приспособительных функциях живых организмов для выживания в разных условиях существования (на основе смены цвета)

Как люди готовятся к зиме: одежда, дом, еда.

Животные готовятся по-разному. Заяц меняет шубки. Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.

Занятие на тему: «Как зимуют домашние животные»?

Цель: знакомство детей с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме.

Рассказать сказку о старом коте, лежавшем на печке.

Показать макет большого деревенского дома, в котором живут кошка, собака, корова, коза, куры. Кто живёт в зимней избушке?

«Рассказ по кругу» о своём домашнем животном.

Занятие на тему: «Разнообразие птиц в природе».

Цель: формирование заботливого отношения к птицам.

Показ картинок с изображением различных животных. Выяснить с детьми, что делает птицу птицей. Игра «Разноцветные пёрышки».

Игра «Собери картинку» с изображением птиц.

Занятие на тему: «Птицы зимой».

Цель: предоставление возможности детям почувствовать себя птицей и обратить внимание на трудности зимующих птиц.

Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, которые:

Не живут в наших краях

Улетают на зиму

Остаются на зиму

Дети рисуют «портреты» зимующих птиц, вырезают и размещают птиц на «зимнем» дереве.

Экскурсия в парк «Птицы и следы».

Цель: показ детям разнообразия птиц и их следов.

Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев».

Цель: дать возможность детям увидеть красоту зимней природы и полюбоваться ею.

Выясняем с ребятами, что происходит с деревьями зимой, все ли деревья теряют листочки. Игра «По кругу», в которой дети называют листопадные и вечнозелёные деревья нашего леса.

Предлагается нарисовать дерево зимой, используя мелки, уголь.

Занятие на тему: «Кора и её значение в жизни растений».

Цель: расширение представлений детей о роли коры в жизни дерева привлечение их внимания к разнообразию коры.

Предлагаем детям «Чудесный мешочек», в котором находятся кусочки коры разных деревьев. Дети на ощупь определяют кору разных деревьев.

Рисуем кору деревьев с использованием техники «мятой» бумаги.

Занятие на тему: «Зелёные растения зимой».

Цель: знакомство детей со мхами и лишайникам и. Показать детям чудо – мох и лишайник, разнообразие оттенков зелёного цвета.

Выполняем коллективную работу в технике «монотипия» - «Старое дерево зимой».

Занятие «Комнатные растения».

Цель: формирование бережного отношения к нашим друзьям – комнатным растениям. Выяснить, где зимой можно увидеть зеленые растения и почему у них не опадают листья? Рассмотреть разные комнатные растения. Использовать приём «перемешай и соотнеси». Дети выбирают понравившиеся растения, рассматривали их и играли в игру «Я садовником родился».

Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса».(1)

Цель: формирование знаний детей о зимовке крупных млекопитающих.

К занятию целесообразно изготовить модель зимнего леса. Беседа с детьми о животных зимнего леса. Лепка из пластилина «больших» животных зимнего леса.

Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса».(2)

Цель: формирование знаний детей о зимовке животных среднего размера.

Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса».(3)

Цель: формирование знаний детей о зимовке насекомых и червей.

Рассказать детям о том, что в лесу живут и очень маленькие существа – насекомые и черви, под корой деревьев, под землёй и в сухих листьях.

Показать изображения насекомых и других маленьких животных, предложить им нарисовать или раскрасить, вырезать или разместить в модели зимнего леса.

Занятие на тему «Природа просыпается».

Цель: расширение знаний детей о весне.

Наступление весны – смена условий существования.

Наблюдая за окружающей природой, замечаем, что потекли ручьи, пригревает солнышко, зазеленела травка и т.д. Как изменился цвет природы? Верхушки берёз стали сиреневыми, шарики верб – пушистыми, первая травка и цветы – нежного цвета.

Рисование весны в технике «монотипия».

Занятие на тему: «Особенности ночного неба».

Цель: формирование знаний о бесконечности пространства ночного неба.

Рассказать детям о суточном и сезонном ритмах.

Игра «Солнце – Земля» на смену дня и ночи. Рассмотреть карту ночного неба с ярко выраженными созвездиями. Загадать желание под своим созвездием в мини-планетарии.

Занятие на тему: «Разноцветные облака в разноцветном мире».

Цель: предоставление возможности детям увидеть небо и причудливость облаков.

Выяснить с детьми, что такое облака, что такое небо?

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков, появляется огромное разнообразие цвета на небе.

Рисование неба и изготовление облаков способом «рваной» бумаги.

Экскурсия в парк «Разноцветное небо».

Цель: наблюдение за небом и закрепление понимания причин изменения времени года и времени суток.

Занятие на тему: «День Земли».

Цель: воспитание в детях почтительного отношения к Земле – Матушке.

Экскурсия в весенний лес «Весна – красна».

Цель: наблюдение за нежностью красок весны за красотой и хрупкостью первоцветов.

Занятие на тему: «Природные краски».

Цель: обобщение знаний детей о многообразии красок в природе.

Какое применение нашли люди природным краскам? Например, раскрашивание белого яйца – символа жизни.

Расписывание с детьми яиц к Пасхе.

Занятие на тему: «Красота цветущей ветки».

Цель: предоставление возможности увидеть разные цвета на цветущей ветке и их оттенки.

Дети сидят в кругу, а в центре размещается цветущая ветка. Дать детям возможность увидеть цветовые переходы и попытаться дать им названия «по кругу». Можно провести игру «Разрезные картинки», используя открытки с изображением цветущей ветки.

Открытое занятие на свежем воздухе «Разноцветная жизнь вокруг нас».

Подготовить праздник с детьми, в который включить игры, вопросы, задания по темам всей системы занятий и провести его на территории детского сада.

Разработанная система занятий, методические приёмы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду. Такие формы работы, как постановка опытов, сбор коллекций, гербариев, создание макетов и моделей, посадка деревьев, выращивание цветов, уход за животными, дают возможность тесно связать изучение природы с жизнью, а также воспитывать эстетическое отношение к природе. Поскольку общение с природой, наблюдение за её жизнью, умение замечать красивое в природе, наслаждаться ею – важное средство эстетического воспитания. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые стоят перед дошкольниками активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

Под влиянием природы, эстетического отношения к её явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения т.е. воспитывается вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путём эстетического воспитания является организованное, целеустремлённое восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных красок, слышать «живой» голос леса, моря, поля и эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок и экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменения и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней.

В нашем детском саду созданы уголки природы в группах и экологический центр, где детьми ведётся наблюдение и уход за живыми обитателями. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуются плодами своего труда.

Эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно занять одно из ведущих мест в общей системе воспитания. Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Сейчас мы считаем,

Что мы важны друг для друга.

Мир будет прекрасным, прекрасным,

Когда мы природу полюбим!

Народные приметы о природе.

Осень.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

В сентябре гром – это к тёплой осени.

Рябины в лесу много – осень дождливая.

Ноябрь – ворота зимы.

Ноябрь – сумерки года.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Иней на деревьях – к морозам.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Вороньё чёрное каркает – к теплу.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил.

Зима.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Зимой солнце светит, да не греет.

Мало звёзд на небе – ненастье будет.

Январь – году начало, зиме серёдка.

Январь – весне дедушка.

На Новый год много звёзд на небе – к урожаю ягод.

Самовар гудит сильно к морозу.

Февраль силён метелью, а март к апрелю.

Как в феврале аукнется, так осенью и откликнется.

Если в мороз вспотели окна и рамы - жди потепления.

Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно.

Хоть февраль злится, но весну чует.

Млечный путь на небе тусклый – к ненастью.

Весна.

Апрель всех напоит.

Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

Апрельский скворец – весны гонец.

Чибис прилетел – на хвосте воду принёс.

Апрель богат водой, а май – травой.

Майская трава и голодного накормит.

Если пчёлы садятся на вишнёвый цвет, вишни уродятся.

Бывает май – и под кустом рай, а бывает и такой май, что коню сено давай, а сам на печь залезай.

Май холодный – год хлебородный.

Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день.

Восход солнца багряный – грозное пожарное лето.

Много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.

Ласточки летают высоко – будет вёдро.

Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету.

Лето.

Лето бурное - зима с метелями.

Лето дождливо – зима снежная, морозная.

Лето сухое, жаркое – зима малоснежная.

В июне зоря с зорёй сходится.

Июньские ночи воробьиного носа короче.

Идёт дождь – несёт рожь.

Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.

Большая роса – к урожаю льна.

Дождь идёт весь день – много грибов.

 

 

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

«Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2019