«Природа в творчестве С.А.Есенина.»
(внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Сергея Есенина
для учащихся 3 класса)
Составила: Афанасьева М.А.. учитель
высшей квалификационной категории
Цели:
Обучающая: : сформировать представление у обучающихся о творчестве С.Есенина.
Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи.
Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну; умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их.
Задачи: 1.Знакомство с творчеством С.Есенина в процессе игры.
2.Развитие мировоззрения у обучающихся на основе творчества С.Есенина.
Несказанное ,синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.
С.Есенин
- Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?
(Слова выписываются на доску.)
- Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о Есенине.
С. Есенин
поэт
стихи
о Родине о природе
Ведущий:
«Несказанное , синее, нежное,». Эти слова принадлежат Сергею Есенину –мастеру художественного слова. Как художник мазками создает свое живописное полотно , так и Есенин словами рисует красочную , объемную , наглядную картину.
1 ученик:
Он как будто чародей
Превращал зарю - в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса.
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта
Ведущий:
- На необъятной карте России затерялась едва приметная точка – старинное село Константиново, где родился Сергей Есенин. Здесь впервые он увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду , как тоскуют пустующие поля. Здесь отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.
Из любви к родным местам к своей «малой родине» выросло его беззаветное чувство к «большой родине» -России. Сам Есенин говорил о том, что его стихи живы одной большой любовью , любовью к Родине. Чувство родины – основное в его творчестве . И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь, и красота родного края с его садами – все это слилось в стихи , полные любви к русской земле.
2 ученик:
Тот , кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать
Край любимый ! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел , бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий:
- Есенин воспевал в своём творчестве русскую природу. Он сумел
взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у Родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. «Малая родина» поэта была бесконечным источником вдохновения. Здесь в Константинове , все было мило сердцу Сережи.
3 ученик:
Идет рассвет из-под Рязани,
И тает месяц запятой…
«Ах, мальчик с синими глазами,
Ах , золотистый , золотой.»
Худощавый, низкорослый ,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
4 ученик:
Гроза прошла и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Ещё трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Ведущий:
- А сейчас мы послушаем сообщения ребят о творчестве поэта.
1 –й ученик. С. Есенин родился в 1895г. в с. Константиново, там, где начинается древняя «Рязанская земля», «Страна березового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах, но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.
.
2 –й ученик. С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства он воспитывался у деда с бабкой. Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей, заменял охотничью собаку, плавая за подстреленными утками на озере
3 ученик. Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ. Часто она рассказывала Серёже сказки. Если мальчику не нравился конец, он переделывал его сам, чтобы всё кончилось хорошо и счастливо.
4 –й ученик. Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Кольцов.
Первым произведением С. Есенина было стихотворение «Белая береза». Оно появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей «Мирок»
Чтение стихотворения наизусть « Белая береза» одним учащимся.
Ведущий :
- Как удалось поэту увидеть в обычной березке девицу – красавицу? Не каждому дается такой дар: видеть не просто глазами, но и сердцем, открывать в обычном необычное! Слушайте сердцем, дети, и вам откроется красота!
Ученица. ( в народном костюме)
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
С крыла водицу стряхивает,
Ведущий:
- Стихи Сергея Есенина то манят нас к озеру, то уводят в лес, то зовут на весёлый деревенский праздник. Они словно яркие самоцветы, светятся всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.
( Выходят ещё две ученицы в народных костюмах)
1-я девочка.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что- разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
2-я девочка.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Хоровод «Во поле берёза стояла»
Ведущий:
-Живые трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В поэзии Есенина все деревья очеловечены, природа поет, звенит , переливается.
Как называется это стихотворение, вы узнаете, если прочтете только русские буквы.
Ч Z W Е S Р I Ё R N S M V У W P Х S А! ( На доске)
- Так как же называется стихотворение?
(Черёмуха)
Чтение стихотворения « Черёмуха» наизусть.( ученик)
Ведущий:
-Что означают следующие слова?
Медвяная – имеющая вкус или запах меда.
Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху.
Проталинка – место, где стаял снег и появилась земля.
Гремучий – производящий громкие звуки.
Вкрадчиво – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.
– Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились?
– Какие слова выбирает поэт, чтобы услышали, как поет ручей?
– Какой вы представляете черемуху?
- Перед вами отрывки из стихотворений. Вы должны вставить пропущенные слова и вспомнить автора этих строк. ( Дидактический материал распечатан на каждого ученика. Подсказки справа учитель использует при необходимости.)
И стоит береза
В …… тишине,
И горят снежинки
В ……. огне.
Черемуха ……..
Развесившись, стоит,
А зелень ………
На солнышке горит.
· Над окошком месяц. 1) дерево,
Под окошком ветер,
Облетевший ( тополь)серебрист и светел.
· Отговорила _(роща) золотая 1) Несколько растущих Березовым, веселым языком, деревьев
И журавли, печально пролетая, (она бывает берёзовая и
· Уж не жалеют больше ни о ком дубовая)
· Поет зима – аукает 1)атмосферное явление
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка:
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую седые ( облака).
Ведущий:
- Кто бы мог представить ,глядя на деревенского паренька , что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России . Но где бы ни жил Есенин , везде и всегда вспоминал родные места, часто наведывался в отцовский дом.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Ведущий:
– Давайте сейчас окунемся в глубину творчества нашего земляка и отгадаем названия стихотворений.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно
холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Ответ: «Поёт зима — аукает...»
Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Ответ: «Пороша»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона…
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!
Ответ: «С добрым утром!»
Если крикнет рать
святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Ответ: «Гой ты, Русь, моя родная…»
Ведущий:
- Теперь я предлагаю вам самим попробовать сочинять как Сергей Есенин.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое (…) скатилось.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица (…) весна.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные (…) слова.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, (…) завила.
Ведущий:
-Стихи Есенина напевны и мелодичны, а ещё они наполнены удивительными красками. Думаю, что вам знакомы эти строки:
Отговорила роща золотая…..
Звучит музыкальное произведение «Отговорила роща золотая…». Слушая романс дети раскрашивают осенние листья (заранее заготовленные учителем шаблоны.) .
-Молодцы! Вы прекрасно прочувствовали произведение поэта, пронизанное любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина.
Я предлагаю вам отгадать кроссворд.
1. Дерево, которое"сыплет" снегом
2. Дерево, которое стоит "в юбчонке белой"
3. Дерево, которое "стережет голубую Русь»
Ведущий:
- Наше путешествие по строкам С.Есенина окончено. Я прошу вас подвести итоги. Кому понравилось занятие, кто узнал много нового – прикрепите свои кленовые листочки на дерево. Кому было не интересно, скучно- положите листочки под дерево. ( Дерево заранее приготовил учитель из листа ватмана.)
Рефлексия
: учащиеся прикрепляют на магниты свои раскрашенные листья.
Заключение.
Ведущий:
- В селе Константиново был открыт музей Есенина . Это один из самых популярных литературных музеев в нашей стране.
Стихи Есенина любит весь народ: они звучат на концертах, по радио и телевидению, много песен написано на стихи Есенина. В Москве, Рязани и других городах есть памятники Сергею Есенину, учебные заведения имени Есенина, улицы, бульвары носят его имя. Так люди чтят память великого русского поэта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.