Природа в творчестве С. Есенина.
Оценка 4.8

Природа в творчестве С. Есенина.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
7 кл—10 кл
17.04.2024
Природа в творчестве С. Есенина.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы, которое позволяет развивать мировоззрения учащихся на основе творчества С.Есенина. Знакомит с произведениями поэта в процессе игры.
внеклассное мероприятие по творчеству с есенина.docx

 

           

 

 

 

 

 

«Природа в творчестве С.А.Есенина.»

(внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Сергея Есенина

для учащихся 3 класса)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Афанасьева М.А.. учитель

                                                                    высшей квалификационной категории

 

 

Цели:

Обучающая: : сформировать представление  у обучающихся о творчестве С.Есенина.

Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи.

Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну; умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их.

Задачи:  1.Знакомство с творчеством  С.Есенина в процессе игры.

     2.Развитие мировоззрения  у обучающихся  на основе творчества   С.Есенина.

 

 

                                                        Несказанное ,синее, нежное…

                                                                  Тих мой край после бурь, после гроз,

                                                         И душа моя – поле безбрежное

                                                    Дышит запахом меда и роз.

                                                                             С.Есенин

- Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

(Слова выписываются на доску.)

- Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о Есенине.

                                                          С. Есенин

 

                                                           поэт

 

                                                              стихи 

 

                         о Родине                                                   о природе

 

 

Ведущий:

«Несказанное , синее, нежное,». Эти слова принадлежат Сергею Есенину –мастеру художественного слова. Как художник мазками создает свое живописное полотно , так и Есенин словами рисует красочную , объемную , наглядную картину.

 

1 ученик:

Он как будто чародей

Превращал зарю -  в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Говорить учил леса.

Травы,  рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта

Ведущий:

- На необъятной карте России затерялась едва приметная точка – старинное село Константиново, где родился Сергей Есенин. Здесь  впервые он увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду , как тоскуют пустующие поля. Здесь отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.

 

         Из любви к родным местам к своей «малой родине» выросло его беззаветное чувство к «большой родине» -России. Сам Есенин говорил о том, что его стихи живы одной большой любовью , любовью к Родине. Чувство родины – основное в его творчестве . И костер зари, и плеск волны, и  необъятная небесная ширь, и красота родного края  с его садами – все это слилось в стихи , полные  любви к русской земле.

 

2 ученик:

Тот , кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать

Край любимый ! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел , бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

 

Ведущий:

     - Есенин воспевал  в своём творчестве русскую природу. Он сумел

взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у Родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. «Малая родина» поэта была бесконечным источником вдохновения. Здесь в Константинове , все было мило сердцу Сережи.

 

3  ученик:

Идет рассвет из-под Рязани,

И тает месяц запятой…

«Ах,  мальчик с синими глазами,

Ах , золотистый , золотой.»

Худощавый, низкорослый ,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я  к себе домой.

 

4  ученик:

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Ещё трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

 

Ведущий:

    - А сейчас  мы послушаем сообщения ребят о творчестве поэта.

1 –й ученик.   С. Есенин родился в 1895г. в с. Константиново, там, где начинается древняя «Рязанская земля», «Страна березового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах, но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.

 

.                                                                 

2 –й ученик. С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства он воспитывался у деда с бабкой. Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей, заменял охотничью собаку, плавая за подстреленными утками на озере

 3 ученик. Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ. Часто она рассказывала Серёже сказки. Если мальчику не нравился конец, он переделывал его сам, чтобы всё кончилось хорошо и счастливо.

 

4 –й ученик. Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Кольцов.

Первым произведением С. Есенина было стихотворение «Белая береза». Оно появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей «Мирок»

 

Чтение стихотворения  наизусть « Белая береза»  одним учащимся.

Ведущий :

- Как удалось поэту увидеть в обычной березке девицу – красавицу? Не каждому дается такой дар: видеть не просто глазами, но и сердцем, открывать в обычном необычное! Слушайте сердцем, дети, и вам откроется красота!

 

Ученица. ( в народном костюме)

 

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка  головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

С  крыла  водицу стряхивает,

 

Ведущий:

- Стихи Сергея Есенина то манят нас к озеру, то уводят в лес, то зовут на весёлый деревенский праздник. Они словно яркие самоцветы, светятся всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.

( Выходят ещё две ученицы в народных костюмах)

 

1-я девочка.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что- разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

 

2-я девочка.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

 

Хоровод «Во поле берёза стояла»

 

Ведущий:

         -Живые трепетные картины природы в стихах Есенина учат нас любить и хранить мир земной красоты. В поэзии Есенина все деревья очеловечены, природа поет, звенит , переливается.

 Как называется это стихотворение, вы узнаете, если прочтете только русские буквы.

Ч Z W Е S Р I Ё R N S M V У W P Х S А! ( На доске)

- Так как же называется стихотворение?

(Черёмуха)

 

Чтение стихотворения « Черёмуха»  наизусть.(  ученик)

 

Ведущий:

-Что означают следующие слова?

Медвяная – имеющая вкус или запах меда.

Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху.

Проталинка – место, где стаял снег и появилась земля.

Гремучий – производящий громкие звуки.

Вкрадчиво – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.

 

– Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились?

 

– Какие слова выбирает поэт, чтобы услышали, как поет ручей?

 

– Какой вы представляете черемуху?

 

- Перед вами отрывки из стихотворений. Вы должны вставить пропущенные слова и вспомнить автора этих строк.  ( Дидактический материал распечатан на каждого ученика.  Подсказки справа учитель использует при необходимости.)

И стоит береза                                                                                        

В …… тишине,                                                                               

И горят снежинки

В ……. огне.

 

Черемуха ……..

Развесившись, стоит,

А зелень ………

На солнышке горит.

·        Над окошком месяц.                                                              1) дерево,

Под окошком ветер,

Облетевший  ( тополь)серебрист и светел.

·        Отговорила _(роща)  золотая                            1) Несколько растущих                 Березовым, веселым языком,                                      деревьев

И журавли, печально пролетая,                                    (она бывает берёзовая и

·                                                                                                                                                                                            Уж не жалеют больше ни о ком                                    дубовая)                              

·        Поет зима – аукает                                                      1)атмосферное явление

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка:

Кругом  с тоской глубокою

Плывут в страну далекую седые ( облака).

Ведущий:

         - Кто бы мог представить ,глядя  на деревенского паренька , что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России .  Но где бы ни жил Есенин , везде и всегда вспоминал родные места, часто наведывался в отцовский дом.

 

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие  в сумрак года.

 

 

Ведущий:

– Давайте сейчас окунемся в глубину творчества нашего земляка и отгадаем названия стихотворений.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
        Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.

 

Ответ: «Поёт зима — аукает...»

 

Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован неведимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

 

Ответ: «Пороша»

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона…

 

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!

 

Ответ: «С добрым утром!»

 

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

 

Ответ: «Гой ты, Русь, моя родная…»

 

Ведущий:

- Теперь я предлагаю вам самим попробовать сочинять как Сергей Есенин.

 

Нивы сжаты, рощи голы,

 От воды туман и сырость.

 Колесом за сини горы

 Солнце тихое  (…) скатилось.

 

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица   (…)     весна.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные  (…)   слова.

 

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, (…)    завила.

 

 Ведущий:

-Стихи Есенина напевны и мелодичны, а ещё они наполнены удивительными красками. Думаю, что вам знакомы эти строки:

                                     Отговорила роща золотая…..

 

Звучит музыкальное произведение «Отговорила роща золотая…». Слушая романс  дети раскрашивают осенние листья (заранее заготовленные учителем шаблоны.) .

-Молодцы! Вы прекрасно прочувствовали произведение поэта, пронизанное любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина.

 

Я предлагаю вам отгадать кроссворд.

 

1. Дерево, которое"сыплет" снегом              

2. Дерево, которое стоит "в юбчонке белой"  

3. Дерево, которое "стережет голубую Русь»

 

Ведущий:

       - Наше путешествие по строкам С.Есенина окончено. Я прошу вас подвести итоги. Кому понравилось занятие, кто узнал много нового – прикрепите свои кленовые листочки на дерево. Кому было не интересно, скучно- положите листочки под дерево. ( Дерево заранее приготовил учитель из листа ватмана.)

 

Рефлексия : учащиеся прикрепляют на магниты свои раскрашенные листья.

Заключение.

Ведущий:

         - В селе Константиново был открыт музей Есенина . Это один из самых популярных литературных музеев в нашей стране.

         Стихи Есенина любит весь народ: они звучат на концертах, по радио и телевидению, много песен написано на стихи Есенина. В Москве, Рязани и других городах есть памятники Сергею Есенину, учебные заведения имени  Есенина, улицы, бульвары носят его имя. Так люди чтят память великого русского поэта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Природа в творчестве С.А.Есенина

Природа в творчестве С.А.Есенина

Цели : Обучающая: : сформировать представление у обучающихся о творчестве

Цели : Обучающая: : сформировать представление у обучающихся о творчестве

Несказанное , синее, нежное,»

Несказанное , синее, нежное,»

Ведущий: - Есенин воспевал в своём творчестве русскую природу

Ведущий: - Есенин воспевал в своём творчестве русскую природу

Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ

Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ

А как гаркнут ребята тальянкою,

А как гаркнут ребята тальянкою,

Развесившись, стоит, А зелень ………

Развесившись, стоит, А зелень ………

Ответ: «Поёт зима — аукает...»

Ответ: «Поёт зима — аукает...»

И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

Рефлексия : учащиеся прикрепляют на магниты свои раскрашенные листья

Рефлексия : учащиеся прикрепляют на магниты свои раскрашенные листья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024