Программа создана на основании «Примерной программы внеурочной деятельности начальной и основной школы».
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
• формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока:
• развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
• развитие интереса к истории, мотивации к учению;
• формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Форма проведения: урок-репортаж
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
• местоположение Индии;
• природные условия Индии;
• занятия жителей Древней Индии.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Оборудование:
• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2012 г.,
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• презентация,
• отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
• схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне - контурная карта) и на доске;
Методы
• словесный,
• наглядный,
• практический.
Модель фрейер(глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции)
Хай файв
Фолоу зе лидер (повторять за лидером)
Таймд пэа шэа (2 участника делятся развернутыми ответами в течении определенного количества времени.)
Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
2. Расширение кругозора.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.Разработка урока для 5 класса.ФГОС.
priroda_i_lyudi_v_dr.indii_.doc
Урок в 5 классе «Природа и люди Древней Индии»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
• формирований представлений о местоположении, природных условиях и
занятиях жителей Древней Индии;
• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока:
• развитие умения работать с историческим документом, умения
систематизировать информацию;
• развитие интереса к истории, мотивации к учению;
• формирование навыков учащихся получать информацию от исторической
карты.
Форма проведения: урокрепортаж
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
•
•
•
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии.
Оборудование:
• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение,
2012 г.,
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• презентация,
• отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая
библиотека";
• схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне
контурная карта) и на доске;
Методы
• словесный,
• наглядный,
• практический.
Модель фрейер(глубоко понять и осознать изучаемые понятия и
концепции)
Хай файв
Фолоу зе лидер (повторять за лидером) Таймд пэа шэа (2 участника делятся развернутыми ответами в
течении определенного количества времени.)
Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди
Древней Индии" учащимися класса.
2. Расширение кругозора.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей
страны, которая называется... Впрочем, что это за страна вы назовете мне
сами после подсказки.
Учитель: Это страна где жил и вырос Маугли? Это страна подарила
арабские буквы, шахматы, чай?(Индия)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем
знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
Учитель: Что мы знаем о Индии?(На доске таблица: Знаю, хочу знать,
узнал, хочу узнать).Выводы по таблице.
Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии".
(Презентация слайд №1 Приложение №1). Как вы считаете, о чем мы с
вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают
предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по
территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация
Слайд № 2)
• Местоположение Индии
• Климат Индии
• Животный и растительный мир Индии
• Занятия жителей Древней Индии.
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим
документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта
схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не
будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете
пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо
вставить пропущенные слова. Задание понятно? И итогом нашей работы
станет репортаж. А для этого я предлагаю вам выступить в роли
журналистов. Есть вопросы? Итак, начинаем.
Изучение новой темы:
Учитель: Запишите тему урока (Презентация, слайд №3). Сейчас мы
определим географическом положении и природных условиях Индии и
попробуем ответить на следующие вопросы: Где находится Индия? Какой океан омывает Индию? Какие крупные реки
текут по территории Индии?
Для работы нам необходима карта. Работа с атласами.(Презентация,
слайд № 4).
Учитель:
Смотрим на атласы и попробуем определить
местоположение Индии. При этом ученики между собой обсуждают.
Учитель: Географическое положение спрашивает у детей .
Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.
Найдем на карте. Полуостров это часть суши, с трех сторон омываемая
водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана
омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на
карте название полуострова, где находится Индия и название океана,
водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии
протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5). Свое
название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии
считают священными.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с учебником.
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших
всевозможными, приносящими плоды деревьями :"
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть
горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, ? (Дети отвечают:
Гималаи). (Презентация, слайд №6)
Учитель: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь
покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище
снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая
называется Джомолунгма. Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное
жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают
боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и
способствовали защищенности Индии от нападения врагов? (Презентация,
слайд №7).
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. ..
Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона один зимний :,
другой летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут
дожди").
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в
Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень
жарко. Изза этих особенностей климата большая часть территории страны
покрыта непроходимыми лесами джунглями. (Презентация, слайд №8).
Учитель: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас
бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами
свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно
пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С
восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не
боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях
растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека
подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9). Там водится множество
зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны,
ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить.
Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили:
"Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает
слон.
(Презентация, слайд №10). Индийцы приручили слона. Он переносил
тяжести и даже участвовал в сражениях воины сидели на спине у слона и
осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных
животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали
с головой слона. (Презентация, слайд №11).
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной
движения:
• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим,
зажмуриваем глаза открываем (несколько раз);
• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать
ноги вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием
бедра);
• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею
вперед, втягиваем воздух носом);
• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и
потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд
№12). Я попрошу вас открыть учебники на стр. 97, прочитать п. 3 и назвать
основные занятия индийцев.
Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С
особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она
давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы
индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал
корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней
Индии было земледелие (Презентация, слайд №14).
А что выращивали?(смотрим слайды)
Историческая задача.
Найдите задачу в «Маршрутном листе» и давайте решим её. Задача.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших
индийских городов. Они были застроены по специальному плану
кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири,
игрушки из глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по
неизвестным причинам.
• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные
дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит
люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам
можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет
судить о развитии торговли)
Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В
начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов
МохенджоДаро и Хараппа. Особенно их поразил МохенджоДаро.
Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его
размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с
домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий
возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2х и
3х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на
улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда
подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина
каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города
пользовались повозками на колесах. В центре МохенджоДаро возвышалось
здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно
неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой
древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались
большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная
часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо
Даро прятались во время войн.
Подведение итогов
Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами,
ребята, составим репортаж об интересной и привлекательной стране –
Древней Индии.
(Презентация слайд № 16) Выводы с таблицей, Выводы по маршр. карте,
Итог. Нарисуем схему своего роста по познании Индии, поставьте отметку
настолько хорошо вы знаете Индию.
Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Объяснение домашнего задания.
Природа и люди древней Индии.
Природа и люди древней Индии.
Природа и люди древней Индии.
Природа и люди древней Индии.
Природа и люди древней Индии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.