Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.
Оценка 4.9

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Оценка 4.9
doc
13.01.2020
Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.
Абакарова М.П. ТЕХНОЛОГ КАРТА ПК Ставрополья.doc

ТЕМА УРОКА: Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

КЛАСС: 7

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор; физическая карта Ставропольского края,; репродукции, изображающие разные зональные ПК (И.И. Шишкин (1832-1898) «Дубы», 1887 г.; А.А. Пластов (1893-1972) «Сенокос», 1945г.; А.А.Пластов (1893-1972) «Ужин тракториста», 1951г.); символы Ставропольского края (герб, флаг); пейзажи «Лесостепь», «Степь», «Уборка пшеницы», «Стада домашних животных»; у каждого обучающегося: атласы 7 класс (физическая карта мира), контурная карта Ставропольского края, физическая карта Ставропольского края, карта растительности и животного мира  Ставропольского края, цветные карандаши.

 

Источники информации:  учебник 7 кл, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, «География Материки и океаны», 2 часть «Русское слово»; Атлас 7-ого класса «Дрофа».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Форма урока

Комбинированный

Методы урока

С применением ИКТ, словесный, наглядный, практическое применение знаний и умений.

Технология

Личностно - ориентированный

Цель урока

изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и  коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую и практическую работу по теме урока; изучить  ПК и ПЗ  Ставропольского края; закрепить понятия природный комплекс, природная зона, широтная зональность; учить анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Задачи урока

 

Образовательные: сформировать представление о ПЗ Ставропольского края, о занятиях населения на территории Ставропольского края.

Развивающие: отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой; развивать умение анализировать карты и делать выводы; создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся, любовь к малой Родине.

УДД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению (Л).

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р).

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата (П).

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли (К).

Планируемые результаты

Предметные: 1) Знать ПЗ Ставропольского края,  характеристика их основных показателей; типичные занятия жителей Ставрополья

 2) Уметь – организация своей работы в строго отведенное время; сопоставление карт, работа с контурными картами, работать с картами атласа, проводить анализ полученной информации, синтезировать её для получения общей картины исследованной территории

3) навыки: работа с тематическими картами, характеристика географических объектов

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностно формирующая направленность урока

 

Личностные: организация целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные: умение работать в паре, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать у доски (на публику).

Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата.

познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом; рефлексия.

Основные понятия

лесостепи, степи, растениеводство, животноводство

Межпредметные 

связи

История, литература, биология, экология, обществознание

 

 

 

 


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 

1) Организационный момент

 

 

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

 

Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания великого русского писателя И. Бунина «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Я приглашаю вас в путешествие. Куда мы отправимся? Посмотрите, что изображено на фотографиях.

Подготовка к уроку, приветствие учителя

 

 

 

 

 

 

Ответ - символы Ставропольского края (герб, флаг). Лесостепь, степь, уборка пшеницы, стада домашних животных.

 

 

 

 

Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2)

Мотивация учебной деятельности.

Определение целей и задач урока.

 

 

Помогает учащимся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока, начинает урок с вопроса:

С чем будет связана тема нашего урока?

 

Какая будет цель путешествия? Какие задачи?

 

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока

 

 

 

 

Познакомиться с особенностями природных зон Ставропольского края, особенностями хозяйственной деятельности человека.

 

Форма организации: фронтальная вопросы с выводом учеников на понятие ПЗ.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р).

Самоопределение (Л)

3)

Изучение нового материала

А) Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 Предлагает отправиться в лаборатории Института ЗЕМЛИ.

- Чтобы решить поставленные задачи предлагаю поработать в лабораториях Института ЗЕМЛИ. Сотрудников этого Института волнуют разные вопросы: состояние воздуха, которым мы дышим, Земли, на которой работаем и отдыхаем, особенностей размещения растений, растущих на Земле и т.д.

- Итак, представьте, мы с вами в институте Земли. Я - ваш руководитель, вы – младшие научные сотрудники. И тема вашей научной работы - Тема урока «Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края».

 

- Чтобы допустить младших научных сотрудников к работе, необходимо осуществить контроль имеющихся знаний и устранить пробелы, если таковые имеются. Перед вами тест – контроль - кроссворд. (Приложение 1)

 

Записывают в тетрадь тему урока.

«Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывание кроссворд.  Отвечают на вопросы,

обговаривают понятия, необходимые для изучения материала: природные зоны, широтная зональность, высотная поясность.

Форма организации: фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование ответов  на вопросы кроссворда.

 

Понимание  значимости знаний о природе, поиска  нужной информации, сравнение, установление причинно-следственных связей (П).

Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р).

 Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К)

3)

Изучение нового материала

Б) Лаборатория исследований.

 

 

- Мы хорошо поработали и теперь необходимо выполнить ответственную работу. Необходимо  исследовать территорию Ставрополья и определить, в каких ПЗ находится край. Сегодня у нас есть помощники. Посмотрите на эти чудесные репродукции русских художников. Они изобразили природу России - разные  ПК. Глядя на эти картины, можно определить какая природная зона вдохновляла художника на создание шедевра. Посовещайтесь в парах и  определите эти природные зоны. (И.И. Шишкин. Дубы. 1887 г. - лес; А.А. Пластов. Сенокос. 1945г.- лесостепь; А.А.Пластов. Ужин тракториста. 1951г.- степь)

- Назовите эти природные зоны.

- Теперь наша задача -  с помощью карты растительности и животного мира края определить природные зоны Ставрополья. Назовите их.

-  Какова география размещения ПЗ края?

- В какой ПЗ находится Александровский район, село Грушевское?

- Но на территории нашего села есть лес. Значит Грушевское расположено в двух ПЗ? Как вы объясните наличие высоких деревьев на территории села.

- Лес,  растущий в долине ручья, носит название урёма. Но и в  сухих балках тоже может расти лес. Такой лес называется байрачным.

- Ребята, как называется лес, растущий в долине ручья Грушевого?

- Что вы исследовали сейчас в Институте ЗЕМЛИ?

Отвечают на вопросы,

обговаривают понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь информацию о

с. Грушевском.

Записывают определение «урёма», «байрачный лес».

 

 

 

Форма организации: фронтальная;

работа в парах

Работая в парах, приходят к выводу о природных зонах Ставропольского края; об особенностях размещения природных зон; об особенностях лесного массива в пределах с.Грушевского

Понимание  значимости знаний о природе, поиска  нужной информации, сравнение, установление причинно-следственных связей (П).

Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р).

 Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К)

3) В) Физкультминутка (здоровье сберегающий компонент)

«Да-Нет»

Вопросы:

1. Мы с вами живём в Азии?

 2. А. Невский был участником битвы на Чудском озере?

3. Река Волга течёт на север?

4.Ока приток Волги? 

5. Каспийское море – самое большое по площади?

6. Александровский район расположен на севере Ставропольского края?

7. Большую площадь края занимает природная зона «степь»?

Слушают вопросы и говорят да-нет, подтверждая «ДА» хлопком.

 

 

Играют, демонстрируя свои знания.

 

3) Изучение нового материала

Г) Лаборатория открытий.

- Помните пушкинские строки?

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»

 

- Мы  в Лаборатории Открытий. Наша задача – выяснить, чем занимается население, живущее  на территории Ставропольского края.

- Но сначала с помощью карты мира вспомним, какие ПК выделяют на материках?

- Какие ПК выделяют на равнинах?

- А теперь с помощью  физической карты Ставропольского края выделите ПК края. Зная, какие ПЗ располагаются на территории Ставрополья, посовещайтесь в группах и решите, какими видами хозяйственной деятельности могут заниматься жители Ставрополья.

- Какое открытие вы сделали в камеральных условиях, в Лаборатории?

- Вы сделали это самостоятельно!

Учащиеся анализируют физическую карту Ставропольского края и  карту растительности и животного мира  Ставропольского края, определяют

разнообразие деятельности человека на Ставрополье.

 

Форма организации: групповая.

Сопоставление географических карт различной тематики позволяет

рассматривать их в комплексе, сопоставлять, сравнивать, анализировать,

находить  взаимосвязи. 

Установление причинно-следственных связей (П).

Выполнение  учебных действий в соответствии с заданием (Р).

 Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К).

4)

А) Закрепление нового материала: Лаборатория практики.

 

 

 

 

 

 

 

- Мы в Лаборатории Практики, где вам необходимо нанести на  контурную карту Ставрополья  границы природных зон края. Воспользуйтесь цветными карандашами, которые вы приготовили. Работу выполняйте аккуратно, но не мешкайте. Удачи, у вас всё получится.

Выполняют работу в контурной карте Ставропольского края. Обозначают сухие степи и полупустыни, степи, лесостепи, леса.

Форма организации: самостоятельная.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Работая в контурной карте, учатся максимально использовать содержание географической карты.

Контроль, коррекция, оценка (Р).

Представление информации в картографической  форме (К).

Анализ и работа с картографическим материалом (П).

 

4)

Б) Закрепление полученных знаний

 

 

 

Задаёт вопросы по составлению образа Ставропольского края

 

Использует репродукции художников,  фото природных зон  и достопримечательностей Ставропольского края

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Форма организации: фронтальная.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная монологическая речь (П).

Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

5) Рефлексия

Подводит итоги урока.

 

 

 

 

 

Зачем нужно изучать ПК и ПЗ края?

- И об этом пойдёт речь на других уроках.

 

 

 

 

 

 

 

-Продолжите фразу на листочке:

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке             2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Демонстрируют знания.  Формулируют ответ, применяя полученные знания.

(поможет глубже понять суть процессов и явлений, происходящих на территории нашего края, позволит осознать наше место в природе и обществе)

 

 Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Форма организации: фронтальная.

Использование приобретенных знаний и умений.

Оценка достигнутых результатов (Р)

6) Домашнее задание

Повторить §53, закончить работу в контурной карте.

Желающим: подобрать стихи Ставропольских поэтов о природе и хозяйственной деятельности  на территории Ставрополья.

Записывают домашнее задание в дневник

 

 

Самоконтроль и взаимоконтроль (К)

 

 

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.

Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020