ТЕМА УРОКА: Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края.
КЛАСС: 7
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор; физическая карта Ставропольского края,; репродукции, изображающие разные зональные ПК (И.И. Шишкин (1832-1898) «Дубы», 1887 г.; А.А. Пластов (1893-1972) «Сенокос», 1945г.; А.А.Пластов (1893-1972) «Ужин тракториста», 1951г.); символы Ставропольского края (герб, флаг); пейзажи «Лесостепь», «Степь», «Уборка пшеницы», «Стада домашних животных»; у каждого обучающегося: атласы 7 класс (физическая карта мира), контурная карта Ставропольского края, физическая карта Ставропольского края, карта растительности и животного мира Ставропольского края, цветные карандаши.
Источники информации: учебник 7 кл, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, «География Материки и океаны», 2 часть «Русское слово»; Атлас 7-ого класса «Дрофа».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока |
Урок формирования и закрепления умений и навыков |
Форма урока |
Комбинированный |
Методы урока |
С применением ИКТ, словесный, наглядный, практическое применение знаний и умений. |
Технология |
Личностно - ориентированный |
Цель урока |
изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую и практическую работу по теме урока; изучить ПК и ПЗ Ставропольского края; закрепить понятия природный комплекс, природная зона, широтная зональность; учить анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; продолжить формирование познавательного интереса к предмету. |
Задачи урока
|
Образовательные: сформировать представление о ПЗ Ставропольского края, о занятиях населения на территории Ставропольского края. Развивающие: отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой; развивать умение анализировать карты и делать выводы; создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету. Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся, любовь к малой Родине. |
УДД |
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению (Л). Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р). Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата (П). Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли (К). |
Планируемые результаты |
Предметные: 1) Знать ПЗ Ставропольского края, характеристика их основных показателей; типичные занятия жителей Ставрополья 2) Уметь – организация своей работы в строго отведенное время; сопоставление карт, работа с контурными картами, работать с картами атласа, проводить анализ полученной информации, синтезировать её для получения общей картины исследованной территории 3) навыки: работа с тематическими картами, характеристика географических объектов Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Личностно формирующая направленность урока
|
Личностные: организация целенаправленной познавательной деятельности. коммуникативные: умение работать в паре, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать у доски (на публику). Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом; рефлексия. |
Основные понятия |
лесостепи, степи, растениеводство, животноводство |
Межпредметные связи |
История, литература, биология, экология, обществознание |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД
|
||||
1) Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.
Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания великого русского писателя И. Бунина «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Я приглашаю вас в путешествие. Куда мы отправимся? Посмотрите, что изображено на фотографиях. |
Подготовка к уроку, приветствие учителя
Ответ - символы Ставропольского края (герб, флаг). Лесостепь, степь, уборка пшеницы, стада домашних животных.
|
|
|
Самоконтроль готовности к уроку (Р) |
2) Мотивация учебной деятельности. Определение целей и задач урока.
|
Помогает учащимся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока, начинает урок с вопроса: С чем будет связана тема нашего урока?
Какая будет цель путешествия? Какие задачи?
|
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока
Познакомиться с особенностями природных зон Ставропольского края, особенностями хозяйственной деятельности человека.
|
Форма организации: фронтальная вопросы с выводом учеников на понятие ПЗ. |
Формулирование темы и цели урока. |
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р). Самоопределение (Л) |
3) Изучение нового материала А) Актуализация опорных знаний.
|
Предлагает отправиться в лаборатории Института ЗЕМЛИ. - Чтобы решить поставленные задачи предлагаю поработать в лабораториях Института ЗЕМЛИ. Сотрудников этого Института волнуют разные вопросы: состояние воздуха, которым мы дышим, Земли, на которой работаем и отдыхаем, особенностей размещения растений, растущих на Земле и т.д. - Итак, представьте, мы с вами в институте Земли. Я - ваш руководитель, вы – младшие научные сотрудники. И тема вашей научной работы - Тема урока «Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края».
- Чтобы допустить младших научных сотрудников к работе, необходимо осуществить контроль имеющихся знаний и устранить пробелы, если таковые имеются. Перед вами тест – контроль - кроссворд. (Приложение 1)
|
Записывают в тетрадь тему урока. «Природная зональность в Ставропольском крае. Занятия населения на территории Ставропольского края».
Разгадывание кроссворд. Отвечают на вопросы, обговаривают понятия, необходимые для изучения материала: природные зоны, широтная зональность, высотная поясность. |
Форма организации: фронтальная.
|
Формулирование ответов на вопросы кроссворда.
|
Понимание значимости знаний о природе, поиска нужной информации, сравнение, установление причинно-следственных связей (П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
3) Изучение нового материала Б) Лаборатория исследований.
|
- Мы хорошо поработали и теперь необходимо выполнить ответственную работу. Необходимо исследовать территорию Ставрополья и определить, в каких ПЗ находится край. Сегодня у нас есть помощники. Посмотрите на эти чудесные репродукции русских художников. Они изобразили природу России - разные ПК. Глядя на эти картины, можно определить какая природная зона вдохновляла художника на создание шедевра. Посовещайтесь в парах и определите эти природные зоны. (И.И. Шишкин. Дубы. 1887 г. - лес; А.А. Пластов. Сенокос. 1945г.- лесостепь; А.А.Пластов. Ужин тракториста. 1951г.- степь) - Назовите эти природные зоны. - Теперь наша задача - с помощью карты растительности и животного мира края определить природные зоны Ставрополья. Назовите их. - Какова география размещения ПЗ края? - В какой ПЗ находится Александровский район, село Грушевское? - Но на территории нашего села есть лес. Значит Грушевское расположено в двух ПЗ? Как вы объясните наличие высоких деревьев на территории села. - Лес, растущий в долине ручья, носит название урёма. Но и в сухих балках тоже может расти лес. Такой лес называется байрачным. - Ребята, как называется лес, растущий в долине ручья Грушевого? - Что вы исследовали сейчас в Институте ЗЕМЛИ? |
Отвечают на вопросы, обговаривают понятия.
Записывают в тетрадь информацию о с. Грушевском. Записывают определение «урёма», «байрачный лес».
|
Форма организации: фронтальная; работа в парах |
Работая в парах, приходят к выводу о природных зонах Ставропольского края; об особенностях размещения природных зон; об особенностях лесного массива в пределах с.Грушевского |
Понимание значимости знаний о природе, поиска нужной информации, сравнение, установление причинно-следственных связей (П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
3) В) Физкультминутка (здоровье сберегающий компонент) «Да-Нет» |
Вопросы: 1. Мы с вами живём в Азии? 2. А. Невский был участником битвы на Чудском озере? 3. Река Волга течёт на север? 4.Ока приток Волги? 5. Каспийское море – самое большое по площади? 6. Александровский район расположен на севере Ставропольского края? 7. Большую площадь края занимает природная зона «степь»? |
Слушают вопросы и говорят да-нет, подтверждая «ДА» хлопком.
|
|
Играют, демонстрируя свои знания. |
|
3) Изучение нового материала Г) Лаборатория открытий. |
- Помните пушкинские строки? «О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг!»
- Мы в Лаборатории Открытий. Наша задача – выяснить, чем занимается население, живущее на территории Ставропольского края. - Но сначала с помощью карты мира вспомним, какие ПК выделяют на материках? - Какие ПК выделяют на равнинах? - А теперь с помощью физической карты Ставропольского края выделите ПК края. Зная, какие ПЗ располагаются на территории Ставрополья, посовещайтесь в группах и решите, какими видами хозяйственной деятельности могут заниматься жители Ставрополья. - Какое открытие вы сделали в камеральных условиях, в Лаборатории? - Вы сделали это самостоятельно! |
Учащиеся анализируют физическую карту Ставропольского края и карту растительности и животного мира Ставропольского края, определяют разнообразие деятельности человека на Ставрополье.
|
Форма организации: групповая. |
Сопоставление географических карт различной тематики позволяет рассматривать их в комплексе, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить взаимосвязи. |
Установление причинно-следственных связей (П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других (К). |
4) А) Закрепление нового материала: Лаборатория практики.
|
- Мы в Лаборатории Практики, где вам необходимо нанести на контурную карту Ставрополья границы природных зон края. Воспользуйтесь цветными карандашами, которые вы приготовили. Работу выполняйте аккуратно, но не мешкайте. Удачи, у вас всё получится. |
Выполняют работу в контурной карте Ставропольского края. Обозначают сухие степи и полупустыни, степи, лесостепи, леса. |
Форма организации: самостоятельная. |
Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Работая в контурной карте, учатся максимально использовать содержание географической карты. |
Контроль, коррекция, оценка (Р). Представление информации в картографической форме (К). Анализ и работа с картографическим материалом (П).
|
4) Б) Закрепление полученных знаний
|
Задаёт вопросы по составлению образа Ставропольского края
Использует репродукции художников, фото природных зон и достопримечательностей Ставропольского края |
Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. |
Форма организации: фронтальная. |
Использование приобретенных знаний и умений. |
Устная монологическая речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
5) Рефлексия |
Подводит итоги урока.
Зачем нужно изучать ПК и ПЗ края? - И об этом пойдёт речь на других уроках.
-Продолжите фразу на листочке: Своей работой на уроке я доволен / не доволен Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. (поможет глубже понять суть процессов и явлений, происходящих на территории нашего края, позволит осознать наше место в природе и обществе)
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. |
Форма организации: фронтальная. |
Использование приобретенных знаний и умений. |
Оценка достигнутых результатов (Р) |
6) Домашнее задание |
Повторить §53, закончить работу в контурной карте. Желающим: подобрать стихи Ставропольских поэтов о природе и хозяйственной деятельности на территории Ставрополья. |
Записывают домашнее задание в дневник |
|
|
Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.