Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
26.02.2017
Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"
Данный материал представляет подробную разработку урока по теме "Александр Блок: судьба и творчество". Это первый урок в блоке по творчеству А. Блока. Целью урока является формирование интереса к личности поэта. Рассматриваются основные этапы жизни , своеобразие поэтического мира раннего А. Блока, проявление его творчества в символизме; основные темы и образы первого сборника "Стихи о Прекрасной Даме".
Конспект урока по литературе 11 кл_А Блок судьба и творчество.doc
Е. А. Дудукалова, учитель русского языка и литературы  МОАУ " СОШ №22" г Новотроицк НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: Литература КЛАСС :11  УМК: "Русская литература ХХ века.11 класс" (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. "Просвещение", 2005г.).   УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: базовый ТЕМА УРОКА: Александр Блок: судьба и творчество. Темы и образы ранней лирики. "СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ". ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала ЦЕЛЬ   УРОКА:   формирование   интереса   к   личности   поэта;   расширения   круга   чтения одиннадцатиклассников;   развитие   умственной   частично­поисковой познавательной деятельности ЗАДАЧИ УРОКА:  ­ обучающая: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Блока; отметить   своеобразие   поэтического   мира   раннего   Блока,   проявление   его   творчества   в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника "Стихи о Прекрасной Даме".  ­ воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к поэтическому слову ­   развивающая:   способствовать   формированию   последовательного,   логического мышления, устной и письменной речи. ОБОРУДОВАНИЕ:   мультимедийная   презентация,   мультимедиапроектор,   компьютер, портреты А. Блока МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский. ФОРМЫ РАБОТЫ:  лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из ВИДЫ   РАБОТЫ:  индивидуальная   (реализация   индивидуального   домашнего   задания); кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.  коллективная. ХОД УРОКА( СЛАЙД 1) Как памятник началу века,  Здесь этот человек стоит… А. Ахматова I. Оргмомент Приветствие. II. Создание эмоционального настроя Прослушивание аудиозаписи.  "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека". III. Слово учителя: Рубеж веков. Начало 20 века… ­   Вспомните,   что   в   это   время   переживает   Россия?   Что   вы   узнали   об   этом   из предыдущих уроков? Слушаем ответы учащихся  Вот как об этом времени и о поколении тех лет скажет А. Блок… Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы ­ дети страшных лет России ­ Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы­ Кровавый отсвет в лицах есть. …Александр  Александрович  Блок, пожалуй,  самый яркий  и неповторимый  поэт "серебряного века", ставший легендой еще при жизни. Поэт, который своим творчеством завершил поэтические искания 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив в своём творчестве русскую классику и новое искусство. О нём много писали и его почитали люди разных   политических   партий,   убеждений,   представители   разных   литературных   течений. Например, известно высказывание М. Горького о Блоке: "Блоку верьте. Это настоящий, волею Божьей — поэт и человек бесстрашной искренности...". Анна Ахматова назвала его "трагическим тенором эпохи". ­   А   что   вы   знаете   об   этом   поэте?   Какие   стихи   читали?   Как   понимаете   слова А. Ахматовой, взятые эпиграфом к уроку? (слушаем ответы учеников). ( СЛАЙД 2) И в наше время наследие А. Блока не теряет своего значения. Вот что пишет доктор филологических   наук   профессор   Л.Ф.   Алексеева:  "Опять,   как   и   в   1910­1920­е   годы, выделяется   на   многообразном   и   пестром   фоне   литературы   этих   исторических десятилетий   поэтический   голос   Александра   Блока.   В   нём   не   только   предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности,  свидетеля  эпохи,  воспринимающего   её  всеми  силами  души,  но и  глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего". В   чём   же   притягательность   поэзии   А.   Блока,   в   чём   своеобразие?   Сегодня   нам предстоит ответить на эти вопросы. Итак, запишите тему урока в тетради:  "Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. "Стихи о прекрасной Даме". Прошу вас делать необходимые записи по ходу урока. Обратимся   к   истокам   творчества   поэта.   Познакомимся   с   очерком   жизни   поэта. Сообщение ученика ( СЛАЙД 3­8) 16   ноября   (28   ноября)   1880   г.  Александр   Блок   родился   и   воспитывался   в высококультурной дворянско­интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине  XVIII века из Мекленбурга,   и   был   профессором   Варшавского   университета   по   кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А.Л. Блок возвращается в Варшаву, а А.А. Бекетова­Блок   остаётся   в   Петербурге   в   доме   своего   отца,   Андрея   Николаевича Бекетова,   известного   учёного­ботаника,   общественного   деятеля,   ректора   Санкт­ Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно­ популярных   очерков.   Бабушка,   Елизавета   Григорьевна,   всю   жизнь   занималась переводами научных и художественных произведений. "Список её трудов громаден", ­ вспоминал   позднее   внук.   Литературной   работой   систематически   занимались   и   её дочери ­ мать Блока и его тётки. Атмосфера   литературных   интересов   очень   рано   пробудила   в   нём  становится   "редактором­издателем" непреодолимую   тягу   к   поэзии. домашнего   рукописного   журнала   "Вестник",   готовит   переводы,   пародии,   рецензии,  В   1894   г. стихотворные   и   прозаические   опыты,   привлекает   к   сотрудничеству   двоюродных   и троюродных   братьев.   В   1894­1897   годах   гимназист   Блок   выпускает   37   номеров журнала. "Тогда уж меня пленила в нём (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность", ­ вспоминал Сергей Соловьёв, кузен Блока, будущий поэт­ младосимволист. В   юности   Александр   Блок   мечтал   стать   актёром,   занимался   декламацией, участвовал в любительских спектаклях.  1 августа 1898 г., будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира "Гамлет". Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии ­ Любовь Менделеева. Так начиналась история любви. ( СЛАЙД 9) Выразительное чтение стихотворения "Мы встречались с тобой на закате" Просмотр кадров из фильма " Стихи о Прекрасной даме" (1972) ( приложение) Слово учителя История любви Блока и Менделеевой не была безмятежной. Были и недопонимания, и разрывы отношений. Но Л.Д. Менделеева на всю жизнь останется его поэтической Музой. В   1898  г.   Блок   стал   студентом   юридического   факультета   Петербургского университете, но вскоре переводится на историко­филологический ф­т. В этом же году он начинает   писать   стихи,   которые   позже   войдут   в   сборник   "Стихи   о   Прекрасной   даме". (СЛАЙД  10­11) В 1903 г. в книге "Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства "Скорпион"   опубликован   цикл   из   10   стихотворений   "Стихи   о   Прекрасной   Даме". Состоялся   литературный   дебют   Блока.  Это   лирика   любви   и   природы,   полная   неясных предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что кроме реального мира, есть ещё некий " сверхреальный", высший "мир идей". Им   овладели,   по   его   же   собственному   признанию,   острые   мистические   переживания, волнение   беспокойное   и   неопределённое.   Он   начал   видеть   в   природе   и   в   окружающей действительности какие­то непонятные ему, но тревожащие душу "знаки". Такие  ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, попавших   под   влияние   древней   и   новой   идеалистической   и   религиозно   –   мистической философии. Громадное   впечатление   произвели   на   молодого   Блока   стихи   и   философские сочинения Владимира Соловьёва.( СЛАЙД15) Вопросы учащимся: ­Что вы знаете о Владимире Соловьёве? ­Вспомните, что такое символизм? ­К какому литературному направлению примыкал А. Блок? ­Назовите основные признаки символизма.   Книга "Стихи о Прекрасной даме" вышла в октябре 1904 г. в издательстве "Гриф" (93 стихотворения). .( СЛАЙД13) 1.Как   вы   думаете,   почему   поэт   так   назвал   свой   сборник   стихотворений?   Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: "Стихи о Прекрасной Даме"? 2. Какое слово можно было бы добавить? 3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена? Цикл   "Стихи   о   Прекрасной   Даме"   был   вдохновлен   Любовью   Дмитриевной Менделеевой. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 г. Блок написал: "…когда я носил в себе великое пламя любви". Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока. .( СЛАЙД14) В марте 1908 г. поэт писал: "Стихи о Прекрасной Даме" – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла,   тишина   –   закрытая   книга   бытия,   которая   пленяет   недоступностью….   Там   все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….".  Прекрасная Дама – "Царица чистоты", "Вечерняя Звезда" средоточие всего Вечного и Небесного. .( СЛАЙД15­16) Традиционная   романтическая   тема   любви­служения   получила   в"Стихах   о Прекрасной Даме" то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в неё идеями Вл. Соловьёва о слиянии с Вечно­Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии,   становясь   темой   лирических   стихов,   до   неузнаваемости   трансформирует   во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, "лунную" символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.). Рассмотрим подробнее стихи этого цикла. Обратимся   к   одному   из   стихотворений   "Вхожу   я   в   тёмные   храмы"(1901) (чтение наизусть подготовленным учеником). 1.  Какова   эмоциональная   атмосфера   стихотворения?   Каково   настроение   этого произведения?  2.   Каким   предстает   лирический   герой   стихотворения?   Каково   его   внутреннее состояние?  3.   Прорисован   ли   внешний   облик   Прекрасной   Дамы?   Можем   ли   мы   выделить конкретные, земные черты облика героини? 4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?  Выразительное   чтение   стихотворения  "Предчувствую   тебя.   Года   проходят мимо". (1902) 1. Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?  2. Чем, по­вашему, объясняется страх героя? 1. Сделаем выводы: Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы? (ответы учащихся) Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности.   В   стихотворении   "Вхожу   я   в   тёмные   храмы"   звучит   мотив оптимистического   ожидания   Прекрасной   Дамы,   образ   которой   сливается   с   образом Богоматери. Прекрасная Дама – это "сон" мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит   в   ожидании   встречи.   Постепенно   образ   Дамы   снижается,   становится   земным, приобретает реальные черты. В стихотворении " Предчувствую тебя. Года проходят мимо" мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её "привычные черты" вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.( СЛАЙД 14­16) 2. Как А. Блок изображает чувство любви? Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему­то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. 3.В чём своеобразие ранней лирики А. Блока? (.( СЛАЙД 17) Основными чертами символистской лирики Блока становятся:  ­Музыкальность; ­Возвышенность тематики; ­Многозначность; ­Мистическая настроенность; ­Недосказанность;  ­Расплывчатость образов Слово учителя Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905­1907 гг., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы народной   вольницы,   бродяжничества).   Резко   меняется   образ   центральной   героини: Прекрасную   Даму   сменяют   демонические   Незнакомка,   Снежная   Маска,   цыганка­ раскольница   Фаина.   Блок   активно   включается   в   литературную   повседневность, публикуется во всех символистских журналах. В 1907 г. Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема "народа и интеллигенции", ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи   о   России,   в   частности   цикл   "На   поле   Куликовом",   соединяют   образы   родины   и любимой (чтение стихотворения "Река раскинулась..."). После   февральской   революции   Блок   всё   более   и   более   сомневался   в установившемся  в стране буржуазно­республиканском  режиме,  поскольку он не принёс пароду  избавления  от  преступно  развязанной  войны,  Блока  всё  более   тревожит  судьба революции, и он начинает всё внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают  его  своей  ясностью:  мир   ­  народам,  земля   ­  крестьянам,   власть   ­  Советам. Незадолго   до   Октября   Блок   признаётся   в   разговоре:   "Да,   если   хотите,   я   скорее   с большевиками, они требуют мира..." Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в1918 г. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот   и   приход   к   власти   большевиков,   наконец,   разгон   Учредительного   собрания, первого российского парламента. А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание  Вслед   за   "Двенадцатью"   было   написано   стихотворение   "Скифы". Противопоставляя"   цивилизованный"   Запад   и   революционную   Русь,   поэт   от   имени революционной "скифской"  России  призывает  народы Европы положить конец "ужасам войны" и вложить "старый меч в ножны". Стихотворение завершается призывом к единению ( СЛАЙД 20­22) В последний раз — опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира,  В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира! В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны. Россия ­ Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью! Так завершилась "трилогия вочеловечения". Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.( СЛАЙД 23­24) В последние годы жизни1918 ­1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях   культуры,   созданных   новой   властью.   Пишет   статьи   "Интеллигенция   и революция" (1918 г.), "Крушение гуманизма" (1919 г.), стихотворения "Без божества, без вдохновенья"   (1921   г.),   "О   назначении   поэта"   (1921   г.).   В   последнем   стихотворении" Пушкинскому дому" проявилось разочарование поэта в происходящем. Что за пламенные дали Открывала нам река!  Но не эти дни мы звали, А грядущие века. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе!  Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Весной 1921 г. Блок смертельно заболел. Выехать за границу для лечения ему не разрешили. 7 августа он умер. Причина смерти осталась неизвестна. Незадолго до смерти А. Блок написал: " Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Закончить урок хочется строками стихотворения А. Ахматовой, посвящённом А. Блоку. Он прав – опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит… Как памятник началу века, Там этот человек стоит Когда он Пушкинскому Дому, Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой. Д/з: 1. Биография поэта;  2. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159­162, рассказать, в чём особенности раннего творчества Блока и стихов цикла "Стихи о Прекрасной Даме"; 3. Прочитать статью (с. 162­166 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905­1908 гг."; 4. Выразительное чтение стихотворений: "Незнакомка", "В ресторане", "Фабрика".

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"

Конспект урока  по литературе, 11класс. Тема "Александр Блок: судьба и творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017