Сценарий образовательной деятельности (подготовительная группа)
Блок программы: (Природа).
Тема: «Природное наследие».
Интеграция видов деятельности:
(игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, изобразительная)
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с природоохраняемым объектом в нашем районе (заповедники);
Расширять представление детей о разнообразии природного мира.
Развивающие:
развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
развитие и активизация словарного запаса детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, «особое» отношение к заповедным местам.
Планируемый результат: будет расширен кругозор детей в знании заповедников Усть-Тарского района («Мирнинский рям, Силишинский рям и Демидов рям);
узнают «Что такое заповедник, рям»;
сформированы знания о животном и растительном мире заповедников.
Средства, оборудование, материалы: ИКТ, видеофильм, карты и фотографии заповедников (рямы), картинки растительного и животного мира экосистемы (объемные шаблоны), художественное оборудование (ножницы, клей, альбом), сундук, разрезные слова, мольберты 3 шт, коробочки 2шт, камешки по количеству человек.
Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением природы заповедников, красной книги; игры для закрепления правил поведения в природе, знакомство с деревьями, животными, птицами и растениями.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ |
Этап образовательной деятельности
|
Ход образовательной деятельности
|
||||||
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
||||||
1. |
Вводная часть |
|||||||
|
Организационный момент
|
Здравствуй лес, дремучий лес Все открой, не утаи:
|
дети стоят в кругу, взявшись за руки
дети повторяют слова
поднимаются ткать, а под ней сундук и конверт |
|||||
|
Проблемная ситуация (или мотивация)
|
Воспитатель читает на конверте -Вы хотите узнать, что в сундуке? -Тогда вам нужно собрать слово. В этом вам помогут цифры на карточках. (ЗАПОВЕДНИК)
|
ответ детей выкладывают, читают |
|||||
2 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|||||||
|
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
|
Ребята, у нас получилось слово – заповедник.
А что такое заповедник? (заповедник - это особое место, где растения и
животные оберегаются и охраняются). Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа. Ребята в этом конверте, ещё конверт. Слово РЯМ. Кто знает, что это такое? Посмотрите, здесь лежит флешка. Давайте посмотрим. (смотрим видеофильм «Что такое рямы» https://www.youtube.com/watch?v=g82S29Jcqs8&feature=youtu.be или приложение.) если нет возможности, рассказывает взрослый Рям — это особый мир, живущий по своим законам и резко отличающийся от окружающей его лесостепи. Чахлые сосенки, мелкий кустарник, подушки рыхлого мха-сфагнума. В жаркий летний день ни малейшего дуновения ветерка, тучи гнуса и всюду царит одуряющий запах багульника. Идти по ряму трудно. Пока вытягиваешь одну ногу, другая успевает увязнуть во мху. Если присесть на мягкую моховую кочку, то вскоре оказываешься в углублении, полном воды. Куда ни глянь повсюду мох. Здесь он господин, здесь его царство. Мелкие угнетенные сосенки как будто тонут в сфагнуме, а некоторые кустарники почти совсем скрылись в его рыхлых подушках. Общий тон болота буроватый. Не слышно и не видно живых существ. Лишь изредка пролетит случайная птица и тотчас скроется среди деревьев. Таким предстает рям человеку.
|
читают отвечают |
|||||
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
|
Сундук говорит, загляните и узнаете, какие заповедники находятся на территории вашего Усть-Тарского района. Может Вы догадались? Мирнинский рям представляет собой изолированный островной участок таежно-болотной растительности, находится в окрестностях села Мирный на берегу озера Угуй. Демидов рям с давних времен на территории «Демидова ряма» производилась заготовка ягод. Находится в 4,5 км на северо-запад от села Яркуль-Матюшкино. Силишинский рям. Ландшафт Силишинского ряма представляет собой частично заболоченное сосновое редколесье с плотными зарослями багульника. Окраина ряма сильно заболочена. В его пределах расположено небольшое озеро. Ребята, рассмотрим карты рямов и сравним территории. Какой рям по площади больше всех? Вспомните видеофильм или рассказ, что можно увидеть в рямах? Заглянем в сундук, есть такое? (достают коробочку «Растения») Растения можно разделить на группы. Дидактическая игра «Разложи по группам» 1. «Деревья» 2. «Ягоды» 3. «Травы» растения — щитовник гребенчатый, осот болотный, зверобой большой; звездчатка ланцетовидная Красную книгу Новосибирской области занесены: Многие растения, встречающиеся на рямах, обладают лекарственными свойствами. Широко известны, например, вахта трёхлистная, сабельник болотный, багульник. деревья — сосна, берёза, но они угнетены и сильно отличаются внешним видом от своих собратьев в обычном лесу. Например, сосна обыкновенная образует здесь особую болотную форму. Эти маленькие деревца мало напоминают те стройные деревья, которыми мы любуемся в сосновых борах. Здесь, на болоте, сосна имеет плачевный вид, тонкие стволы ее изогнуты и покрыты лишайниками, крона развита ненормально. Иные деревца почти полностью погребены в торфе, и над покровом мхов видны только их жалкие верхушки. Ягоды - рямы это и богатейшие ягодные плантации, плодоносящие с начала лета до глубокой осени. Первым созревает урожай морошки. За ней следует голубика, брусника, а с сентября моховые кочки покрываются россыпями спелой клюквы. Подвижная игра «Соберу ягоду в корзинку» ( выбирается ведущий – ЯГОДНИК, под музыку дети танцуют на полянке, по сигналу собираются каждый в свою корзинку, кого поймал ягодник выходит из игры) Что можно увидеть ещё в рямах? Заглянем в сундук, есть такое? (достают коробочку «Животные») животные — кобчик, бородатая неясыть, обыкновенный соловей, шмель моховой. В Красную книгу Новосибирской области занесены.
|
дети достают свёртки, разворачивают по очереди
рассматривают и отвечают
растения
дети выполняют задания
объёмными шаблонами растений заполняется «имитированный рям»
дети надевают шапочки – ягодки, играют
животные
объёмными шаблонами животных заполняется «имитированный рям»
|
|||||
|
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
|
Заглянем в сундук, что он ещё может нам рассказать? Ребята, что опасно для заповедников (рямов)? Хотя рямы и являются болотами, они, как ни странно, очень подвержены пожарам. Обычно возгорание ряма возникают по вине человека из-за непотушенных костров и палов (Лесной, полевой или степной пожар.) Как правило, пожары случаются летом, во время засухи. Подсохший торф легко начинает тлеть, поверхностный пожар переходит в подземный, при котором горит уже глубокий торфяной слой, находящийся под лесным массивом. В некоторых случаях торфяная залежь может выгореть на всю глубину. Нужно помнить, что разводить костры на верховых болотах категорически запрещено. На территории рямов, причисленных к памятникам природы, запрещена также мелиоративная деятельность, добыча торфа, массовый сбор растений, в том числе заготовка мха сфагнума, отлов животных, проезд вездеходного гусеничного транспорта, повреждение и уничтожение почвозащитной приболотной растительности, применение ядохимикатов, устройство свалок. Некоторая хозяйственная деятельность на территории памятников природы допускается. Местному населению разрешен умеренный сбор ягод на болоте. На прилегающих к рямам луговых и займищных участках разрешено контролируемое сенокошение и выпас скота. Давайте оставим память в группе о заповедниках нашего района. Изготовление альбома «Заповедники Усть-Таркского района», использовать ссылки в приложении. |
достают коробочку «Опасно», обсуждают, приводят примеры
берут из коробки шаблоны знаков, если это запрещено перечёркивают и добавляют в «имитированный рям»
дети вырезают и наклеивают, растения, животных и т.д. в подготовленный альбом (названия для картинок, страницы с пометкой занесены в Красную книгу) |
|||||
3 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|||||||
|
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
|
Модель и альбом « Заповедники Усть-Тарского района» |
Оформление в природном уголке |
|||||
|
Рефлексия
|
Из Волшебного сундука узнали много нового и интересного! Чтобы ВСЁ запомнить, сундук нужно отблагодарить. Возьмите по одному драгоценному камешку. Положите камешек в сундук и говорите, что запомнили, что узнали нового, что запомнилось больше всего и почему, что желаете сделать ещё раз и т.д.
|
По очереди кладут в сундук и говорят
Накрывают сундук тканью и прощаются
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.