"Природное наследие . Заповедники Усть-Таркского района"
Оценка 4.7

"Природное наследие . Заповедники Усть-Таркского района"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
29.07.2024
"Природное наследие . Заповедники Усть-Таркского района"
Познакомить детей с природоохраняемым объектом в нашем районе (заповедники); Расширять представление детей о разнообразии природного мира.
Конспект занятия _Заповедники Усть-Тарского района_.docx

                                          Сценарий образовательной деятельности   (подготовительная группа)

Блок программы: (Природа).

Тема: «Природное наследие».

Интеграция видов деятельности:

 (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, изобразительная)

Задачи: 

Образовательные: 

Познакомить детей с природоохраняемым  объектом в нашем районе (заповедники);

Расширять представление детей о разнообразии природного мира.

Развивающие

развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

развитие и активизация словарного запаса детей.

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к окружающему миру, «особое» отношение к заповедным местам.

Планируемый результат: будет расширен кругозор детей в знании заповедников Усть-Тарского района («Мирнинский рям,  Силишинский рям и Демидов рям);

узнают «Что такое заповедник, рям»;

сформированы знания о животном и растительном мире заповедников.

Средства, оборудование, материалы: ИКТ, видеофильм, карты и фотографии заповедников (рямы), картинки растительного и животного мира экосистемы (объемные шаблоны),  художественное оборудование (ножницы, клей, альбом), сундук, разрезные слова, мольберты 3 шт, коробочки 2шт, камешки по количеству человек.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением природы заповедников, красной книги; игры для закрепления правил поведения в природе, знакомство с деревьями, животными, птицами и растениями.

 

                                          Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

 

                        Ход образовательной деятельности

 

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

1.

Вводная часть

 

Организационный момент

 

 

 

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

 

 

дети стоят в кругу, взявшись за руки

 

 

дети повторяют слова

 

 

поднимаются ткать, а под ней сундук и конверт

 

Проблемная ситуация (или мотивация)

 

Воспитатель читает на конверте

-Вы хотите узнать, что в сундуке?

-Тогда вам нужно собрать слово. В этом вам помогут цифры на карточках. (ЗАПОВЕДНИК)

 

 

ответ детей

выкладывают, читают

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

 

Ребята, у нас получилось слово – заповедник. А что  такое заповедник? (заповедник - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются).                                                                                                               
 Это место, где вся природа охраняется человеком.

Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.

Ребята в этом конверте, ещё конверт. Слово РЯМ.

 Кто знает, что это такое?

Посмотрите, здесь лежит флешка. Давайте посмотрим.

(смотрим  видеофильм «Что такое рямы» https://www.youtube.com/watch?v=g82S29Jcqs8&feature=youtu.be

 или приложение.)

если нет возможности, рассказывает взрослый

Рям — это особый мир, живущий по своим законам и резко отличающийся от окружающей его лесостепи. Чахлые сосенки, мелкий кустарник, подушки рыхлого мха-сфагнума. В жаркий летний день ни малейшего дуновения ветерка, тучи гнуса и всюду царит одуряющий запах багульника. Идти по ряму трудно. Пока вытягиваешь одну ногу, другая успевает увязнуть во мху. Если присесть на мягкую моховую кочку, то вскоре оказываешься в углублении, полном воды. Куда ни глянь повсюду мох. Здесь он господин, здесь его царство. Мелкие угнетенные сосенки как будто тонут в сфагнуме, а некоторые кустарники почти совсем скрылись в его рыхлых подушках. Общий тон болота буроватый. Не слышно и не видно живых существ. Лишь изредка пролетит случайная птица и тотчас скроется среди деревьев. Таким предстает рям человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

читают

отвечают

 

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 

Сундук говорит, загляните и узнаете, какие заповедники находятся на территории вашего Усть-Тарского района.

Может Вы догадались?

Мирнинский рям представляет собой изолированный островной участок таежно-болотной растительности, находится  в окрестностях села Мирный на берегу озера Угуй.

Демидов рям  с  давних времен на территории «Демидова ряма» производилась заготовка ягод.  Находится в 4,5 км на северо-запад от села Яркуль-Матюшкино.

Силишинский рям. Ландшафт Силишинского ряма представляет собой частично заболоченное сосновое редколесье с плотными зарослями багульника. Окраина ряма сильно заболочена. В его пределах расположено небольшое озеро.

Ребята, рассмотрим карты рямов и сравним территории. Какой  рям по площади больше всех?

Вспомните видеофильм или рассказ, что можно увидеть в рямах?

Заглянем в сундук, есть такое?

(достают коробочку «Растения»)

Растения  можно разделить на группы.

Дидактическая игра «Разложи по группам»

1.      «Деревья» 2. «Ягоды» 3. «Травы»

растения — щитовник гребенчатый, осот болотный, зверобой большой; звездчатка ланцетовидная

Красную книгу Новосибирской области занесены:

Многие растения, встречающиеся на рямах, обладают лекарственными свойствами. Широко известны, например, вахта трёхлистная, сабельник болотный, багульник.

деревья — сосна, берёза, но они угнетены и сильно отличаются внешним видом от своих собратьев в обычном лесу. Например, сосна обыкновенная образует здесь особую болотную форму. Эти маленькие деревца мало напоминают те стройные деревья, которыми мы любуемся в сосновых борах. Здесь, на болоте, сосна имеет плачевный вид, тонкие стволы ее изогнуты и покрыты лишайниками, крона развита ненормально. Иные деревца почти полностью погребены в торфе, и над покровом мхов видны только их жалкие верхушки.

Ягоды - рямы это и богатейшие ягодные плантации, плодоносящие с начала лета до глубокой осени. Первым созревает урожай морошки. За ней следует голубика, брусника, а с сентября моховые кочки покрываются россыпями спелой клюквы.

Подвижная игра «Соберу ягоду в корзинку»

( выбирается  ведущий – ЯГОДНИК, под музыку дети танцуют на полянке, по сигналу собираются  каждый в свою корзинку, кого поймал ягодник выходит из игры)

                            Что можно увидеть ещё в рямах?

Заглянем в сундук, есть такое?

                           (достают коробочку «Животные»)

животные   —   кобчик, бородатая  неясыть,  обыкновенный соловей, шмель моховой.

В Красную книгу Новосибирской области занесены.

 

 

дети  достают свёртки, разворачивают по очереди

 

 

 

 

 

рассматривают и отвечают

 

 

 

 

 

 

растения

 

 

 

 

 

дети выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объёмными шаблонами растений заполняется «имитированный рям»

 

 

 

дети надевают шапочки – ягодки, играют

 

 

 

животные

 

объёмными шаблонами животных  заполняется «имитированный рям»

 

 

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 

Заглянем в сундук, что он ещё может нам рассказать?

Ребята, что опасно для заповедников (рямов)?

      Хотя рямы и являются болотами, они, как ни странно, очень подвержены пожарам. Обычно возгорание ряма возникают по вине человека из-за непотушенных костров и палов (Лесной, полевой или степной пожар.) Как правило, пожары случаются летом, во время засухи. Подсохший торф легко начинает тлеть, поверхностный пожар переходит в подземный, при котором горит уже глубокий торфяной слой, находящийся под лесным массивом. В некоторых случаях торфяная залежь может выгореть на всю глубину. Нужно помнить, что разводить костры на верховых болотах категорически запрещено.

На территории рямов, причисленных к памятникам природы, запрещена также мелиоративная деятельность, добыча торфа, массовый сбор растений, в том числе заготовка мха сфагнума, отлов животных, проезд вездеходного гусеничного транспорта, повреждение и уничтожение почвозащитной приболотной растительности, применение ядохимикатов, устройство свалок.

        Некоторая хозяйственная деятельность на территории памятников природы допускается. Местному населению разрешен умеренный сбор ягод на болоте. На прилегающих к рямам луговых и займищных участках разрешено контролируемое сенокошение и выпас скота.

Давайте оставим память в группе о заповедниках нашего района.

Изготовление альбома «Заповедники Усть-Таркского района», использовать ссылки в приложении.

достают коробочку «Опасно»,

обсуждают, приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

берут из коробки шаблоны знаков, если это запрещено перечёркивают и добавляют в «имитированный рям»

 

 

 

 

дети вырезают и наклеивают, растения, животных и т.д. в подготовленный альбом (названия для картинок, страницы с пометкой занесены в Красную книгу)

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

 

 

 

Модель и альбом « Заповедники Усть-Тарского района»

 

Оформление в природном уголке

 

Рефлексия

 

 Из Волшебного сундука узнали много нового и интересного!

Чтобы ВСЁ запомнить, сундук нужно отблагодарить.

Возьмите по одному драгоценному камешку.

Положите камешек в сундук и говорите, что запомнили, что узнали нового, что запомнилось больше всего и почему, что желаете сделать ещё раз и т.д.

 

По очереди кладут в сундук и говорят

 

Накрывают сундук тканью и прощаются

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий образовательной деятельности (подготовительная группа )

Сценарий образовательной деятельности (подготовительная группа )

Здравствуй лес, дремучий лес

Здравствуй лес, дремучий лес

Рям — это особый мир, живущий по своим законам и резко отличающийся от окружающей его лесостепи

Рям — это особый мир, живущий по своим законам и резко отличающийся от окружающей его лесостепи

Дидактическая игра «Разложи по группам» 1

Дидактическая игра «Разложи по группам» 1

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2024