"Природное наследие . Заповедники Усть-Таркского района"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить детей с природоохраняемым объектом в нашем районе (заповедники); Расширять представление детей о разнообразии природного мира.
Иконка файла материала Конспект занятия _Заповедники Усть-Тарского района_.docx

                                          Сценарий образовательной деятельности   (подготовительная группа)

Блок программы: (Природа).

Тема: «Природное наследие».

Интеграция видов деятельности:

 (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, изобразительная)

Задачи: 

Образовательные: 

Познакомить детей с природоохраняемым  объектом в нашем районе (заповедники);

Расширять представление детей о разнообразии природного мира.

Развивающие

развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

развитие и активизация словарного запаса детей.

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к окружающему миру, «особое» отношение к заповедным местам.

Планируемый результат: будет расширен кругозор детей в знании заповедников Усть-Тарского района («Мирнинский рям,  Силишинский рям и Демидов рям);

узнают «Что такое заповедник, рям»;

сформированы знания о животном и растительном мире заповедников.

Средства, оборудование, материалы: ИКТ, видеофильм, карты и фотографии заповедников (рямы), картинки растительного и животного мира экосистемы (объемные шаблоны),  художественное оборудование (ножницы, клей, альбом), сундук, разрезные слова, мольберты 3 шт, коробочки 2шт, камешки по количеству человек.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением природы заповедников, красной книги; игры для закрепления правил поведения в природе, знакомство с деревьями, животными, птицами и растениями.

 

                                          Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

 

                        Ход образовательной деятельности

 

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

1.

Вводная часть

 

Организационный момент

 

 

 

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

 

 

дети стоят в кругу, взявшись за руки

 

 

дети повторяют слова

 

 

поднимаются ткать, а под ней сундук и конверт

 

Проблемная ситуация (или мотивация)

 

Воспитатель читает на конверте

-Вы хотите узнать, что в сундуке?

-Тогда вам нужно собрать слово. В этом вам помогут цифры на карточках. (ЗАПОВЕДНИК)

 

 

ответ детей

выкладывают, читают

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

 

Ребята, у нас получилось слово – заповедник. А что  такое заповедник? (заповедник - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются).                                                                                                               
 Это место, где вся природа охраняется человеком.

Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.

Ребята в этом конверте, ещё конверт. Слово РЯМ.

 Кто знает, что это такое?

Посмотрите, здесь лежит флешка. Давайте посмотрим.

(смотрим  видеофильм «Что такое рямы» https://www.youtube.com/watch?v=g82S29Jcqs8&feature=youtu.be

 или приложение.)

если нет возможности, рассказывает взрослый

Рям — это особый мир, живущий по своим законам и резко отличающийся от окружающей его лесостепи. Чахлые сосенки, мелкий кустарник, подушки рыхлого мха-сфагнума. В жаркий летний день ни малейшего дуновения ветерка, тучи гнуса и всюду царит одуряющий запах багульника. Идти по ряму трудно. Пока вытягиваешь одну ногу, другая успевает увязнуть во мху. Если присесть на мягкую моховую кочку, то вскоре оказываешься в углублении, полном воды. Куда ни глянь повсюду мох. Здесь он господин, здесь его царство. Мелкие угнетенные сосенки как будто тонут в сфагнуме, а некоторые кустарники почти совсем скрылись в его рыхлых подушках. Общий тон болота буроватый. Не слышно и не видно живых существ. Лишь изредка пролетит случайная птица и тотчас скроется среди деревьев. Таким предстает рям человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

читают

отвечают

 

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 

Сундук говорит, загляните и узнаете, какие заповедники находятся на территории вашего Усть-Тарского района.

Может Вы догадались?

Мирнинский рям представляет собой изолированный островной участок таежно-болотной растительности, находится  в окрестностях села Мирный на берегу озера Угуй.

Демидов рям  с  давних времен на территории «Демидова ряма» производилась заготовка ягод.  Находится в 4,5 км на северо-запад от села Яркуль-Матюшкино.

Силишинский рям. Ландшафт Силишинского ряма представляет собой частично заболоченное сосновое редколесье с плотными зарослями багульника. Окраина ряма сильно заболочена. В его пределах расположено небольшое озеро.

Ребята, рассмотрим карты рямов и сравним территории. Какой  рям по площади больше всех?

Вспомните видеофильм или рассказ, что можно увидеть в рямах?

Заглянем в сундук, есть такое?

(достают коробочку «Растения»)

Растения  можно разделить на группы.

Дидактическая игра «Разложи по группам»

1.      «Деревья» 2. «Ягоды» 3. «Травы»

растения — щитовник гребенчатый, осот болотный, зверобой большой; звездчатка ланцетовидная

Красную книгу Новосибирской области занесены:

Многие растения, встречающиеся на рямах, обладают лекарственными свойствами. Широко известны, например, вахта трёхлистная, сабельник болотный, багульник.

деревья — сосна, берёза, но они угнетены и сильно отличаются внешним видом от своих собратьев в обычном лесу. Например, сосна обыкновенная образует здесь особую болотную форму. Эти маленькие деревца мало напоминают те стройные деревья, которыми мы любуемся в сосновых борах. Здесь, на болоте, сосна имеет плачевный вид, тонкие стволы ее изогнуты и покрыты лишайниками, крона развита ненормально. Иные деревца почти полностью погребены в торфе, и над покровом мхов видны только их жалкие верхушки.

Ягоды - рямы это и богатейшие ягодные плантации, плодоносящие с начала лета до глубокой осени. Первым созревает урожай морошки. За ней следует голубика, брусника, а с сентября моховые кочки покрываются россыпями спелой клюквы.

Подвижная игра «Соберу ягоду в корзинку»

( выбирается  ведущий – ЯГОДНИК, под музыку дети танцуют на полянке, по сигналу собираются  каждый в свою корзинку, кого поймал ягодник выходит из игры)

                            Что можно увидеть ещё в рямах?

Заглянем в сундук, есть такое?

                           (достают коробочку «Животные»)

животные   —   кобчик, бородатая  неясыть,  обыкновенный соловей, шмель моховой.

В Красную книгу Новосибирской области занесены.

 

 

дети  достают свёртки, разворачивают по очереди

 

 

 

 

 

рассматривают и отвечают

 

 

 

 

 

 

растения

 

 

 

 

 

дети выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объёмными шаблонами растений заполняется «имитированный рям»

 

 

 

дети надевают шапочки – ягодки, играют

 

 

 

животные

 

объёмными шаблонами животных  заполняется «имитированный рям»

 

 

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 

Заглянем в сундук, что он ещё может нам рассказать?

Ребята, что опасно для заповедников (рямов)?

      Хотя рямы и являются болотами, они, как ни странно, очень подвержены пожарам. Обычно возгорание ряма возникают по вине человека из-за непотушенных костров и палов (Лесной, полевой или степной пожар.) Как правило, пожары случаются летом, во время засухи. Подсохший торф легко начинает тлеть, поверхностный пожар переходит в подземный, при котором горит уже глубокий торфяной слой, находящийся под лесным массивом. В некоторых случаях торфяная залежь может выгореть на всю глубину. Нужно помнить, что разводить костры на верховых болотах категорически запрещено.

На территории рямов, причисленных к памятникам природы, запрещена также мелиоративная деятельность, добыча торфа, массовый сбор растений, в том числе заготовка мха сфагнума, отлов животных, проезд вездеходного гусеничного транспорта, повреждение и уничтожение почвозащитной приболотной растительности, применение ядохимикатов, устройство свалок.

        Некоторая хозяйственная деятельность на территории памятников природы допускается. Местному населению разрешен умеренный сбор ягод на болоте. На прилегающих к рямам луговых и займищных участках разрешено контролируемое сенокошение и выпас скота.

Давайте оставим память в группе о заповедниках нашего района.

Изготовление альбома «Заповедники Усть-Таркского района», использовать ссылки в приложении.

достают коробочку «Опасно»,

обсуждают, приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

берут из коробки шаблоны знаков, если это запрещено перечёркивают и добавляют в «имитированный рям»

 

 

 

 

дети вырезают и наклеивают, растения, животных и т.д. в подготовленный альбом (названия для картинок, страницы с пометкой занесены в Красную книгу)

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

 

 

 

Модель и альбом « Заповедники Усть-Тарского района»

 

Оформление в природном уголке

 

Рефлексия

 

 Из Волшебного сундука узнали много нового и интересного!

Чтобы ВСЁ запомнить, сундук нужно отблагодарить.

Возьмите по одному драгоценному камешку.

Положите камешек в сундук и говорите, что запомнили, что узнали нового, что запомнилось больше всего и почему, что желаете сделать ещё раз и т.д.

 

По очереди кладут в сундук и говорят

 

Накрывают сундук тканью и прощаются

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru